В краю душевной чистоты

Духовая – единственная деревня в Алтайском крае

00:00, 29 марта 2013г, Общество 3173


В краю душевной чистоты Фото №1

К крутому прибрежному склону притулилась небольшая деревенька, словно укрылась от посторонних глаз. Речка, лес, первозданная красота и тишина. Идеальное место для отшельников, решивших переосмыслить свое бытие вдали от цивилизации. А когда-то и здесь кипела жизнь…

Рай для рыбаков и философов

По данным последней Всероссийской переписи населения, на карте Алтайского края осталась всего одна деревня – Духовая. Находится она в Каменском районе. В настоящее время в России официальных отличий села от деревни не существует. Однако раньше они были. Селом называли населённый пункт, в котором есть (или когда-то была) церковь с колокольней или звонницей, что наделяло его правом быть центром сельского прихода, объединявшего несколько близлежащих деревень. В Духовой, по рассказам старожилов, церкви никогда не было.

О том, как возникла и развивалась до революции эта деревня, мало что известно. В книге «Вехи истории», изданной в районе, отмечено, что это селение, ныне входящее в состав Аллакского сельсовета, возникло предположительно в 1776 году. Сначала Духовая и близлежащие правобережные деревни относились к Малышевской слободе (ныне территория Новосибирской области). Позже они отошли к Алтайской губернии.

Откуда взялось такое странное название, достоверной информации нет. Говорят, что озеро в этих местах именовали Духовкой. Богатый дарами природы край удивительной красоты навсегда завладевал сердцами тех, кто хоть раз здесь побывал. По данным переписи 1926 года, в деревне Духовой числилось 698 человек и 155 хозяйств. Местные жители занимались сельским хозяйством и промыслами: охотой, рыбалкой, сбором ягод и грибов. В те годы в деревне была начальная школа. Действовала сельхозартель «Ворошилово», которая позднее стала частью колхоза «Родина». Численность населения в разные годы доходила до тысячи человек.

Все политические и экономические катаклизмы отразились и на этом селении. Со временем в деревне пришло в упадок, а потом сошло на нет сельхозпроизводство. Уже в нашем веке из-за малого числа детей закрыли Духовскую начальную школу. Приказала долго жить торговая точка сельпо. Остался один частный магазин. В 2004 году в Духовой числилось 125 человек, а проживало и того меньше – часть молодежи уехала на учебу, многие из-за отсутствия в деревне рабочих мест перебрались в соседние крупные села или в город. Сегодня здесь насчитывается около девяноста жителей, в основном – пенсионеры. В сезон здесь селятся рыбаки. Местные жители сдают им дома или комнаты, чем зарабатывают себе на жизнь. Некоторые промысловики обзавелись в красивейшей приобской деревеньке своим жильем.

 

Сельская проза с элементами экстрима

От Духовой до центральной усадьбы Аллак – двенадцать километров. Вроде бы немного. Но это только на первый взгляд. Об особенностях рельефа межпоселковой дороги я была наслышана от коллег. Но самой преодолевать этот крутой в прямом смысле путь мне не доводилось. И вот подвернулась оказия. Как не побывать в таком живописном уголке?!

Добрались из Камня до Аллака по ледовой переправе. Там журналистов встретил глава администрации Аллакского сельсовета Сергей Капустин. Он учтиво предложил нам пересесть в конторскую «Ниву-Шевроле», пояснив, что обратно из Духовой на «Волге» мы можем не выбраться до лета...

Этот десяток километров по большей части лесной дороги с изгибами в вертикальной и горизонтальной плоскостях действительно оказался непростым. Но особенные ощущения мы испытали, когда спускались, а потом поднимались по заснеженному береговому склону градусов в 40, не меньше. Стали понятны предложенные главой рокировки. Дорога до Духовой зимой расчищается от снега, а в остальное время содержится во многом благодаря тому, что является школьным маршрутом – семь ребятишек каждый день ездят на специально приходящем за ними автобусе в Аллакскую среднюю школу.

Хлебнув адреналина, погружаемся в деревенскую романтику. В прибрежной низине, вплотную к крутому обрыву, некогда бывшему берегом Оби, расположились, мирно соседствуя, вполне добротные усадьбы и маленькие домики, чуть ли не под крышу заваленные снегом. Идем в гости к местным жителям. По их рассказам составляем представление о сегодняшнем дне единственной в крае деревни.

