Почти европейский рынок
Почему алтайским производителям БАДов не под силу дорогое сырьё из маралов
00:00, 29 марта 2013г, Общество 1820
Наиболее жгучие проблемы переработки продуктов пантового оленеводства обсудили 19 марта в Бийске. Курирующее тему краевое управление пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности пригласило на разговор тех, кто выращивает маралов, кто делает из них полезные для человека настойки и пилюли, а также ученых, изучающих и то, и другое.
Понять, есть ли эффект
Это первый из запланированных на этот год «круглых столов». Чуть позже решено собраться в Белокурихе, чтобы обсудить с врачами, как можно расширить применение продукции мараловодства в санаторно-курортном лечении. В начале мая подобная встреча состоится с туроператорами.
- Продукты из марала – бренд Алтая, который интересен туристам, - заметила начальник профильного управления Татьяна Зеленина, - Многие едут на пантовые ванны. Мы должны встретиться с туроператорами и рассказать, куда вести группы, не в аптеку же!
Затем предполагается встретиться с практикующими преподавателями Алтайского медуниверситета, чтобы выяснить, могут ли они проводить доклинические и клинические испытания препаратов из маралов. И закончится год общей научно-практической конференцией.
Задача же нынешнего мероприятия заключалась в том, чтобы выяснить, какой эффект дает реализация программы «Развитие комплексной переработки продуктов пантового оленеводства в Алтайском крае на 2011-2015 годы».
Разрабатывало ее «ведомство Зелениной» совместно с некоммерческим партнерством «Алтайский биофармацевтический кластер». В подготовке активно участвовали переработчики пантов, поскольку документ главным образом создавался, чтобы помочь им увеличить объемы производства за счет стимулирования спроса на пантовую продукцию. Идея в общем здравая: разрекламируем конечный товар, его будут больше покупать, значит, придется больше приобретать сырья, что благоприятно скажется и на мараловодстве.
Для комплексности решения задачи в программе уделено место формированию нормативно-правовой базы, созданию кадрового потенциала и развитию инновационной деятельности. Внедрение новых технологий стимулируется субсидиями на приобретение оборудования. Правда, получение их ограничивается несколькими условиями. Например, требовались положительное заключение научно-технического совета по оценке инновационных технологий; отсутствие задолженности в бюджет и внебюджетные фонды; закупка сырья разрешалась только в Алтайском крае. Все условия выглядят логичными и справедливыми, но тогда непонятно, почему субсидии получили только 4 из 19 предприятий отрасли, а в текущем году вообще смельчаков не нашлось.
В то же время большинство предприятий воспользовались правом за счет краевого бюджета представить свою продукцию в рамках торгово-экономических миссий, ярмарок-выставок, международных конференций.
Получили свой бонус и животноводы. Сотрудники ВНИИ пантового мараловодства дважды обучали работников мараловодческих хозяйств: в 2011 году – заготовке сырья, а в прошлом году – переработке согласно требованиям международных стандартов.
Как отметил один из разработчиков программы – руководитель группы компаний «Пантопроект» Николай Фролов, большая часть мероприятий программы выполняется. Сформирован научно-технический совет, члены которого прошли путь от абсолютно разного понимания путей развития отрасли до согласованности; создан ряд документов, систематизирующих деятельность участников рынка; появился устойчивый информационный поток, рассказывающий о пантовом оленеводстве; возросло с 17 до 19 число производителей и, следовательно, конкуренция. Даже такой крупный участник рынка – «Алтайвитамины» заявили, что удвоят объемы производства препаратов из маралов.
Откуда добавка?
Однако, по мнению Фролова, сделаны только самые первые шаги и настало время скорректировать программу. Он считает, что для дела гораздо важнее выстроить систему взаимоотношений всех заинтересованных сторон процесса, чем достигнуть каких-то цифр.
- Объемы производства – вещь ненадежная, а правильно выстроенные правила игры – гарантия, что процесс станет саморазвивающимся, - подчеркнул предприниматель.
Что же не устраивает Фролова в складывающейся системе взаимоотношений?
Например, отстраненность Главного управления сельского хозяйства, притом что оно значится одним из соисполнителей программы.
- Я сегодня решаю вопрос, как трактор купить, как субсидии получить, и нигде не нахожу понимания, - пожаловался Петр Свиридов, руководитель холдинга «Альтамар», в составе которого есть маральник.
Между тем, по сведениям Свиридова, продолжается снижение поголовья.
– В одном хозяйстве 350 голов забили, в другом – 78, а восстановить потери не просто, это же не свиноводство!– говорит руководитель «Альтамара».
– Нет взаимодействия с Республикой Алтай, где находится основная сырьевая база, - продолжает перечислять недочеты программы Свиридов.
– Последняя претензия руководителя «Пантопроекта» вызывает недоумение. Зачем нам сырьевая база соседнего региона, если из 14 тонн пантов, производимых в Алтайском крае, на месте перерабатывается только 1,5-2 тонны? Остальное уходит на экспорт. Или Фролов чего-то недоговаривает?
