Игрушки вдали от детской
КАРПОВА Любовь
Игрушки вдали от детской
603
10:00, 29 июня 2019г
В кинотеатрах идет четвертая часть мультфильма «История игрушек» от Disney и Pixar. В центре сюжета – новый ребенок, а также драматические перемены в жизни знакомых персонажей.
Мультяшная политология
Перед выходом фильма в прокат многие отраслевые издания о кино разразились публикациями, осмысляющими без малого четвертьвековой славный путь анимационной франшизы про тайную жизнь игрушек. Скажем, более чем серьезный искусствоведческий журнал «Сеанс» опросил влиятельных кинокритиков и известных интеллектуалов, какая часть у них любимая.
И никто не удивился, когда выяснилось, что приличные взрослые люди находят в мультфильмах Pixar массу глубоких смыслов. Например, политолог Екатерина Шульман высоко оценила третью серию, посвященную, по ее словам, становлению и гибели закрытой автократии медведя Лотсо в детском саду. Попутно в доступной форме в фильме рассмотрены репрессивные механизмы, действия борцов за свободу и плюсы самоорганизации и взаимопомощи граждан. Такая занимательная политология для зрителей «6+». Другие опрошенные говорили о философской подоплеке игрушечных коллизий: осознании персонажами своей идентичности и смертности, взрослении, отвержении. Герои то выбирали непредсказуемую жизнь в детской комнате вместо стерильного бессмертия в музее, то едва не попадали в ад – ну, в некотором смысле.
Дело техники
Неменьший интерес вызывает техническая сторона вопроса – все-таки изначально студия Pixar планировала заниматься скорее технологическими решениями, а не искусством, расширяя область возможного для только зарождавшейся компьютерной анимации. Все началось с настоящей революции: в 1989 году главную американскую кинонаграду в категории «Лучший анимационный короткометражный фильм» впервые получила полностью созданная на компьютере «Оловянная игрушка».
Как пишет «Кинопоиск», тогда студия и получила предложение от Disney повторить этот трюк уже в полном метре. Так появилась первая «История игрушек» про обитателей детской комнаты – ковбоя Вуди, героического астронавта Базза и прочих свиней-копилок и пластиковых динозавров. Ну а фантастическое развитие визуальных технологий, по мнению обозревателей, лучше всего видно на примере откровенно корявого бультерьера из первой части и невероятно реалистичного кота из нынешней четвертой, который потягивается совершенно как живой, а его пестрые шерстинки правдоподобно сияют в солнечном луче (действительно потрясающий кадр!).
Мусорный человечек
В прошлой серии мальчик Энди вырос, уехал в колледж и отдал свои любимые детские игрушки девочке Бонни. Но новый ребенок тоже растет, и вот ей уже пора идти в подготовительный класс. В этот волнующий момент гиперответственный ковбой Вуди никак не может оставить Бонни в одиночестве и тайно отправляется с ней в школу в ее рюкзаке. А она на первом же занятии делает себе из пластиковой вилки, жвачки и деревянной палочки от мороженого новую (и сразу же любимую) игрушку – нескладного Вилкинса.
Правда, у новенького тоже возникают проблемы с идентичностью: будучи создан из мусора, он упорно пытается следовать своему предназначению, то есть валяться в мусорном ведре среди отходов. Вуди не сдается, насильно приводит этого «трудного ребенка» домой к другим игрушкам и до поры пресекает его побеги на помойку – исключительно ради спокойствия девочки. Пока семья Бонни не отправляется в путешествие, где Вилкинс наконец удирает через окно фургончика, ну а Вуди устремляется за ним. В большом мире он бродит по ночному шоссе, попадает в антикварный магазин и парк развлечений. А еще встречает свою возлюбленную – давно потерянную фарфоровую пастушку Бо с ее тремя овечками, жестоких плюшевых Зайчика и Птичку, канадского мотоциклиста-позера и инфернальную куклу Габи-Габи, которая попытается отнять его голос.
Кстати, пастушка Бо, которая и раньше была не робкого десятка, теперь стала настоящей амазонкой: живет независимо, гоняет на игрушечном скунсе и дружит с другими «потеряшками». Правда, некоторым бесхозным игрушкам в этой части все же не помешала бы психотерапия – как той же пленнице антикварной лавки Габи-Габи, уверенной, что если бы не заводской брак, у нее давно был бы «свой ребенок». О ребенке (в смысле, о хозяине) страстно мечтает и циничная плюшевая парочка.
То есть это, конечно, трогательный, даже сентиментальный фильм, который учит детей добру и так далее. Но произведения Pixar известны тем, что всегда работают на двух уровнях. И не стоит удивляться, что на пятичасовом сеансе мультфильма с рейтингом «6+» в барнаульском кинотеатре среди зрителей не оказалось ни одного человека моложе 18.