Как в Алтайском крае развивается первичная медико-санитарная помощь

13:32, 05 августа 2024г, Медицина 349


Фото: Евгений Налимов
Фото: Евгений Налимов

На территории Алтайского края с 2023 года реализуется девять проектов по развитию первичной медико-санитарной помощи.

Лечить везде

Амбулаторная помощь для жителей Алтайского края должна быть безбарьерной. Эта мысль прошла красной нитью на окружном совещании в Рубцовске, которое провел региональный Минздрав.

С декабря прошлого года в регионе разработаны новые подходы по девяти направлениям. Внедряется единая диспетчерская служба неотложной медицинской помощи, формируется служба сопровождения пациентов с онкологическими заболеваниями, открыт Центр лучевой диагностики.

Доступность медицинской помощи реализуется через управление расписанием, перераспределение функций персонала, новые организационные подходы к направлению пациентов в медицинские организации вышестоящего уровня.

В помощь населению малых и труднодоступных поселков, где нет фельдшерско-акушерских пунктов, разработаны проекты «Помощник фельдшера» и «Мобильный ФАП».

– Наша задача – в течение реализации всех проектов сделать единообразным подход. Вне зависимости, в каком месте находится пациент, вплоть до маленькой деревни, если ему требуется необходимая помощь, то в определенный срок в определенном месте он должен ее получить, – подчеркнул министр здравоохранения Алтайского края Дмитрий Попов.

Фельдшеру в помощь

Один из успешных проектов – единая диспетчерская служба неотложной помощи. Он стартовал в Бийске, а сейчас весь край поэтапно по окружному принципу уже зашел в него. Ведется мониторинг по всем машинам и пешим бригадам, есть понимание поводов обращения и результатов. Важны сроки оказания неотложной помощи: не более двух часов с момента обращения.

«Помощник фельдшера» – настоящая палочка-выручалочка для центральных районных больниц. Это младшие медицинские сестры, прошедшие обучение по разработанной совместно с министерством и медицинскими организациями программе. По информации начальника отдела кадров Рубцовской ЦРБ Ольги Кель, в районе помощники фельдшера работают в Большой Шелковке и Захарово.

Также больница с 2019 года располагает мобильным ФАПом, за которым закреплен фельдшер. По оснащению он мало чем отличается от стационарного. Сюда сельчане могут прийти на прием, пройти диспансеризацию, вакцинироваться, получить лекарства. Передвижной ФАП оснащен GPS-навигатором, его местонахождение известно в любой момент. А по реестру видно, сколько и каких пациентов он принял.

Всего в крае трудоустроено более 50 помощников, завершают обучение еще 13.

Приём по расписанию

По словам Дмитрия Попова, есть проекты, которые трудно реализовать в короткие сроки, например формирование записи и расписания в поликлиниках и распределение внутренних потоков, что связано с большим количеством ежегодных посещений.

– Мы научились формировать расписание для 14 базовых специальностей врачей. Сегодня понятно, какое количество пациентов записывается, какая нагрузка на врачей, какой срок ожидания в каждой медорганизации, и уже можно делать индивидуальные настройки, – отметил министр. – У кого-то это получилось на отличную оценку, у кого-то требует коррекции, будем этим заниматься.

Городская больница № 2 Рубцовска, к примеру, прекрасно справилась с задачей. Заведующая поликлиникой Елена Трушина рассказала, что в течение нескольких месяцев шло изучение нагрузки на каждого специалиста, времени, необходимого на прием пациента, а затем проект был внедрен и принес свои плоды. Определена четкая очередность приема, для выписки направлений выделен отдельный кабинет, срок ожидания посещения врача уменьшился.

Крайний случай

Еще одна сложная тема, которую все же удалось сдвинуть с мертвой точки, – доступность помощи в краевых учреждениях, таких как Краевой онкологический диспансер или Краевая клиническая больница.

Так, в Краевом онкодиспансере создана служба сопровождения. Ежегодно выявляется порядка 80 тысяч человек с подозрением на раковые заболевания, а около 77 тысяч уже их имеют. Необходимо грамотно организовать диспансерное наблюдение за этими людьми. И если девять человек из десяти попали в поле зрения службы и были сопровождены до онкологического диспансера, то это отличный результат.

В Краевой клинической больнице много специалистов экспертного уровня, но приема приходится ждать неделями, а то и месяцами. С переходом на систему телемедицинских консультаций у многих пациентов отпадет необходимость ехать на очный прием.

Знаковый и концептуальный проект – служба лучевой диагностики.

– По сути дела, объединяются все цифровые ресурсы: рентгены, маммографы, флюорографы, – поясняет Дмитрий Владимирович. – Данные сводятся в единый архив изображений, и специалисты диагностического центра могут давать первичную оценку, если в ЦРБ нет, например, рентгенолога. Возможны пересмотр снимков и экспертное заключение на краевом уровне. Поэтому не зря мы приобретаем такое дорогостоящее цифровое оборудование – оно позволяет по-другому отнестись к оказанию помощи.

О кадрах

Кадровый вопрос в здравоохранении остается одним из самых острых. Подвижки в его решении имеются.

– Есть серьезные ресурсы на уровне самих центральных районных больниц, – считает министр. – В частности, в педиатрическом направлении мы пробуем делегировать полномочия немедицинскому персоналу.

В Детской городской больнице Рубцовска такой подход уже практикуется: у врачей и фельдшеров появились помощники, выполняющие бумажную работу, рассказал главврач Олег Панов. У педиатров появилось больше времени, чтобы уделить внимание маленьким пациентам, а фельдшер в фильтр-боксе не отвлекается на заполнение документов.

В крае реализуются и другие направления в части привлечения и закрепления медицинских работников. Доказало свою эффективность целевое обучение: около 93% молодых специалистов после ординатуры возвращаются в медицинскую организацию, с которой заключен договор. Стал чаще практиковаться перевод с коммерческой основы обучения на некоммерческую за счет средств краевого бюджета. Дмитрий Попов сообщил, что сейчас более 220 человек обучаются в медуниверситете по данной форме.

За пять лет набор в медколледжи с 850 человек увеличился до 1100. В этом году разработана цифровая платформа, и работодатель видит, чему научился будущий сотрудник, какие у него есть проблемы и так далее. Прозрачность повышает эффективность образовательного процесса и последующего трудоустройства.

Также создана служба сопровождения молодых специалистов на базе Барнаульского медицинского колледжа, которая помогает им в первые три года после трудоустройства адаптироваться в коллективе. В итоге в три раза сократилось количество увольнений новичков в течение года. По мнению министра, служба сопровождения вкупе с цифровой платформой будет давать хорошие результаты.

Факт

Ежегодно в Алтайском крае выявляется порядка 80 тысяч человек с подозрением на онкозаболевания, а около 77 тысяч уже их имеют. Необходимо грамотно организовать диспансерное наблюдение за этими людьми.

Фоторепортаж