А вот когда он обращает внимание на то, что продукции из маралов наши переработчики производят всё больше, а объемы закупок сырья не увеличиваются, это уже серьезно. Из чего же делаются эти дополнительные настойки, пилюли и прочее?
Завесу тайны приоткрыл в своем выступлении Василий Луницын, директор ВНИИ пантового оленеводства Россельхозакадемии, проведя сравнение между производством и практикой применения пантовых препаратов в Корее и в России. По словам ученого, на Востоке используют качественные панты, которые проходят ферментацию и многоступенчатую экстракцию, что дает на выходе более усваиваемый человеком продукт. Вместе с растительными композициями такие смеси применяют «для конкретной функции» в течение 8-12 недель в дозировке не менее 2 г. Российские же переработчики, чтобы сэкономить, обычно закупают низкосортные панты. Пантовый
порошок или экстракт нередко составляет не более 1-2% от состава и вводится в качестве экзотики, чтобы привлечь покупателя.
Почему же так происходит?
Николай Фролов в который раз объясняет ситуацию неразвитостью отечественного рынка и неустойчивостью мирового:
- Наше предприятие до сих пор приобретало бессортные панты по 70-100 долларов за килограмм, добавляло в них пантогематоген (состоит примерно наполовину из крови маралов. - Прим. авт.) и, понимая, какой продукт предлагаем, защищало его перед государственными органами сертификации.
В прошлом году на Алтай пришли китайцы, и цены на панты выросли до 300 долларов. Мы же не можем по таким ценам закупать сырье! У нас европейский рынок, где 10-процентное повышение стоимости препарата по полгода обсуждается с оптовиками.
Вариантом снижения цен на сырье предприниматель считает расширение сырьевой базы за счет использования мяса маралов, хвостов, крови. Кровь маралов стоит всего 500 рублей за литр, и еще толком неизвестно, что полезнее для человека - она или панты.
При этом Свиридов предупреждает о необходимости контроля за производителями, чтобы они использовали качественную кровь, например, забранную от живых маралов во время гона, а не от мертвых или, того хуже, от туберкулезных. Причем наиболее эффективным методом контроля качества сырья и продукции могли бы стать добровольная сертификация или объединение в саморегулируемую организацию, где проверками займется созданный членами СРО орган.
Порядок надо наводить
О необходимости наведения порядка в российских БАДах говорил и побывавший в начале марта на Алтае председатель Комитета по здравоохранению Госдумы Сергей Калашников. Он отметил, что, с одной стороны, под БАДами скрываются продукты, содержащие лекарственные ингредиенты, только в меньшей концентрации, с другой – популярные средства народной медицины, но не имеющие клинической доказательной базы. Это еще не лекарство, но уже и не пищевая добавка. Эта продукция обладает «природными лечебными факторами». К ней председатель комитета отнес и препараты из маралов.
- Ответить на вопрос, что такое природные лечебные факторы, выделить их в отдельный класс с определенной системой регистрации – задача законодателей, - заявил тогда Калашников.
Присутствовавшие на «круглом столе» переработчики пантов весьма настороженно отнеслись к идее парламентария, расценив ее как попытку дестабилизировать целую подотрасль.
Однако начальник Татьяна Зеленина поспешила их успокоить: она выразила уверенность в том, что депутаты Госдумы от Алтайского края этого не позволят. Возможно, будет расчленение БАДов на пищевые добавки и нутрицевтики. При этом, очевидно, ужесточится контроль.
- Но присутствующим здесь производителям нечего опасаться, - заметила Зеленина. - Нужно не бояться новой законодательной базы, а подключаться к ее разработке.
Она предложила участвовать в парламентских слушаниях, готовить письмо за подписью губернатора, в котором изложить видение проблемы и сформировать список своих представителей в рабочую группу по подготовке законопроекта.
- Порядок надо наводить, - резюмировала начальник управления, - а то зайдешь в аптеку и не знаешь, что купить. Хорошо, мы уверены в качестве алтайских БАДов.
Цифра
7,2 млн. руб. было израсходовано из краевого бюджета за два года на выполнение мероприятий программы.
* * *
Прямая речь
Татьяна Зеленина, начальник краевого управления пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности:
- Если на Востоке культура потребления продуктов из марала сформирована, то в России мы только занимаемся этим. И нам нужна помощь ученых-медиков. Они же вместо того, чтобы говорить о полезности продуктов, выражают сомнение.
Петр Свиридов, руководитель холдинга «Альтамар»:
- Я не считаю, что мы плохо работаем, но, наверное, нужны более сильные люди, готовые вкладывать в мараловодство не десятки, а сотни миллионов рублей.
Николай Фролов, руководитель ГК «Пантопроект»:
- Я всегда говорил, что нам не надо от государства много денег. Деньги развращают. Для нас программа должна быть средством объединения, налаживания взаимопонимания.