Как нацпроекты развивают бизнес на Алтае

19:00, 18 сентября 2019г, Экономика 1381


1
1

Фото Олег БОГДАНОВ

Подробно о работе Алтайского фонда развития малого и среднего предпринимательства (МСП) по реализации национальных проектов рассказывает директор этой некоммерческой организации Антон Слободчиков.

Начинающие

– Антон Валерьевич, давайте начнем с портрета сегодняшнего начинающего предпринимателя. Кого больше – молодых  или возрастных?

– Люди пытаются открыть свое дело независимо от их возраста. Есть и молодежь, и те, кому перевалило за пятьдесят. Видим много женщин. Кстати, согласно статистике, каждая третья женщина в России когда-то пробовала заниматься бизнесом. Когда в позапрошлом году у нас начиналась программа «Мама-предприниматель», на участие в ней поступило 240 заявок. К сожалению, мы могли взять не больше 35 человек. В прошлом году и в этом на эту программу тоже спрос гораздо превышал предложение.

Нынче мы провели курс семинаров «Мама-предприниматель» в нескольких районах. С 18 июля начинаем в Барнауле «Женский бизнес». Программа, рассчитанная на четыре недели для деловых леди. Ее ведут федеральные эксперты, тренинги которых очень дорого стоят на рынке, а в рамках федеральной программы и наших возможностей они для предпринимательниц абсолютно бесплатны.

Сейчас стоит задача сформировать предложение для всех целевых аудиторий: для пенсионеров, для студентов. Среди них  много так называемых самозанятых.

В национальном проекте, посвященном развитию предпринимательства, есть крайне важный раздел, связанный с популяризацией бизнеса. Он сейчас будет наполняться историями успеха в различных сферах деятельности людей самых разных возрастов. Я надеюсь, что с августа этот контент наполнит информационное поле. Чтобы люди не боялись и пробовали себя в деле.

– А чего люди боятся? Не уверены, что их проект выстрелит, или чувствуют снижение покупательной способности потенциальных клиентов?

– Эти факторы, безусловно, играют роль. Есть примеры закрытия ИП, есть риски, связанные с поиском свободной ниши. Кому-то психологически сложно решиться принять ответственность на себя. Все-таки на дядю работать проще.
А бизнес подразумевает постоянное напряжение. Вся прибыль твоя, но и все заботы, связанные с ее получением, твои. К этому не каждый готов.

– Вы помогаете новичкам понять, будет из них  толк  или  нет?

– Как раз для этого создана программа «Азбука предпринимателя». Она рассчитана на тех, кто имеет еще сырую бизнес-идею и хотел бы примерить свои силы. Задача слушателей – за неделю, которую идут занятия, либо утвердиться в перспективности своего плана, либо его поменять, а может, прийти к выводу, что он пока не готов заниматься предпринимательством. Это лучше, чем потратить деньги впустую и окончательно разочароваться в своих  деловых  способностях.

Образовательные программы

– Мы долгие годы говорим о выходе бизнеса из тени, но воз сдвигается медленно. Какие механизмы предлагается использовать в рамках реализации нацпроекта?

– На протяжении десятилетий бизнес как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли, был под запретом. Бизнес 90-х нередко имел извращенные формы, на этапе становления в системе налогообложения были существенные перекосы. Все это сказалось на целых поколениях, поэтому и воз, как вы говорите, движется медленно. Но формация меняется, на своих семинарах мы объясняем, что бизнес – это ответственность, в том числе и социальная,  это рабочие места,  детские  сады,  дороги, школы…

Мы рассказываем, как можно при грамотном управлении, при наличии определенных компетенций избежать рисков, привлечь инвестиции, инструменты помощи от государства, показываем примеры реальных предпринимателей, а ведь это невозможно, пока ты в тени.

Ассортимент поддержки в этом году очень велик. Возможностей в рамках национального проекта и благодаря консолидации, которая произошла на нашей площадке, стало в разы больше, чем в прошлые годы. Если раньше мы были сосредоточены на городе, то теперь имеем возможность возить программы в районы края, работать индивидуально. Выросло и число программ финансовой поддержки, экспортной – мы втрое увеличили число международных выставок, на которые каждый предприниматель края может поехать за счет федерального бюджета, мы втрое увеличили число межрегиональных выставок, где участие также бесплатно для легального бизнеса. Это новые рынки сбыта, это развитие, шанс привлечь инвестиции. Пользуйтесь!

– Давайте познакомим с некоторыми из них.

– Начнем с федеральных, в которых мы задействованы вместе с Корпорацией МСП. Помимо «Азбуки предпринимателя» есть программа «Школа предпринимательства» для действующих бизнесменов, в рамках которой мы можем восполнить у слушателей недостающие компетенции.

В прошлом году мы начали занятия «Школы бизнеса регионов», внутри которой прошла программа «Пять точек роста», где действующие предприниматели федерального уровня рассказывают местным, как улучшить какие-то составляющие их бизнеса. Например, как более эффективно использовать персонал, как его лучше мотивировать, как продвигать свою компанию на региональных и международных площадках, как адаптировать купленную франшизу либо упаковать свой бизнес для франчайзи.

