Там, где уже весна

В музеях и выставочных залах Барнаула работает сразу несколько крупных выставок, посвященных 8 Марта

00:00, 07 марта 2013г, Культура 1571


Там, где уже весна Фото №1

В Художественном музее открылся уникальный для Сибири выставочный проект «Вальс цветов». Это большая экспозиция авторских кукол одного из самых популярных российских мастеров – москвички Светланы Дубодел, а также живописи известной барнаульской художницы Юлии Никитюк. В Выставочном зале Союза художников работает традиционная мартовская женская экспозиция «Белый танец», особенность которой состоит в том, что в ней принимают участие не только члены регионального творческого объединения. И, наконец, в музее истории литературы, искусства и культуры Алтая открылся столь же традиционный и популярный краевой проект «Мужской стиль», который в очередной раз доказывает, что вышивка вполне мужское хобби. 

– Здесь-то мы точно ощущаем, что весна уже пришла! – сказала на открытии выставки «Белый танец» искусствовед Любовь Шамина. – Красивые пейзажи, цветы и столько добра, тепла!

Действительно, открывшаяся 1 марта экспозиция буквально источает цветочные ароматы, зовет в дальние страны и напоминает о волшебных сказках. Но главное – она открывает для барнаульских зрителей много новых имен, ведь две трети авторов, выставивших свои произведения, пока не являются членами Союза художников. Всего же на стенах и в витринах удалось разместить почти 300 работ! Кажется, это рекорд зала.

При этом самые большие экспозиционные площади заняты все-таки давно известными художницами: Ириной Щетининой, которая представляет тематические натюрморты, пейзажи и портреты; Ларисой Пастушковой, выступающей в очень узнаваемом жанре абстрактной живописи, замешанной на этнических мотивах; Юлией Кикоть с яркими декоративными композициями и пейзажами необычного формата; а также Екатериной Дёмкиной, Ольгой Яуровой, Натальей Акимовой, Юлией Никитюк и другими. Отдельно хочется сказать о работах заслуженного художника России Майи Ковешниковой, одного из главных лиц алтайского искусства советского периода. Ее ирисы и мальвы, законченные в последнюю пару лет, дышат невероятной свежестью восприятия и такой страстью к живописи, какой может похвастаться не всякий двадцатилетний автор. И все это сочетается с огромным профессионализмом, о котором, впрочем, даже говорить излишне.

– Мы сами для себя устроили этот праздник – создали, отобрали и выставили свои лучшие произведения, – говорит организатор выставки Екатерина Дёмкина. – Желающих выставиться было очень много, и некоторые работы в экспозицию все-таки не вошли. Но весна приходит каждый год, так что шанс попасть на такую выставку остается! Мы старались быть максимально объективными в выборе работ и представить по возможности всех желающих.

Об искренности этого стремления говорит количественный перевес авторов, не состоящих в Союзе художников. В зале можно увидеть портреты Натальи Рожковой из Ребрихи, пейзажи Любови Кривошеевой и Анны Нечаевой, несколько разножанровых работ Ларисы Кругловой, стильные серии Полины Горбуновой и темпераментную декоративную живопись Лидии Азаевой – впрочем, перечислить тут всех достойных просто не представляется возможным.

– Когда я общаюсь с начинающими художницами – и я имею в виду не только детей в школе искусств, – мне нравятся их напор и отношение к делу, – признался живописец Владимир Кикоть (на выставке блеснули и его ученики). – У них гораздо сильнее восприятие красоты, в простом и обыденном они видят потрясающие вещи, которые могут показать окружающим.

Еще одной отличительной чертой этой выставки является внушительное представительство авторов декоративно-прикладного направления. Здесь есть керамические сервизы и наборы, панно, выполненные в сложных смешанных техниках, гобелены, роспись по дереву, лоскутное шитье, батик и какой-то немыслимой сложности украшения из бисера (последние созданы народным мастером Алтайского края Светланой Старшиновой и ее студией «Жемчужинка»).

А вот экспозиция в ГМИЛИКА в противовес этой чисто женской выставке, наоборот, разрушает привычный многим поколениям нежный образ вышивальщицы, склонившейся над пяльцами. Организаторы напоминают, что «этим изящным ремеслом всегда занимались мужчины». Более того, профессия вышивальщика всегда была весьма престижной, а в странах Западной Европы они даже объединялись в цеха. Наконец, любил вышивать крестом прусский король Фридрих Великий, а в некоторых странах вышивка и сегодня считается почтенным мужским занятием.

Впрочем, и без подобных исторических сносок первая краевая выставка мужской вышивки, проведенная музеем в 2011 году, имела большой успех у зрителей и специалистов. Настоящая же экспозиция знакомит нас с творчеством 23 авторов из Барнаула, Рубцовска и нескольких районов края. В музее представлены эффектные картины, предметы быта и интерьера, иконы. Самым юным участникам по восемь лет, самому старшему – 71 год, и это далеко не самое интересное.

Наконец, еще одну очень весеннюю по духу выставку устроил Художественный музей. Организатор экспозиции и бессменный куратор «кукольной темы» в ГХМАК Людмила Корникова поделилась, что нам откровенно завидуют многие крупные сибирские музеи: столь крупная персональная выставка столь известной московской художницы Светланы Дубодел – и в Барнауле? Правда, пока музейщики вынуждены в своем временном доме придерживаться принципа «бедненько, но чистенько», эта изысканная экспозиция открылась при поддержке ювелирной компании «Оливин» в зале бизнес-центра «ЛИОН» (он находится на пересечении улицы Деповской и проспекта Строителей). Именно там сейчас можно увидеть воплощенные художницей образы: трогательных детей, милых девушек и фарфорово-бледных роковых дам, заламывающих тонкие руки.

Подробнее о выставке Светланы Дубодел читайте в одном из ближайших номеров «АП». 

Фоторепортаж