Сама себе режиссёр

Известный в Новоалтайске общественник учит детей-инвалидов создавать мультипликацию про жизнь

00:00, 21 июня 2013г, Общество 2957


Сама себе режиссёр Фото №1

Рюкзак на спине, фотоаппарат на плече и компьютер в руках. Так 59-летняя Надежда Якимчук идет на работу. Сегодня у нее очередные занятия в детско-юношеском центре. Здесь она занимается с детьми мультипликацией.

Через творчество и радость

Ее анимационная студия «Юбилейка» – единственная в крае, в которой дети-инвалиды создают мультфильмы. Вся студия помещается в одной из комнат детско-юношеского центра. Несколько раз в неделю здесь собираются юные мультипликаторы, большинство из которых глухонемые. Свой проект Надежда Якимчук назвала «Мульттерапия». Специалисты уверены: участие в творческом процессе дает больным детям возможность забыть о своих физических недостатках, полноценно общаться с людьми и радоваться жизни.

- Мульттерапия – метод реабилитации детей через творчество и радость, – поясняет Надежда Якимчук. – Ее ценность заключается в том, что это еще и коллективное анимационное творчество, которое развивает в ребенке умение общаться, чувство команды, ответственность за достижение общей цели. Мульттерапия открывает перед ним возможность освоения новых технологий. Даже дети с ограниченными физическими возможностями перестают чувствовать себя оторванными от мира.

Впрочем, это сейчас кажется, что Надежда Якимчук знает все о таком методе работы с инвалидами. На самом деле она самоучка. Окончила музыкальное училище, но пошла по стопам родителей – стала связистом. Затем работала на заводе, в администрации Новоалтайска. Больше двадцати лет назад начала самостоятельно осваивать компьютер. Вместе с сыном ходила по магазинам запчастей и собирала машины. В итоге уже в 14 лет мальчик получил удостоверение юного специалиста по ремонту техники. Сама же Надежда говорит, что многое в ее жизни изменил 1998 год. Завод, на котором она работала, закрыли, пришлось вставать на учет в службу занятости населения. Здесь ей предложили пройти курсы обучения на компьютере, и женщине это понравилось. Потом Надежду Якимчук сбила машина: тяжелая травма, девять месяцев лечения и инвалидность... В это нелегкое время женщина не опустила рук. Выручило творчество, которым она занималась всю свою жизнь. Родители еще в детстве привили ей любовь к музыке, поэтому, находясь на больничном, Надежда... пела. Говорит, что это помогло ей встать на ноги.

Может быть, поэтому спустя почти десять лет, когда в 2007 году ей предложили работу в обществе инвалидов, она не задумываясь согласилась. Ведь хорошо знала проблемы таких людей.

- Я поняла, что в силу ряда причин им вообще недоступны компьютерные технологии, – говорит Надежда Якимчук. – Решила написать проект по обучению инвалидов. Все начало получаться и у меня, и у них. Включать и выключать компьютер, работать с текстами они научились. Но нужно же было идти дальше. На одном из занятий я заметила, что детей очень увлекает работа с рисунками. Взяла себе на заметку. Чуть позже мне удалось побывать на творческом фестивале, где говорили о перекладной анимации. В Барнаул вернулась с твердым намерением научить этому ребят с ограниченными физическими возможностями.

 

Настоящее чудо

Сейчас в студии занимается около 50 человек. Здоровых детей только четверо, остальные – инвалиды. Мультфильмы они создают под руководством Надежды Якимчук с помощью воспитателей школы-интерната для глухонемых, которые владеют техникой сурдоперевода и на языке жестов поясняют ребятам то, что говорит им наставник. Все лето Надежда Якимчук работает со взрослыми – их 60 человек. Обычные жители Новоалтайска тоже решили освоить азы мультипликации.

- Всех желающих, конечно, я не потяну, - говорит Надежда Якимчук. – Главное для меня все же детская анимационная студия. Но если научить этому делу взрослых, то позже они смогут создать мультипликационные студии в детских садах, школах.

Многие воспитанники студии приводят сюда своих взрослых родственников. Пенсионерка Лилия Дерябина занимается здесь вместе со своим внуком Михаилом. Она рассказывает:

- Миша стал посещать студию несколько месяцев назад. Ему сразу все очень понравилось. А с Надеждой Якимчук они вообще говорят на каком-то своем языке: понимают друг друга с полуслова. Я даже удивляюсь, когда вижу, как они общаются. Вместе сумели подключить к созданию мультфильмов всю нашу семью. Я так вообще стала ходить на занятия. Теперь мы по вечерам обдумываем сюжеты, героев. Главное, что Миша невероятно увлечен процессом.

Конечно, студия “Юбилейка” непрофессиональная. Существует она в основном за счет выигранных грантов, а за свою работу Надежда Якимчук не получает ни копейки. В 2012 году проект «Мульттерапия» стал победителем конкурса грантов губернатора края. В рамках реализации проекта приобретено оборудование, необходимое для перекладной мультипликации. Провели обучение специалистов-волонтеров. Ребята создали свой стажерский мультфильм о студенческой жизни и организовали два мастер-класса: в приюте «Забота» в Новоалтайске и реабилитационном детском центре в селе Цаплино.

