Память без памятника

Проект обелиска сибирякам-барнаульцам, участвовавшим в войнах XIX - начала XX века, уже восемь лет в прямом смысле пылится в музее

00:00, 24 мая 2013г, Общество 1658


Память без памятника Фото №1

Отшумели торжества в честь 68-летия Победы в Великой Отечественной, и теперь, пожалуй, самое время вспомнить, что боевая слава Алтая – это не только 1941-1945 годы. В войне 1812 года, в Русско-японской, в Первой мировой наши земляки тоже проявляли героизм.

Томский пехотный полк, в 1798-1808 годах квартировавший на территории нынешнего Алтайского края, участвовал в войне 1812 года. При Бородине, когда французы захватили батарею Раевского, 3-й батальон Томского полка оказался единственным подразделением, сохранившим строй и не поддавшимся панике. Адъютант генерала Барклая-де-Толли майор Левенштерн писал в воспоминаниях: «…я заметил вправо от холма батальон Томского полка, стоявший сомкнутой колонной в полном порядке. Я бросился к нему и приказал батальонному командиру именем главнокомандующего следовать за мною. Он послушался и смело пошел вперед. Я запретил солдатам кричать «ура!» без моего разрешения, так как им надобно было взобраться на холм, поэтому следовало беречь их дыхание; батальонный командир шел пешком. Это был толстенький, кругленький человечек, но в нем был священный огонь».

Атаковавший французов батальон томцев был тут же поддержан другими полками русской армии. Французы были перебиты. Эта атака спасла сражение. После этого Томский полк занял редут и подступы к нему и на этом месте спустя несколько часов встретил атаку французской кавалерии под командой генерала Коленкура. После этой отчаянной схватки из 700 солдат и офицеров полка в живых осталось немногим более двухсот.

При начале контрнаступления русской армии Томский полк, как самый изнуренный, отправили для пополнения и переформирования в Могилевскую губернию. К армии он присоединился в августе 1813 года. Некоторые историки и популяризаторы истории, увлекаемые инерцией исторической легенды, пишут, что полк в 1814 году вступил в Париж. Это не так – полк входил в корпус, блокировавший Модлин, и после сдачи крепости оставался до 21 августа 1814 года в Польше, затем перешел в Пруссию, а в декабре 1814 года был расквартирован вокруг Брест-Литовска. Но он все же попал во Францию – в 1815 году, во время «Ста дней» Наполеона.

После наполеоновских войн полк уже в Барнаул не возвращался – он был переведен на Кавказ, где заслужил бессмертную славу. (Интересующимся советую книгу «Краткая хроника 39-го Томского Его Императорского Высочества эрцгерцога Австрийского Людвига-Виктора полка», http://www.runivers.ru/bookreader.)

В Томске, где полк считают своим, ему в прошлом году возведен обелиск. У нас же в Барнауле память наших геройских предков не почтена никак, притом что проект монумента уже довольно давно готов. Автор его – архитектор Сергей Боженко рассказал:

- В середине 2000-х годов я прочитал книгу барнаульского историка Николая Ростова «Земли алтайской верные сыны», где рассказывалось про участие барнаульцев в войне 1812 года, в Русско-японской войне. Познакомился с самим Николаем Ростовым. Это наложилось на прочитанную в детстве поэму «Бородино», на изученные в институте крассические образцы монументов на Бородинском и Куликовом поле. И в результате появился эскизный проект памятника доблести и чести сибиряков-барнаульцев в войнах XIX – начала XX века. Это обелиск в классических формах, в стиле ампир, завершающийся бронзовой композицией из летящего орла с лавровым венком в когтях. На боковых блоках обелиска предполагалось высечь названия полков и дивизий, сформированных на Алтае и участвовавших в войнах до 1917 года.

Вспомнить всех – справедливая мысль. В 1812 году наши земляки воевали в Сибирском и Иркутском драгунских полках. Позднее в военную историю дореволюционной России золотом был вписан 12-й Сибирский Барнаульский пехотный полк. Это именно его казармы стоят на улице Партизанской (прежде – Полковая), нынче в них расположен БЮИ. Славу свою Барнаульский полк заработал в Русско-японскую войну в бою при Дашичао, где 10-11 июля 1904 года отбивал атаки двух японских дивизий. За героизм полк получил высшую коллективную награду того времени – Георгиевское знамя. В Первой мировой участвовал уже не только 12-й Барнаульский полк, но и 492-й пехотный Барнаульский полк (в составе 5-го Кавказского армейского корпуса).

По замыслу Сергея Боженко монумент мог бы стоять в Барнауле на пересечении проспекта Ленина и улицы Чкалова, на центральной аллее, рядом с Никольской церковью. Выбор обоснован уже хотя бы тем, что именно на этом месте в августе 1808 года Томский полк отслужил молебен перед выходом к западным границам России, а в 1912 году здесь, возле новопостроенного храма, праздновали 100-летие Отечественной войны.

- Историческая привязка есть, градостроительная привязка есть. Вопрос в политической воле и в деньгах... – говорит Сергей Боженко.

Появление такого монумента отвечало бы сразу нескольким целям и задачам – это ведь и украшение города, и туристическая достопримечательность, а главное – патриотизм в самом его лучшем проявлении…

Фоторепортаж