Часть из этих занятий уже прошли. Чуть позднее начнется программа «Бизнес, как спорт». Это акселератор, позволяющий действующим предпринимателям развить своё дело. Группа будет небольшая, порядка 30 человек, так что у эксперта есть возможность поработать с каждым участником над его проектом.

Мы видим, как эта программа дает эффект в других регионах, поэтому решено реализовать ее на площадке центра «Мой бизнес».

– Кроме федеральных тренеров есть немало алтайских специалистов, которые проводят обучение начинающих предпринимателей. Вы пользуетесь их услугами или они для фонда конкуренты?

– Мы проводим отбор среди тех, кто зарекомендовал хорошо себя на алтайской земле. Они работают на нашей площадке. Кто-то консультирует по теме социального предпринимательства, кто-то в сфере диджитализации: выход в социальные сети, использование CRM-систем, SMM. Есть специалисты по работе с персоналом. Они учат, как правильно взаимодействовать с наемными работниками. Этот опыт мы используем на сто процентов.

– Может ли предприниматель у вас пройти индивидуальную подготовку, не дожидаясь, пока соберется целая группа желающих?

– В рамках поддержки социального предпринимательства возможно обучение в любом профильном учебном заведении страны. К примеру, приходит к нам владелец реабилитационного центра для детей с ДЦП. Ему необходимо повысить квалификацию. В Санкт-Петербурге есть центр, где проводят курсы по этой тематике. Мы договариваемся с этим вузом. Составляется трехсторонний договор между учебным заведением, предпринимателем и фондом, по которому мы оплачиваем образовательную услугу. Во всех остальных случаях обучение проходит в группах.

Однако если нужно предпринимателю овладеть каким-то специальным знанием или навыком, к примеру по работе с тендерной площадкой или основам бухучета, то есть индивидуальные консультации с экспертами.

– Кто является инициатором проведения тех или иных курсов – фонд или бизнесмены?

– По-разному. Если видим, что желающих пройти обучение в этом году было больше, чем мог осилить тренер, тогда планируем на следующий год такой же семинар.

Либо выясняем через различные каналы коммуникации, какие вопросы интересны деловым людям. Например, предпринимателей интересовали госзакупки. Мы, скооперировавшись с региональным Министерством экономического развития, нашли специалиста и тренера из Новосибирска, собрали аудиторию и отработали тему. В составе автопоезда «Мой бизнес» мы проехали большую часть районов края, получили предпринимательские запросы, к примеру по темам маркировки товара, работы с онлайн-кассами. Семинары по этим темам были включены в программу наших выездов. Также помогли выяснить тонкости изменения кадастровой оценки недвижимости на семинарах, организованных совместно с региональным отделением общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России».

Займы и консультации

– Известно, что у Алтайского фонда микрозаймов улучшились условия выдачи займов. Как это повлияло на число желающих получить в АФМ деньги?

– Фонд микрозаймов еще один действующий инструмент господдержки бизнеса, которым также можно воспользоваться в центре «Мой бизнес». В случае если предпринимателям нужны небольшие суммы, фонд приходит на помощь. Механизм этот эффективен, потому что условия кредитования весьма лояльны.

В случае если речь идет о суммах, превышающих 5 млн руб., мы предлагаем механизм гарантийного обеспечения. Предприниматель выбирает банк и программу кредитования, удобную ему, зачастую эти программы льготные с минимальными процентными ставками от 3%. В коммерческом секторе кредитования таких ставок просто не найти! Банк оценивает залоговое обеспечение, а за недостающую его часть поручается Фонд МСП. Мы как-то считали: порядка 70% предпринимателей, которые воспользовались гарантийной поддержкой, без нее не смогли бы привлечь кредитные средства вовсе.

В первом полугодии прошлого года нашей поддержкой в размере 166,6 млн руб. воспользовались 28 региональных предприятий, получив кредиты в размере 472,2 млн руб. В текущем году на фоне увеличения объема выданных нами поручительств (137% к уровню прошлого года) произошел  рост  гарантийного  плеча  фонда: при сохранении суммы привлеченных бизнесом кредитов на уровне прошлого года доля участия фонда в сделке возросла с 35% в прошлом году до 48% в текущем.

– Будет ли меняться формат работы информационно-консультационных центров?

– Мы уже несколько серьезных усилий в этом направлении сделали. В частности, заключили соглашения с главами муниципальных образований о взаимодействии по развитию муниципальной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, разработали стандарт деятельности ИКЦ и провели обучение и аттестацию специалистов центров.

Мы пытаемся заинтересовать сотрудников ИКЦ, предоставляя актуальные знания обо всех инструментах господдержки, чтобы им было легче работать. Для этого проводим их обучение как дистанционно (видео-конференц-связь), так и в очном формате, в том числе создан специальный образовательный портал для ИКЦ.

Мы считаем, что ИКЦ должен действовать по принципу одного окна, вовлекая в работу с предпринимателями все структурные подразделения администрации, чья деятельность так или иначе влияет на развитие бизнеса.

