Искусство в развитии

15:00, 03 сентября 2015г, Культура 1694


1
1

Фото Андрей КАСПРИШИН

В Выставочном зале открылась большая экспозиция, посвященная 75-летию Союза художников Алтая.

В Выставочном зале открылась большая экспозиция, посвященная 75-летию Союза художников Алтая. Выставка «Осень-2015» – это порядка 250 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративного искусства, а также искусствоведческие издания и художественные альбомы. Особенностью юбилейной экспозиции стало присутствие работ ушедших из жизни классиков алтайского искусства, причем зачастую эти вещи позволяют по-новому взглянуть на их творчество.

Высокие оценки

Все причастные к организации этой выставки отмечали, что члены творческого союза строго подошли к отбору работ и это наилучшим образом сказалось на качестве экспозиции в целом. Председатель правления Союза художников Алтая Владимир Прохода признавался на вернисаже, что обычно участие в выставкоме – дело весьма непростое, но на сей раз отборщикам существенно облегчили задачу сами авторы.

Разумеется, в день открытия выставки было сказано много теплых слов в адрес самого большого творческого союза в крае (и одного из самых крупных в Сибири).

– Представить себе жизнь края и Барнаула без Союза художников невозможно, это такое важное и серьезное направление нашей творческой жизни! – сказала на вернисаже начальник краевого управления по культуре и архивному делу Елена Безрукова. – Несмотря на то, что это сообщество непростых и очень разных творческих людей, уживающихся в рамках одной организации, стабильность работы нашего Союза, периодичность выставок заслуживают самой высокой оценки, особенно в сравнении с другими союзами Сибири и России.

Кроме того, Елена Безрукова напомнила, что совсем рядом с Выставочным залом строится новое здание Художественного музея, этим летом его посещал министр культуры Владимир Мединский. Она выразила надежду, что это не пройдет даром и грандиозная стройка, несмотря на кризис, завершится в обозримом будущем, а художники получат крупнейший за Уралом музей.

Поблагодарила художников за вклад в развитие культуры и социальной сферы края и Барнаула глава краевой столицы Людмила Зубович. 

Произведения лучших алтайских художников хранятся в собраниях ведущих музеев и галерей страны, в том числе в фондах Русского музея и Третьяковки. Но, очевидно, самое полное и представительное собрание алтайского искусства – Художественный музей Алтайского края. Его директор Инна Галкина сказала о новой экспозиции: «Здесь совершенно разные темы, манеры, жанры и техники. В общем, за 75 лет Союз набрал хорошую художественную форму, и мы вам желаем продолжать расти и развиваться».

Вспоминая о другой эпохе

И искусствовед Лариса Леонова напомнила присутствующим о том, что Союз потерял двенадцать авторов, ушедших из жизни в последние пять лет: «Каждый из них – яркая страница в истории искусства, и когда говорят, что незаменимых нет, это такая большая неправда! Художник всегда один-единственный на все времена». Кроме того, искусствовед согласилась с тем, что выставка получилась «непроходная», и добавила, что ретроспективный отдел мог быть и больше.

Последнее утверждение было бы трудно оспорить. Именно работы алтайских мастеров второй половины 20 века позволяют увидеть местное изобразительное искусство в развитии. Не говоря уже о том, что родственники некоторых ушедших из жизни авторов предложили в экспозицию довольно неожиданные вещи, с которыми мастера до сих пор, скажем так, не ассоциировались.

Пример – Владимир Добровольский и его «Рисунки на асфальте» 1962 года. В те годы представить подобное на выставке было почти невозможно, тогда от художников требовали некоей масштабной социальной или производственной темы и чудный этюд девочки в берете, рисующей мелом домик и солнышко, был бы признан «мелкотемьем». Столь же неожиданными могут быть даже для знатоков алтайского искусства пейзажные работы Геннадия Борунова «Старая береза» (1981) и «У Касмалы» (1998). Автор, большинству известный крупными во всех смыслах тематическими картинами, предстает в этих изумительных этюдах тончайшим живописцем, мастером пейзажа. Изумила художников, присутствовавших на открытии выставки, и «Осень» Семена Чернова – этюд под стеклом, написанный в 1980 году. Грустным напоминанием о безвременно ушедшей художнице Людмиле Кульгачевой стала ее чудесная живописная работа «Три карты», а неподалеку можно увидеть «Корабль дураков» Юрия Иванова.

Перечислять жемчужины «мемориального отдела» (кстати, равномерно рассеянного по всему Выставочному залу) можно было бы долго. Однако не меньшего внимания заслуживают и произведения ныне здравствующих современников. Кто-то представил совсем новые вещи, кто-то – большие удачи последних лет, а кто-то, как скульптор Людмила Рублева или художник Глеб Белышев, напомнил о другой эпохе в местном изобразительном искусстве. Людмиле Викторовне принадлежит, в частности, «Портрет дочери» (1969), а Глеб Александрович представил эскиз ткани «Приглашение к чаю», созданный когда-то в художественной мастерской Барнаульского хлопчатобумажного комбината. Таким же трогательным напоминанием о прошлом стал невероятно стильный даже по нынешним временам рекламный плакат краевой художественной выставки 1990 года, представленный живописцем и дизайнером Николаем Мингалеевым.

В экспозиции немало графических произведений: серии Заура Ибрагимова «Духи Горного Алтая» и «По Бийской ветке», энергичные и экспрессивные иллюстрации Александра Потапова к роману В. Зазубрина «Два мира», большеформатные листы Николая Зайкова «Пространство жизни», серии «Город» и «Сельские мотивы» Татьяны Ашкинази, диптих Полины Горбуновой, новые работы Аркадия Казанцева – и это далеко не всё. Декоративное искусство представлено керамикой Светланы Милантьевой, скульптурой из металла Виктора Замятина, росписью по дереву, а также фотографией эффектной парковой скульптуры «Светец» Евгения Скурихина.

Экспозиция будет работать всего месяц, и в следующий раз увидеть такие богатства можно будет только через пять лет, предупреждают в Союзе художников. Ну а 25 сентября состоится торжественное собрание творческой организации, на котором будут вручены всевозможные награды отличившимся авторам.

Фоторепортаж