Из снежного плена

00:00, 05 марта 2013г, Общество 1944


Из снежного плена Фото №1

Узкая, в одну колею дорога, прибитая трактором в плотном, глубоком снегу, взобравшись на взгорок, заканчивается тупиком. Ранее существовавший путь очерчен отвалами, оставленными дорожной техникой, работавшей здесь перед последним снегопадом. «Кто желает прогуляться в Новокузнецовку – милости прошу ногами – трамвай дальше не пойдет», - улыбается своей шутке наш водитель.

Двигаемся, перепрыгивая с ледяного валуна на валун, а иногда утопая по колено в снегу. Хорошо, что светит солнце, умеренный ветер и не падает снег, а то было бы совсем «весело».

А началось все днем ранее, когда в редакцию позвонил и. о. начальника «Алтайавтодора» Василий Мотуз и предложил: «Поехали в Змеиногорск – увидишь, что такое настоящая сибирская зима… с переметами». В местном ДРСУ узнали, что серьезные заносы на дороге, соединяющей большое село Карамышево с целым рядом других поселков. Днем ранее в снежном плену здесь оказался легковой автомобиль, ему на выручку отправили мощный бульдозер.

Пока трактор бил колею – успеваем добраться до автомобиля. Видавший виды «Москвич-2141» с гордым значком «Мерседес» на капоте основательно засыпан снегом. Возле него с лопатой снует хозяин – Александр Сушкеев. Он рассказал, что «в плен» попал в обед прошедшего дня. Повез людей из Новокузнецовки в Карамышево. Когда стали возвращаться домой, оказались в ситуации ни туды и ни сюды. На вопрос: «Стоило ли рисковать и ехать в непогодь?» – отвечает: «С утра была, в общем, нормальная погода. А с обеда задуло. Когда понял, что не проехать ни вперед, ни назад, хлопнул дверцей и пошел в село».

Наконец до этого места добирается и бульдозер. Он с помощью троса, будто игрушку, вытаскивает «Москвич» на взгорок. Но завести это чудо отечественного автопрома не удастся. Снегом основательно забит не только салон, но и моторный отсек. Хозяину придется буксировать своего железного коня куда-то в гараж и отогревать отнюдь не теплом человеческих сердец, а чем-то вроде паяльной лампы. Одно радует: закончилось все без серьезных последствий.

А тем временем мимо нас, перебираясь с завала на завал, пробегает девчушка.

- Ты откуда и куда? – удивляемся.

И слышим в ответ: «Вчера в Карамышево в школу на автобусе привезли, а дорогу замело. Надоело мне там сидеть… домой хочется. Не волнуйтесь, не впервой мне, да и тут недалеко, километра четыре осталось».

Перевожу недоуменный взгляд на своих спутников. «Погода хорошая, - успокаивают, - деревня… вон уже за взгорком крыши виднеются. Пока здесь будем – под нашим приглядом и до дому дойдет. Не ловить же ее, в конце концов, и в Карамышево возвращать!»

Увы, порой за подобный «героизм» приходится платить. Дорожники рассказали, что в середине февраля делали объезд на вездеходе и на одной из перенесенных снегом дорог наткнулись на брошенный «КамАЗ», в котором сидели двое парней и девушка. Спасенные рассказали, что отправились пешком из одной деревни в другую. Но силенок оказалось недостаточно. Благо нашли брошенный грузовик. Только успели залезть в кабину, откуда ни возьмись – волк. Хотя, может, это была и собака – в сумерках толком не разглядишь и не спросишь у серого, какой он породы. Так до утра и просидели, глядя друг на друга через лобовое стекло. А наутро зверюга ушла. Но неприятный осадок у людей, видно, остался.

- Я понимаю, что жизнь не остановить, как и потребность человека передвигаться. Но зачем безрассудно рисковать? Выезд в зимнюю непогодь – это ведь как русская рулетка: повезет или не повезет. А ведь человек за рулем рискует не только своей жизнью, - рассуждает Василий Мотуз, – но и тех, кто сидит рядом с ним в машине, да и дорожников, что будут направлены на выручку. И все это стоит немалых денег. Работа трактора К-700 – 1300 рублей в час. Китайский бульдозер Shantui обходится уже в две тысячи. Вот и считайте: если до занесенного снегом села километров десять, это при таких заносах, как в Змеиногорске, сутки упорной работы. Это если только расчищать однопутную колею с разъездами. Ну а уж если чистить основательно, так, чтобы суток трое в бураны ее доверху не занесло, то работы в несколько раз больше. Кто-то может сказать, что на дворе 21 век и обеспечение транспортной доступности – одна из наиважнейших задач, стоящая не только перед дорожниками… Все это так, только вот метелям все равно, какое время на дворе, и гуляют они по нашим просторам мама не горюй!

