Боры остаются с нами

00:00, 21 июня 2013г, Общество 1938


Боры остаются с нами Фото №1

Всемирный фонд дикой природы (WWF) совместно с управлением лесами края провел в Барнауле семинар по актуальным вопросам развития устойчивого лесопользования в России и в Алтайском крае. Семинар организован в рамках проекта «Партнерство WWF-JKEA по лесам» в Год охраны окружающей среды в России.

Немного ностальгии

Руководитель Алтае-Саянского отделения Всемирного фонда дикой природы (WWF) Александр Бондарев рассказал о предстоящей работе на Алтае. Остается лишь поприветствовать. Запомнилась замечательная акция WWF 1998 года - именной гектар, о ней сообщала и «Алтайская правда». Тогда наши лесоводы восстанавливали ленточные боры после сильных пожаров. В 1997 году огонь унес 70 тысяч гектаров уникальных зеленых массивов. Фонд дикой природы привлек внимание к этому природному бедствию. О нашей беде узнал весь мир. Был организован сбор средств на посадку хвойных лесов на горельниках. Новым посадкам присваивалось имя спонсора, вручался сертификат.

Напомнил тогдашний фильм о посадках на горельнике имена спонсоров, внесших деньги из личных сбережений: Людмила и Владимир Путины, Роксана Бабаян, Майкл Джексон и другие. Не могли не взволновать кадры, снятые в буквальном смысле этого слова по горячим следам. Голос тележурналиста – эколога Маргариты Кашпур (светлая ей память), ее точные вопросы к тогда еще молодым нашим лесоводам и людям, приехавшим из разных мест, чтобы посадить свои сосенки.

Боль и лес всегда рядом

Вице-губернатор края Яков Ишутин сказал, что благодарен судьбе за выбор профессии. Его стаж лесовода почти сорок лет, а служение лесу его семейной династии более 160 лет!

- Я благодарен всем за то, что смогли преодолеть такое крупное бедствие – лесные пожары 1997-1998 годов. Из тех 70 тысяч гектаров боров, которые сгорели, сегодня более 70 процентов уже если не шумят, то находятся в подростковом возрасте. Приятно посмотреть на дело своих рук и дело коллег.

Постараюсь донести до вас ту боль, которая есть в лесном хозяйстве края, – сказал вице-губернатор.

Участники семинара услышали не сухие цифры и факты, а разговор профессионала. Он говорил о самых чувствительных, актуальных для лесоводов (и не только) проблемах.

- Говорят, что надо идти по возрастной структуре, доводить насаждения до 200 лет и это будет хорошо. Нет, это неправильно. Есть основы классического лесоводства, а не тот непонятный принцип, который иногда провозглашают. В защитных лесах в соответствии с действующим законодательством установлен щадящий режим пользования, где разрешены и проводятся только выборочные рубки определенной интенсивности.

Мы имели в конце 80-х годов, когда работали по Госплану, 73 процента сплошных рубок и только 27 процентов от объема заготовки – выборочных. Сегодня – вдумайтесь в эту цифру – 92 процента – это выборочные рубки.

Проведена большая работа по переводу в первую группу лесов Приобья. А что происходит в Салаирской группе? Я пролетел на вертолете и убедился воочию, что там не осталось ни одного не восстановленного природой гектара из тех, что взяты выборочными рубками. Кроме того, тысячи гектаров кедровых культур, созданных лесоводами края.

Сколько нас били и клевали, а время показало правоту лесоводов, оно все расставило по своим местам.

Мы уходили от трелевки тракторами ДТ-75, вспомните. В 1998 году полностью ушли из леса с гусеничными тракторами только с одной целью – не допустить поранения почвенного покрова. Мы первыми съездили в Прибалтику и первыми в России подготовили и внедрили скандинавскую технологию, которая живет и действует и сегодня. Она повысила в несколько раз производительность труда, культуру производства.

Реализуется схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий края до 2025 года. В соответствии с ней особо охраняемые природные территории будут занимать площадь, равную 9% от всей территории края. Далеко все не так, что администрация края и наши экологи стараются ужать, как шагреневую кожу, особо охраняемые территории. Нет. Заказники есть и будут. Но нам надо в неразберихе законов точно, четко и ясно расставить все акценты ведения хозяйства в заказниках. По заказникам наша позиция остается неизменной – они есть и должны быть. И там будут работать самым щадящим способом, дозволенным нашим лесным законодательством.

Надо работать и соблюдать законы, ведь наше классическое лесоводство было на одном из первых мест в мире. Рубки главного пользования, рубки ухода, Морозовская теория… Все мы это хорошо знаем, но потихоньку забываем и даже как-то стыдливо говорим об этом, а этого делать нельзя.

Экономика – это жизнь

Лесной Алтай приносит региону значительные экономические показатели.

Сегодня в системе лесного хозяйства работает порядка 10 тысяч человек. Выпуск товарной продукции арендаторами составляет более 5 миллиардов рублей и более миллиарда налогов.

Яков Ишутин подчеркнул: в целом на ведение лесного хозяйства края в 2012 году направлено 863 миллиона рублей. Из них 220 миллионов рублей – субвенции бюджета РФ, 20 миллионов рублей – из бюджета Алтайского края и 600 с небольшим миллионов – деньги арендаторов. Сегодня арендатор вкладывает в развитие лесного хозяйства, не сидит на шее у государства (более 400 миллионов рублей на охрану и защиту леса).