Оборудование в студии скромное: фотоаппарат с ручной настройкой, световые лампы, ноутбук, несколько стареньких компьютеров. Их, кстати, приносят в студию жители Новоалтайска. Безвозмездно. Затем компьютеры отдают домой нуждающимся инвалидам.

В самой студии всегда оживление. Нет, детского смеха или голосов здесь не услышать, ведь юные мультипликаторы глухонемые, но их горящие глаза говорят о многом. Детей захватывает процесс работы над мультиком. Героев и декорации они рисуют сами. Создается анимация на обычном мультстоле, состоящем из трех стеклянных столешниц. Нижняя предназначена для фона, средняя – для недвижимых предметов, а самая верхняя – для происходящего действия. Работа выполняется вручную: на столе ребята передвигают предметы и отдельно фотографируют каждый кадр. Затем кадры монтируются, пленка озвучивается – и мультфильм готов. И кто знает, если бы студия была полностью компьютеризирована, доставлял бы технологический процесс столько удовольствия детям, как ручной?

Вообще, мультипликация – универсальный инструмент, позволяющий раскрыть творческие способности ребенка, помочь ему преодолеть страхи и приобрести уверенность в своих силах. Ребята создают мультики всем своим небольшим коллективом, что помогает им оживить представления о мире, счастье. Но самое главное – они общаются друг с другом, а не замыкаются в себе. Это все можно увидеть, побывав на занятии в студии. Сюжет мультфильма рождается за несколько минут. Например, Надежда Якимчук предлагает детям описать то, что они видели сегодня на улице. Вместе с картинками реальной жизни у ребят проявляются фантазия, игра. Тут же они думают, каким звуковым фоном можно сопроводить картинку. Так дети осваивают сразу и музыку, и рисование, и актерское мастерство. А в процессе создания мультфильма у них снижаются тревожность, агрессивность, повышается самооценка.

- От творчества нужно получать радость, – продолжает Надежда Якимчук. – Мы не работаем на результат, как, например, в танцевальных студиях. Мне кажется, что, занимаясь в них, ребята перестают получать удовольствие от своей работы. Поэтому я никого не обязываю к выполнению какого-то плана. Да и с инвалидами его сделать просто невозможно. Они должны радоваться! И не важно, плохо или хорошо получился мультик. Главное – ребята его сделали. Вы себе даже не представляете обстановку наших премьерных показов. Дети стоят перед экраном как вкопанные и не могут оторваться от него. Для них в данный момент происходит настоящее чудо.

 

Особенные

Любопытно, но Надежда Якимчук не создала ни одного своего собственного мультфильма. Говорит, что пока еще не время. Вот когда окончательно уйдет на пенсию, тогда, чтобы не скучать, начнет работать над анимацией. А пока лучше трудиться в команде. Тем более что она у нее хорошая. У многих учеников есть чему поучиться даже их наставнику.

- Кому-то я просто рассказываю, а кого-то и слушать интересно, – говорит Надежда Якимчук. - Есть у меня один ученик – девятилетний Михаил Бармин. Так он может задавать такие вопросы, ответы на которые я не знаю! Он постоянно стимулирует меня узнавать что-то новое. Бывает, спросит и я бегу быстрее к компьютеру или книжкам искать ответ. А вот недавно принес звуковой файл, а я не могу его открыть. Значит, он пришел в студию не просто так, ему интересно. А еще у нас занимается Елена Комович. У нее тяжелый диагноз – ДЦП. Она не разговаривает, но слышит. Лена такая молодец! Вышивает, работает на компьютере, верстает книги. Не нужно ставить перед людьми с ограниченными физическими возможностями барьеры. Если они что-то хотят, пусть попробуют. Не стоит оберегать их слишком сильно. Да, может быть, сейчас мультфильмы приносят им только радость, а в будущем, вполне возможно, это станет их профессией. Ведь дети умеют рисовать, могут работать на компьютере. Про таких людей я говорю: они особенные. В каждом есть своя особенность, и моя задача - найти ее и развить.

Справка «АП»
По оценке психологов, мульттерапия – инструмент развития. В процессе создания мультфильма у ребенка развиваются необходимые навыки его социализации – фантазия, творчество, принятие социальных ролей, он учится работать в группе единомышленников. Через творчество дети легко усваивают основные механизмы поиска и принятия решения, которые обязательно пригодятся уже во взрослой жизни. Интересно, что студии детской анимации работают в больницах Санкт-Петербурга, Москвы. Есть они в детских онкологических отделениях. Особое значение мульттерапия приобретает при работе с детьми, болеющими онкологией. Ведь в ребенке нужно сохранить желание жить, от которого и зависит выздоровление. В таком случае процесс создания фильма является направленностью в будущее. Ведь он не делается за одно занятие и требует продолжения. У ребенка формируются ожидание будущего, радость от встречи с ним.

Фоторепортаж