Верфь для судомоделистов

Ребята в селе Красногорском, которые занимаются в кружке у Николая Бекетова, имеют почётные титулы чемпионов и призёров России и Алтайского края

00:00, 14 июня 2013г, Общество 2565


Верфь для судомоделистов Фото №1

На взгляд дилетантов, сооружение корабликов – детская забава. Но по большому счёту судомоделизм – один из сложных технических видов спорта, который широко культивируется в мире.

По длинному расписанию

В принципе, то, чем на досуге занимаются наши современники, является спасительным хобби от современной лености, когда все услуги готовы сделать за нас специально подготовленные люди. Я, например, знаю людей, которые, как и 30-40 лет назад, сами ремонтируют свои машины. Принципиально! Хотя большинство автомобилистов сегодня предпочитают загонять «железных коней» в автосалоны.

Сейчас в магазинах можно купить разнообразные наборы для юных конструкторов. Остаётся только быстренько собрать модель и поставить её на видное место в детской комнате: вот, мол, какой я строитель! Но этот корабль никогда и никуда не поплывёт. А у юных судомоделистов в кружке в Красногорском Доме детского творчества они действующие.

Ребята предпочитают почти всё делать сами. Готовить исходные материалы, такие как фанера, цельное дерево или пластик, который они изготавливают из стеклоткани и эпоксидной смолы. Освоили десятки видов склеивания, пайки, клёпки, умеют пользоваться не только паяльником и отвёрткой, но и острой ножовкой, тяжёлым молотком, работают на токарном и сверлильном станках. Замечательно разбираются в чертежах, электронике, электричестве и даже в аэродинамике – всех этих мудрёных амперах и ваттах, галсах и реданах. Хотя таких предметов и таких терминов нет ещё в их школьных программах.

Все эти знания и навыки, убеждён руководитель судомодельного кружка Николай Бекетов, пригождаются ребятам во взрослой жизни.

А начинают они с простых моделей из картона и фанеры, на изготовление которых, впрочем, уходит не менее полугода, например, с подводной лодки. Её привод – механический, так называемый резиномотор, а попросту – жгут из тонких резинок. Многие мальчишки в детстве с его помощью, намотав резинки на крючок, изготавливали самодельные автомашины и трактора. Один конец жгута судомоделисты цепляют за крюк на днище маленькой субмарины, закручивают его дрелью, второй конец крепят за винт и опускают модель в воду, целясь в указанную точку. Разматываясь, резиномотор движет модель вперед. Существуют соревнования подобных моделей субмарин, в которых важно, чтобы подводная лодка проходила обозначенную часть дистанции точно по прямой и вовремя всплыла.

Впрочем, слова «двигаться» или «плавать» судомоделисты, как и моряки, не употребляют. Они говорят «шла» или «ходить». А «хожавая модель» – производное от последнего слова, означает «самое-самое у ребячьих изделий».

Есть ещё немало неписаных истин в судомоделестроении. Главная из них, пожалуй: модель строится всю жизнь. На первый взгляд парадоксально: это ж не настоящий корабль, а всего лишь его крохотная копия! Как же можно делать её годами?!

Но вот мальчишка пришёл в кружок, к примеру, в четвёртом классе. Максимум он будет заниматься здесь до окончания школы. Начнёт с получения навыков пользования инструментами, техники безопасности, чтения чертежей, изготовления малых форм субмарин и яхт. Потом приступит к изготовлению сложных моделей, подчас одновременно нескольких. Наиболее талантливые ребята займутся созданием модели по собственным чертежам – так называемой свободной конструкции. На каждую из них уходит порой по 3-4 года, а то и 6-7 лет. Нередко они не успевают их закончить и по окончании школы уезжают из Красногорского. Незаконченную модель дорабатывают другие. Здесь такое именуется длинным расписанием.

Почти все члены кружка прошли через это. Например, у Николая Бекетова в середине 1980 годов постигал премудрости сооружения моделей кораблей Егор Черемисин. Добился присвоения звания кандидата в мастера спорта. Потом привёл сюда своих детей: одного – в первом классе, другого – в третьем классе. В 2011 году Иван Черемисин с радиоуправляемой моделью свободной конструкции стал чемпионом России, выиграв у действующего чемпиона мира. Сегодня мастер судомодельного спорта Иван Черемисин – студент Томского университета. Там же учится его брат Никита, кандидат в мастера спорта, также неоднократно выступавший на первенстве России.

С именем на борту

Корабли свободной конструкции, которые не являются копиями настоящих, как правило, имеют имена собственные. Личный опознавательный знак «Макс» носит модель Максима Савина, «Ник» - Павла Николкина. А вот Отто Шмидт ещё не придумал, как назовёт заложенный им маленький тральщик, который обещает стать моделью российского уровня.

