Как высокий спрос на Турцию отразился на туротрасли Алтайского края?

15:00, 28 сентября 2018г, Туризм 1285


Как высокий спрос на Турцию отразился на туротрасли Алтайского края? Фото №1

Фото Андрей КАСПРИШИН

За минувшее лето Алтайский край посетили 1 млн 68 тыс. туристов. Это превышает показатель прошлого года за аналогичный период более чем на 10%. По итогам восьми месяцев турпоток составил 1 млн 483 тыс. человек.

Позже обычного

Львиную долю турпотока принимают Белокуриха, «Бирюзовая Катунь», озеро Ая и Алтайский район. Затем идут Смоленский район, Горная Колывань, озеро Большое Яровое и соленые озера Степного Алтая. В краевом управлении по внешним связям, туризму и курортному делу отмечают, что в июле и августе общая загруженность средств размещения, расположенных в главных туристских районах, в будние дни достигала 70%, а в выходные доходила до 90 и даже 100%.

Однако первый летний месяц для туристической отрасли региона был не очень удачным. Из-за плохой погоды сезон начался существенно позже обычного. Были и другие причины.

– Это негативный информационный фон, связанный с ожиданием паводка. Плюс чемпионат мира по футболу оттянул на себя определенное количество туристов, – рассказал член правления Алтайской региональной ассоциации туризма, директор турфирмы «Плот» Александр Смирнов. – Третий фактор связан с экономической ситуацией. По-прежнему остаются высокими цены на перелет в Барнаул из европейской части России.

Ближе к середине июля ситуация понемногу стала выравниваться. Увеличению турпотока способствовали в том числе культурные мероприятия. К примеру, летом самыми посещаемыми стали фестиваль «Шукшинские дни на Алтае», «День алтайского марала», фестиваль вареника «Всэ будэ смачно!», Международный молодежный управленческий форум «Алтай. Точки Роста», музыкальный фестиваль Because of the Beatles и другие.

– В нашей компании большая половина туров была продана по акции раннего бронирования, – рассказывает член правления региональной ассоциации туризма, руководитель турфирмы «Арго» Ирина Слесарева. – Все активные продажи привязаны к стоимости авиаперелета: есть недорогие тарифы – есть спрос и наоборот. К сожалению, не оправдал ожиданий авиарейс Казань – Барнаул. В нашей компании не было заявок от туристов и коллег из Татарстана. Надеялись и на продажи детских туров, однако пока оживления в этом направлении также нет. Но в целом мы довольны сезоном. Хотя высокобюджетных заказов стало у нас меньше.

Курорт

Главным конкурентом туризма на Алтае стала Турция. Еще в мае было понятно, что многие для своего отдыха предпочтут именно это страну, даже несмотря на то, что в нынешнем сезоне она заметно подорожала. Например, в июне путевка в средний отель «три звезды» по системе «все включено» стоила около 40 тысяч рублей на человека. В прошлом году за такие деньги можно было отдохнуть в приличной четверке.

В Белокурихе отмечают определенное снижение спроса. По мнению специалистов, в будущем году санаториям предстоит выстраивать свою ценовую политику более взвешенно.

– Летний сезон был крайне непростой, – говорит руководитель «Дирекции санаториев курорта Белокуриха» Сергей Криворученко. – Загруженность – 75 процентов от уровня прошлого года. Такого спада еще не было никогда. Особенно показательным в этом плане стал июль. Нам казалось, что чемпионат мира по футболу никак не отразится на санаторно-курортной отрасли. Но ошиблись. Плюс люди активно поехали в Турцию. И, конечно, нужно учитывать стоимость авиабилетов к нам из центральной части страны. Ситуация понемногу начала улучшаться только в августе, когда санатории пошли по пути снижения цен, акций, расширения спектра услуг, чтобы активизировать продажи.

Специалисты отрасли подчеркивают, что сравнивать Алтайской край с Турцией все-таки некорректно. У нас разный турист. А пляжный отдых нельзя приравнивать к возможностям той же Белокурихи. В этом случае уместнее привести в пример Памуккале – один из известных турецких курортов, состоящий из 17 минеральных источников. Сюда приезжают те, кто имеет проблемы с опорно-двигательным аппаратом, неврологические и ревматические заболевания. По виду процедур действительно Памуккале похож на Белокуриху. Те же ванны с термальной водой, массаж, диетическое питание и другое. Цены зависят от категории отеля, продолжительности курса, вида и количества процедур. И вот здесь счет по конечной стоимости не в пользу зарубежного курорта.

В среднем один день лечения в Памуккале обходится в сумму от 80 до 120 долларов. То есть за 12 дней пребывания нужно заплатить от 60 тысяч рублей. В Белокурихе – от 38 тысяч рублей. При этом нужно понимать, что на нашем курорте в стоимость включены многие диагностические услуги. В Турции же нет такого понятия, как «санаторно-курортное лечение». Оно там заключается в купании в минеральных источниках и приеме минеральной воды, как правило, без особого медицинского контроля.

На Яровое

Из-за колебаний рубля в выигрыше осталось Яровое. Здесь сезон называют крайне удачным. Динамика роста турпотока довольна существенная. Как правило, на озеро едут на три-четыре дня всей семьей.

– Конечно, это жители Сибири, в основном Новосибирской и Кемеровской областей, – говорит арт-директор «Причала 42» Тамара Бортникова. – К сожалению, в меньшей степени представлен Алтайский край. Причин несколько. В первую очередь финансовое положение людей. Второй момент – плохая дорога. Добраться из Барнаула до Ярового по ней действительно большая проблема. А поезда в нашу сторону летом переполнены. Купить билет достаточно сложно. Состояние дороги остается главным сдерживающим фактором развития курорта.

Неплохо сезон складывался для владельцев баз и усадьб. Помимо существующих к июню свои двери открыли четыре новые базы отдыха в Алтайском районе и одна – в Михайловском, появились зеленые дома в Змеиногорском, Курьинском и Быстроистокском районах.

– Мы очень довольны сезоном, – отмечает хозяйка «Постоялого двора» в Чарышском районе Лариса Пастухова. – К нам едут туристы со всей России. Кроме того, в этот раз были группы из Германии и даже Англии. У них был конкретный запрос именно на отдых в предгорьях Алтая. С мая наша база загружена на 100 процентов. И сезон еще не закончился – сейчас в самом разгаре рыбацкие туры.

Что помогает небольшим базам развиваться? Все-таки, наверное, предоставление качественных услуг. Как правило, базы и усадьбы работают на постоянных клиентов, которые приезжают туда каждый год. А если возвращаются, значит, отдых на Алтае им нравится. Это говорит о том, что успешный сезон обеспечивает не только хорошая погода, но и прежде всего сервис.

Кстати
С января по август количество туристов, посетивших особую экономическую зону «Бирюзовая Катунь», составило – 332,7 тыс. человек, что почти на 7%  больше, чем за аналогичный период 2017 года. 

Фоторепортаж