Для каждого муниципалитета развитие малого и среднего бизнеса – одна из ключевых задач, потому что предприниматели приносят реальные доходы в бюджет. Там, где главы районов это понимают, там ИКЦ работают эффективно.

ИКЦ – это первичная точка входа, куда предприниматель приходит за всеми услугами. Потому что до каждого района нам дотянуться из Барнаула очень сложно. Мы уже не раз в этом году встречались со специалистами центров, настраивали их работать в единых стандартах. Мы и своих сотрудников постоянно учим клиентоориентированности, выявлению потребностей предпринимателей. Мало просто ответить на вопрос человека, что в центре «Мой бизнес» можно получить льготный заем. Нужно выспросить, для чего ему заем. И когда предприниматель начинает рассказывать, что деньги ему нужны, чтобы приобрести объект недвижимости, нужно, условно говоря, предложить пустующее здание, которое есть на балансе муниципалитета.

А дальше выясняется, что необходимо провести сертификацию планируемой к выпуску продукции, которую в дальнейшем предприниматель хочет продвигать на межрегиональном и международном рынках.

Рассматривая данный кейс, специалист ИКЦ информирует предпринимателя о возможности сертифицировать продукцию и принять участие в выставках и бизнес-миссиях на территории РФ и за рубежом в составе делегации Алтайского края за счет средств государственной поддержки центра «Мой бизнес».

Плюс надо рассказать о существовании образовательных программ, которые помогут преодолеть страхи и риски или по крайней мере расширить горизонт.

«Вот он план: записывайся на любой семинар. Хочешь – сейчас, хочешь – позже, зайдя на сайт «Мойбизнес22.РФ» – примерно таким должен быть разговор с каждым посетителем ИКЦ.

К такому порядку работы мы стремимся сами и ориентируем муниципальную инфраструктуру поддержки субъектов МСП.

– В Рубцовске недавно в связи с закрытием нескольких предприятий высвободилось много работников. Они пойдут на биржу труда, и им могут предложить по 58 тыс. руб. на открытие своего дела. У вас есть взаимодействие с центрами занятости?

– В основном информационное. Мы направляем им график проведения всех наших семинаров, участвуем в их образовательных курсах, рассказывая о возможностях, которые есть для начинающих предпринимателей на площадках в рамках центра «Мой бизнес».

Но мы заметили, что, к примеру, на «Азбуку предпринимателя» нередко приходят те, кто планирует представить бизнес-план для соискания субсидии ЦЗН. В рамках образовательного курса они формируют бизнес-модель, просчитывают ее, оформляют план и успешно защищают его. За всю историю не было ни одного провального бизнес-плана!

– В прошлом году изменился формат деятельности вашего фонда. Поменялся не только дизайн фронт-офиса,  ваших электронных ресурсов, но и подход к работе сотрудников. Почувствовали ли вы от этого положительный эффект?

– Безусловно. Анализ статистики это подтверждает. Количество обращений выросло в разы, соответственно, и количество услуг по всем направлениям. Везде рост. По-другому и не могло быть. Мы сегодня присутствуем во всех социальных сетях, портал переделали так, что им интуитивно понятно пользоваться. Мы создали горячую линию и бесконечно ее популяризируем. Это федеральный номер, бесплатный звонок, простая навигация, единая СRM-система, в рамках которой ни одно из обращений не остается без ответа. Пользователям мессенджера Telegram на вопросы о вариантах господдержки отвечает специальная программа (чат-бот).

Скоро у нас появится мобильное приложение «Мойбизнес22.РФ», в котором будет весь календарь событий, возможность записаться на прием к специалисту фонда, не потерять контакты участников занятий, на которых уже был пользователь приложения. Когда человек посещает наши семинары и тренинги, то для него важно не только выслушать спикера, но и пообщаться с другими бизнесменами, которые пришли с теми же проблемами. Все они регистрируются, оставляют координаты. Это позволяет потом создать им некое сообщество для обмена опытом. Если семинар проходит онлайн, то через приложение можно задать вопрос спикеру в чате.

Но мы не только используем для общения информационные технологии, а непосредственно идем в народ, точнее едем.
У нас сейчас запущен большой проект под названием «Автопоезд «Мой бизнес». Специалисты фонда, человек пять-шесть, выезжают в районные центры, где рассказывают предпринимателям о механизмах господдержки в разных направлениях с учетом специфики каждой территории. Где-то интересно узнать информацию о помощи в развитии экспортной деятельности, кого-то интересуют субсидирование и гранты на создание сельхозкооперативов. С учетом актуальных проблем формируем, так сказать, группу  быстрого  реагирования – и вперед.

Вспоминаю, как мы ездили в Завьялово. Там собрались 35 заинтересованных предпринимателей со своими вопросами, со скепсисом, который мы постарались развеять. Во всяком случае,  в конце мероприятия собравшиеся нас благодарили за полученную информацию.

Пока объехали 16 районов. На этот год задача – посетить 36 территорий. Очень логистика  тяжелая. Край у нас все-таки большой.

Материал подготовлен редакцией газеты «Алтайская правда» для журнала управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры. Полностью с журналом можно ознакомиться на сайте управления.

Фоторепортаж