Мастерица

00:00, 14 июня 2013г, Культура 2094


Мастерица Фото №1

Рубцовчанка Ольга Говорова за что ни возьмется, все ей удается. Мама в детстве ей говорила: чтобы руки не гуляли, человек всегда должен быть чем-то занят. Даже сидя у телевизора, Ольга Алексеевна что-нибудь делает: вяжет, шьет, плетет.

Куколки-кокетки

На городских выставках обращают на себя внимание ее куклы. Объемные, нарядные, выполненные с изрядной долей чувства юмора, они невольно заставляют улыбнуться. Посетителей «Библионочи», например, немало повеселили ее Коровка Муська и Улитка – этакие пышнотелые кокетки с характерной внешностью. А ко Дню славянской письменности и культуры сотрудники отдела искусств Центральной городской библиотеки позаимствовали у мастера для новой выставки персонажей в русских народных костюмах. Выполнены они в технике примитива, в манере русского лубка. Тело куклы сделано из… колготок, причем самых плохих по качеству – редких и тянущихся, которые набиваются холофайбером и синтепоном. Для лица используются специальные пуговицы, и получаются глазки-пуговки, носик-пуговка… А уж затем шьется одежда.

– Это Варварушка, – показывает Ольга Говорова куклу в национальном убранстве. – Она идет с ведрами, водичку несет. А на голове – сорока. Это такой русский головной убор для замужней женщины. Почему-то везде присутствуют девушки в кокошниках или красивых повязках, а мне захотелось показать женщину, что она тоже такая вот прекрасная. Когда я шила Варвару после длительного перерыва, появилась умиротворенность в душе. Обычно она у меня сидит в домашней оранжерее, охраняет цветы и на выставке оказалась, в общем-то, случайно.

Рядом с ней – Степка, простой парень в крестьянской рубахе. Летом он занимает место под зонтиком в цветнике около дома. Таких кукол у мастерицы осталось около десятка, многие разошлись по друзьям и знакомым.

– Почему я вообще занялась куколками? – переспрашивает Ольга Алексеевна. – Потому что в моем детстве игрушек почти не было, лишь одна подаренная покупная кукла. А бабушка и мама – большие рукодельницы. Так что иголку я держу в руках даже не помню с каких пор.

Первым ее изделием стала куколка-скрутка.

– Тогда мы не знали, что это куколки-обереги, – продолжает рассказ мастер. – Просто бабушка показала, как нужно делать, и все. Берется квадратный кусочек ткани, в него насыпается зола, закручивается – получается голова. Потом делается столбик – заворачивается тоже из какой-нибудь ткани. Ручки наперекрест – и начинаешь ее одевать как хочешь. Это было мое безумное увлечение с детства.

Став взрослой и интересуясь русской культурой, она узнала, что такие куколки издревле почитались на Руси как обереги. Причем создать любой оберег, будь то кукла или, например, рушник, нужно было за один день и исключительно руками, разрывая нитки и ткань. Одежду потом можно шить иголкой, резать ножницами, но ни в коем случае не втыкать пустую иголку без нитки. Вот такие секреты.

– Куклы абсолютно примитивные, – утверждает Ольга Алексеевна, – но это кажущийся примитивизм. Работая над ними, получаешь огромное удовольствие! Этого не поймешь, если хоть одну не скрутишь собственными руками.

Хмуриться не надо, «Лада»!

Десять лет назад, еще работая библиотекарем, Ольга Говорова организовала театр-студию «Лада». Сначала ставили классические произведения. Брали не столько драматургию, сколько рассказы. Постепенно это все переросло в фольклорное направление, что, по словам руководителя, было предопределено.

– Моя бабушка, хоть и прожила неграмотной, знала много сказок, былин, – вспоминает Ольга Алексеевна. – И, наверное, это настолько засело на генном уровне, что, когда я повзрослела, стало проситься наружу. Очень захотелось показать, что красота именно в простоте, в естестве русских обрядов, костюмов.

Наряды участники студии шьют сами. Их Ольга Говорова называет стилизованными, поскольку по всем канонам изготовить пока не удается. Чего стоит постичь премудрости одной лишь вышивки! На подоле сарафана – одна, на рукавах рубахи – другая, на груди – третья, а на девичьей рубашке горловина почти не вышивалась. Бабушки это четко знали. Сейчас появилось много литературы по данному виду искусства, так что студийцы вплотную подошли к его изучению. А пока отделывают костюмы тесьмой, чтобы не навредить, ибо, по убеждению Ольги Алексеевны, «все должно быть вежественно».

Постановки самодеятельного театра всегда проходят на ура. Начинали с выступлений в литературной гостиной Центральной городской библиотеки, где «Лада» и по сей день желанный гость. В одном из них говорили на старославянском языке. Артисты почувствовали его вибрацию, красоту необыкновенную, певучесть и музыкальность. На этой площадке театр частенько проводит обрядовые праздники, к каждому из которых делают куклу: Покосницу, Коляду и др., которых затем раздаривают. Недавно было Весеннее Макошье, именины земли. Люди в старину в это время выходили в поле, обходили пашни, обсыпали их освященным зерном, чтобы был богатый урожай. Макошь – славянская богиня семейного счастья, плодородия, судьбопряха. А есть еще Осеннее Макошье, когда земля замирает, все уходит на покой, готовится к зиме. Несколько лет подряд «Лада» участвует в городском празднике Масленица.

– Я не скажу, что мы именно возрождаем русские обряды, потому что даже не имеем на это права, это делали люди вежественные, – рассуждает Ольга Алексеевна. – Мы просто берем кусочек, театрализуем и стараемся вовлечь в действие зрителей.

Единство с природой

Ольга Говорова чувствует свое единение с природой. Она убеждена, что все вокруг живое и предки поступали правильно, обращаясь к силам природы как к человеческому существу.

Еще одна ее большая страсть – цветоводство. Цветы – по всей квартире, их целая оранжерея! Здесь и изумительные фиалки, и причудливые каллы, и множество других, названия которых и не упомнить. Но больше всего Ольга Алексеевна любит герань – за ее красоту и простоту.

– Цветы помогают, – уверяет она. – Болеешь, не хочется вставать, а нужно полить цветок, который, как ребенок, не может обойтись без твоей заботы. Поднимаешься, невольно начинаешь расхаживаться, видишь, что где-то что-то расцвело, радуешься и продолжаешь жить.

Домочадцы Ольги Алексеевны с пониманием относятся к ее увлечению. А уж соседи как довольны! Ведь территория около дома благодаря ей засажена цветами, благоухает, радует глаз.

Ольга Говорова очень любит картины Николая Рериха именно за то, что видит в них единение человека с окружающим миром.

– Когда я смотрела на его работы, думала: почему на них человек практически незаметен? А потом поняла: он сливается с природой, он маленький, а вокруг – огромное поле, небо…

Вот так, в ладу с собой и окружающими, и живет этот поразительно светлый человек, создавая живые образы, сценарии, вызывая уважение своим бережным отношением к русской культуре и матушке-природе.

Людмила МАКОВЕЦКАЯ

Фоторепортаж