Он пришёл в кружок Бекетова четыре года назад. Сделал или завершил начатые предшественниками радиоуправляемые модели скоростного катера, подводной лодки и военного корабля «Бисмарк» времён Второй мировой войны. И намерен выступать с ними на краевых соревнованиях судомоделистов, которые пройдут 18-21 июня на водоёме посёлка Лебяжьего Центрального района Барнаула.

В прошлом году на подобном мероприятии Отто Шмидт занял второе место. Вопрос, чего не хватило, чтобы одержать победу, риторический: если бы были деньги, значит, были бы помощнее моторы и аккумуляторы у его творений.

Сергей Бобриков занимается у Бекетова три года, с пятого класса. Соорудил катер и тральщик, начал делать подводную лодку. К примеру, прямоходная копия немецкого военного тральщика составляет в длину 1250 сантиметров. Это и есть обозначение класса модели – ЕК-1250. В соревнованиях данного класса учитываются точность хода, скорость, копийность, то есть соответствие прототипу – настоящему кораблю. Вот по этим критериям судёнышко и получает баллы во время соревнований. Внешне всё просто: модель должна двигаться по прямой. А получается довольно сложно. Ведь на неё влияет много факторов: ветер, подводное течение, волны и так далее.

Эти же факторы имеют важнейшее значение для моделей яхт. Одна из них в высоту от днища до клотика – вершины мачты- составляет около 2 метров. Этот класс моделей участвует в гонках типа «Формулы-1», только не на скорость, а на время прохождения прямолинейного маршрута. Но как быть, если, например, встречный ветер не позволяет идти точно по галсу, то по есть по курсу относительно ветра? Как известно, навстречу ветру яхта идти не может. Приходится лавировать, меняя курс и теряя время.

Не менее интересны модели с двигателями внутреннего сгорания, с цилиндром, поршнями, коленчатым валом, карбюратором, топливным бачком и выхлопной трубой. Это модели спортсменов. А раньше этот класс был популярен и у школьников.

Поскольку Николай Иванович когда-то начинал как авиамоделист, даже являлся кандидатом в мастера авиамодельного спорта, то в одном из кабинетов Дома детского творчества Красногорского района поныне выставлены и такие изделия. Правда, они давно не участвовали в соревнованиях из-за отсутствия топлива. Но ребята разыскали в Интернете рецепт изготовления метанола и намерены возобновить плавание воздушных корабликов с копией настоящего мотора.

Ещё есть класс радиоуправляемых скоростных моделей судов, которые способны развивать скорость более 100 километров в час. Здесь, как и у ряда других копий, многое зависит от электромотора, питающегося от аккумуляторов. А эти современные устройства, так же как и радиоаппаратура для управления судёнышками, стоят немалых по меркам муниципального образовательного учреждения, финансируемого из местного бюджета, средств.

30 лет и три года

Николай Иванович работает в Доме детского творчества с 1979 года – 30 лет и три года. Правда, учреждение в смутные 1990 годы закрывали, Бекетов вынужден был заниматься другим делом и в другом месте. После открытия вернулся сюда же.

Он считает, что такие испытания надо было пройти. Это нормально для таких фанатиков, как он, потому что дело-то держится только на нём. Во всём крае по пальцам можно пересчитать места, где, так же как в Красногорском, ребятишки занимаются судомоделированием – в Бийске, Тальменке да в Ленинском районе Барнаула.

Наставником у самого Николая Бекетова был авиамоделист Леонид Петров из Троицкого районного Дома пионеров. Леонид Фёдорович, к счастью, здравствует поныне. В прошлом году они вместе побывали на авиамодельном шоу в Бийске. Возможно, посетят и нынешнюю акцию, намеченную на 26-29 июля. Ведь авиамоделизм их не отпускает.

И всё-таки треть века отдано судомоделизму. Сколько воспитанников нашли свою верфь в кружке Бекетова, не знает даже он сам. Впрочем, имена лучших из них увековечены в наградных списках, грамотах и на кубках, завоёванных на соревнованиях российского и краевого масштаба. Есть мастер спорта, 5 кандидатов в мастера, 35 победителей самых престижных соревнований в стране и регионе. Среди них – чемпионы и призёры Российской Федерации по судомодельному спорту Иван и Егор Черемисины, Егор Бекетов, Олег Ворсин, Евгений Маслак и Тимофей Долгов. Кстати, двое последних как чемпионы страны получили ещё и президентский грант в размере 90 тысяч рублей. К тому же Евгений Маслак трижды, в 2003, 2004 и 2005 годах, становился чемпионом края, так же как Андрей Даньшин. Добивались региональных чемпионских титулов Иван Жижелев, Сергей Бобриков, Даниил Бекетов, Павел Николкин, Максим Савин и другие.

В 2006 году команда судомоделистов из Красногорского выигрывала Кубок первенства России, неоднократно была призёром и дипломантом этих соревнований. Правда, не всегда из-за материальных затруднений ребятам удаётся побороться за престижные награды, но они занимаются любимым делом не только ради кубков и медалей.

Фоторепортаж