Предложил посчитать:

- Говорим о том, что вырубаем сегодня, а вспомните пожары 1997 года, когда сгорело 14 миллионов кубометров древесины в одночасье. Сегодня берется выборочными рубками чуть больше миллиона кубометров. Сопоставьте. Проблем, над которыми надо работать сегодня, очень много, их надо решать. По правильному пути пошли арендаторы, объединившись в единую структуру, которая поможет построить новые современные заводы, одному предприятию не потянуть финансово. Почему сегодня холдинг есть, почему и Приобье приходит к этому – у нас большие неиспользованные ресурсы по лиственному хозяйству. Комбинат по производству древесно-стружечных плит на Алтае должен быть, это – полная утилизация, то, к чему стремится весь мир. И мы недалеки от этого момента.

Задача по всем зонам – интенсификация хозяйства, увеличение объемов заготовки древесины по лиственному хозяйству (пока используется лишь 35 процентов, а остальное гниет), наращивание объемов переработки на самом современном оборудовании. На Алтае всегда было комплексное ведение лесного хозяйства. Наше дело – работать, а не играть в политические игры. Мы согласны на любой диалог, надо показывать сегодня силу и мощь лесного хозяйства, трудности, которые есть. Яков Ишутин предложил обратиться в Правительство РФ, соответствующие структуры с просьбой о внесении изменений в Лесной кодекс. Будут приняты поправки, с кодексом будем работать на благо края.

Перевести в особо ценные

Патриарх лесной науки профессор Евгений Парамонов из Института водных и экологических проблем Сибирского отделения Российской академии наук в списке выступающих не значился, он попросил слова неожиданно.

- Выслушав выступление об энергичной работе Всемирного фонда дикой природы в администрации президента, Общественной палате, решил, что можно дать руководителю Алтае-Саянского отделения WWF России Александру Бондареву несколько поручений. Прежде всего они касаются ленточных боров. Это уникальная природная формация. В Канаде есть 25-километровая лента, а у нас – сотни километров. По сообщениям в Интернете, ленточные боры предлагались в перечень 10 наиболее ценных природных объектов, которые назвало Русское географическое общество. К ним должно быть отношение совершенно иное, чем к обычным защитным лесам. Боры – леса в степи, выполняющие функции не целевые, древесные, а защиты окружающей среды. На их базе созданы государственные лесные полосы, они послужили фундаментом для образования системы защитных лесных насаждений, которые превратили Кулундинскую степь почти в лесостепь.

Ученый считает, что необходимо войти с предложением переименовать ленточные боры в особо ценные лесные массивы, как это было в предыдущем Лесном кодексе. При этом потребовать проведения в них только рубок ухода.

Еще один момент: Евгений Парамонов сослался на слова вице-губернатора о том, что следующая задача – использование мелкотоварной древесины. Как осуществить это в южной части края?

- Вчера я был у Михаила Ананьева (Озеро-Кузнецовское лесничество), у него расчетка по данной древесине – 36 тысяч кубометров. И он ничего не делает. Он не может делать, потому что рынок: нет сбыта, нужно перерабатывать эту древесину.

А куда везти на переработку? Во что выльется?

О лесной политике и белых пятнах

Выступившие на семинаре касались одного: очень трудно управлять лесами по какой-то единой системе, которая выстроилась в Москве, по единым нормативам рубок ухода, лесовосстановления, которые сочиняются и контролируются в столице. Говорилось, что лесная политика – это не отвлеченная тема, а механизм, который поможет повлиять на наше законодательство, включая Лесной кодекс и другие подзаконные акты. По идее, должен быть документ, где прописано, каков же политический курс, направленный на развитие лесного сектора.

«Не знаю, как вы, но после принятия действующего Лесного кодекса я ощутил, что курс направлен на то, что лесов у нас в России бесконечное множество, их надо как можно более интенсивно использовать. В том плане, что больше вовлекать в использование, надо дать бизнесу для этого максимальные возможности и инструменты и убрать расходы на государственный контроль и надзор. Зачем охранять и сохранять то, чего много?»

Также координатор Николай Шматков рассказал, что примерно в 140 странах мира такой документ существует, только называется по-разному.

Предлагают учёные

Директор Западно-Сибирского филиала Института леса СО РАН доктор наук Вячеслав Тараканов:

- Заняться восстановлением исчезнувших ленточных боров, к примеру, Алейской ленты. Можно бы даже принять специальную программу.

Доктор наук, профессор Евгений Парамонов (Институт водных и экологических проблем СО РАН):

- В 2012 году построен и сдан в эксплуатацию лесной селекционно-семеноводческий центр. Лесоводы подошли к тому, чтобы создать программу лесововосстановления: разбить край на зоны – где, что и как сажать. Нельзя тот же однолетний сеянец сосны поместить в Бобровке и в Топольном, на юге края, где 800, 1000 и даже 2000 штук сеянцев не создадут насаждений. Нужен научный подход с опорой на практический опыт. Такая программа или схема должна быть разработана в течение 1-2 лет, пока центр набирает силу.

Из рекомендаций семинара

Одобрить практику ведения лесного хозяйства в Алтайском крае, в том числе в ленточных борах, главными задачами которого являются охрана, защита, воспроизводство и рациональное использование лесов.

Обратиться в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды с предложениями о внесении изменений в Правила ухода за лесами, учитывающими особенности лесорастительных условий края в части применения рубок обновления и переформирования в защитных лесах, которые имели положительный опыт в 1994-2006 годах.

Разработать механизм внесения изменений в договоры аренды лесных участков, учитывающий текущее состояние арендуемых лесов, а также выявленное при лесоустройстве и др.

Внести изменения в действующее лесное законодательство по закреплению за арендаторами лесных участков обязанностей по тушению лесных пожаров и содержанию пожарно-химических станций.

Фоторепортаж