Тихо, размеренно течет время в Духовой. В сезон весенне-осенней распутицы, когда река отрезает жителей правобережья от города, а единственная дорога становится практически непроходимой, остается только одно средство общения с «большой землёй» – телефон. Стационарных аппаратов, получающих радиосигнал из левобережного села Гонохово, в Духовой сегодня только два – в ФАПе и дома у фельд-шера, чтобы медработник всегда был в зоне доступа. Был еще телефон у фронтовика Егора Дьякова. Ветеран недавно купил на субсидию квартиру в Камне и теперь живет в городе. В некоторых частях деревни можно поймать сотовую связь – вышки мобильных операторов есть в селах на обоих берегах Оби, правда, далековато. Рельеф местности тоже серьезная преграда.

– Я всегда на посту, почти тридцать лет, – рассказывает заведующая местным фельдшерско-акушерским пунктом Вера Постникова. – И ночью, и днем люди идут или звонят. При необходимости доставить больного в Каменскую ЦРБ вызываю машину «скорой помощи» из Аллака, на ней – до берега, там либо лодкой, либо катером на воздушной подушке через реку в город. А в сезоны отсутствия водной переправы ходячих больных приходится вести по железнодорожному мосту. Раньше поезда останавливали, чтобы в Камень тяжелобольных отправить. Труднопроходимая дорога – это главная наша головная боль.

Может, географические особенности, а может, еще что, о чем нам неведомо, сказались на характере людей, здесь живущих. Щедрые, открытые, радующиеся каждому пришедшему в их дом с миром, они не замкнулись в своем отдаленном краю, не закрыли душу на замок.

– Приезжайте к нам летом, – чаруя приветливой улыбкой, приглашает Надежда Степаненко. – Красотища такая! Глянете, может, и жить сюда переберетесь!

Надежда Васильевна – местный почтальон. Обожает свою работу за возможность постоянно общаться с людьми. Она несет деревенским жителям не только периодику, но и сопутствующие товары. Пожилым тяжело далеко ходить. Нередко просят Надю заплатить за свет, купить что-нибудь, передать посылочку в другой конец деревни. Земляки очень благодарны своей почтальонке за доброе и внимательное отношение.

Супруги Степаненко держат единственный в деревне магазин. Анатолий – предприниматель. Его жена в свободное от почтовых дел время подрабатывает продавцом. Живут в достатке, детей на ноги поставили. В деревне пользуются заслуженным уважением за отзывчивость и простоту. Анатолий сам, не имея специального образования, построил добротный особняк, на первом этаже которого открыл торговую точку.

– К нам недавно приехали жить две семьи из Междуреченска и Сузуна, – радуется Надежда Васильевна. – Может, и детки в деревне рождаться снова будут.

Родители Надежды – Василий и Вера Хаблак – родились и всю жизнь прожили в Духовой. Честно трудились. Вера Ивановна двадцать пять лет доила колхозных коров, а Василий Петрович без малого полвека отработал на тракторе, был бригадиром. Эта семья, которой уже 57 лет, – старожилы деревни.

– Я как-то начал вспоминать, сколько у нас фамилий было в деревне раньше. Больше ста насчитал! – рассказывает Василий Хаблак. – А в каждой – до десятка семей. Были времена! Народу полно, работа кипит. Весело и дружно жили. Сейчас от тех людей единицы остались – человек пять. Остальные – приезжие.

– Я в Духовой с 1984 года, – говорит заведующая филиалом Аллакского культурно-досугового центра Александра Каульмаер. – За эти годы успела узнать о деревне все, чем располагают и архив, и музей. Немного информации набралось. Нам так хочется, чтобы история Духовой на нас не закончилась, чтобы не исчезла с карты Алтайского края последняя деревня. Живем мы дружно. Отмечаем вместе праздники, собираемся, общаемся. Дети в клуб постоянно бегают. Для них тематические беседы проводим, познавательные часы и дискотеки.

Рядом с заведующей за приставным столом режутся в лото Ксюша и Костя Шушаковы.

– Вы же брат с сестрой, почему дома не играете, в клуб ходите? – интересуюсь у ребят.

– Дома скучно, – отвечают они. – Летом в клубе разновозрастной отряд работал, интересно было. У нас в деревне вообще летом хорошо – купайся вдоволь, шалаши строй сколько хочешь. Только комары одолевают.

По сути, Духовая сегодня – это средний по численности жильцов многоквартирный дом. Только вот жители городских многоэтажек не всегда знают своих соседей, а деревня – это одна большая семья. Вместе и горе, и радость встречают. О событиях в районе, крае и стране узнают из газет. Чего не прочтут в прессе – увидят по телевизору. Если нездоровится – обращаются к местному доктору. Есть вопросы к власти – звонят в администрацию Аллакского сельсовета, а то и напрямую в район. Словом, живут…

Наталья Исаева

Фоторепортаж