Возвращаемся в Змеиногорск, чтобы встретиться с главой администрации муниципалитета. Владимир Коренский рассказывает: «Мне обидно, когда иронизируют, мол, опять зима нагрянула «неожиданно». Зима зиме рознь! Вы же видели: снежные валы на дорогах выше человеческого роста! Я сам бывший дорожник и понимаю, что невозможно сразу расчистить все пять дорожных направлений, ведущих к селам. Поэтому, где возможно, ведем дистанционное обучение в школах, продукты и пенсию доставляем на снегоходах. Выво-зим больных. Вот сегодня проблема – как доставить пролеченных к месту их жительства. Они же занимают больничные койки в райбольнице! Даже роды иногда приходилось принимать фельдшеру в походных условиях – а куда деваться? Хорошо, когда ребенок родился здоровым и мать нормально себя чувствует. Зима нынче трудная, я жду не дождусь, когда она закончится. Но весной нужно будет следить, чтобы не сорвало большим паводком плотины.

Все это время контора Змеиногорского ДРСУ похожа на штаб части, ведущей военные действия. Ночью пришло сообщение, что трассу Рубцовск – Змеиногорск основательно засыпало – еле удалось вырвать технику из снежного плена. Но несколько легковушек и «КамАЗ» с углем застряли. Естественно, все люди были эвакуированы. Удалось расчистить дорогу на Курью в районе горного перевала, рядом с селом Саввушка. Поэтому утром ушли междугородние автобусы на Барнаул и шесть грузовиков «КамАЗ» в Поспелиху за углем. Значит, на это направление вечером будет переброшено больше единиц дорожной техники, с тем чтобы вечером люди и автомобили смогли беспрепятственно вернуться домой.

Но во время особо сильных снегопадов и эту дорогу заносило так, что расчистить ее в положенные сроки не было никакой возможности. И тогда автобусные маршруты на Барнаул отправлялись в рейс через Староалейское – Горняк – Рубцовск. Это степная дорога меньше страдает от снежных заносов. Но и расстояние значительно удлиняется, что отнимает у пассажиров время и делает проезд в краевую столицу для них более дорогим.

- Такая снежная зима последний раз в наших краях была в 2001 году, - рассказывает начальник Змеиногорского ДРСУ Владимир Соковнин. – А нынче как после 5 ноября началась эта снежная круговерть, так с небольшими перерывами продолжается до сих пор. Техника – не первой молодости и тоже частенько подводит. У нас своих три шнекоротора и два прикомандированы из других дорожных организаций края. Так вот сейчас все пять – в ремонте, думаю, только к вечеру парочку отремонтируем… Сегодня в районе самое проблемное направление по снежным заносам – от Карамышево на Новокузнецовку, Воронеж, Предгорный (сюда несколько дней пробивали дорогу, за это время было поломано два трактора – «Камацу» и Т-500, последний так и стоит до сих пор на дороге памятником, а проезжей дорога продержалась всего пять дней), Локоток, Октябрьское. Предгорье, дорога петляет по холмам – несколько часов метели и дорогу заносит полностью. На месте ранешнего тоннеля снег так спрессовывается, что его уже почти невозможно растолкать. И объезд сделаешь далеко не везде – предгорье ведь! Конечно, расчистку значительно тормозят и снежные валы, которые образовались раньше. Их нужно убирать – но куда? Кюветы переполнены, а валы достигают двух метров в высоту.

Змеиногорские дорожники считают самой эффективной техникой фрезерно-роторные снегоочистители на базе трактора «Кировец». Но их нет в большом количестве. Поэтому, возможно, на краевом уровне было бы правильным создавать мобильные бригады с навесным оборудованием, чтобы использовать их во всех районах края в случае необходимости.

А отрезанная от «большой земли» деревня – это всегда проблемы. Как вывезти больных и детей в школу, продовольствие. Опять же запасы угля нужно пополнять. Со всеми этими задачами помогают справляться вездеходы МЧС.

- Мы своим мужчинам стол накрыли на 23 февраля, - рассказали мне женщины ДРСУ. – Да так одни за столом и просидели – все защитники Отечества были в тот день за рычагами тракторов на трассе.

Об этом же заговорил и один из находящихся в Змеиногорске в командировке тракторист из Завьяловского ДСУ-5 Алексей Ларионов: «Меня тут приглашали – мол, переезжай на постоянное место жительства в Змеиногорск. И работа в ДРСУ найдется… Но с нашими завьяловскими борами и озерами эту горную красоту разве сравнишь (хитро улыбается)? Да и выходные дни бывают, а здесь как впрягся, так ничего, кроме рычагов трактора и отвала снега из-под лопаты бульдозера, не видишь. Особенно сложно чистить трассу в Барановку. Машин много, таксисты один за другим…»

И действительно, машин с шашечками в эти дни на главных магистралях Змеиногорска немало. Да и цены даже по барнаульским меркам немалые: бывает, что за проезд из конца в конец города с четырнадцатитысячным населением в пургу просят 200-250 рублей.

В Змеиногорском районе засыпаны снегом не только дороги, но и дома. Население основательно откапывает только подъезды к гаражам, а к домам ведут тропинки. Там, где проход совсем узенький, как правило, живут пожилые люди. Такую бабушку, откапывающую лопатой крышу дома своего, мы увидели и в Змеиногорске. Разговорились. «А чего вы ко мне с фотоаппаратом привязались? Говорите, понравилась… Ну-ну. Побуду немного моделью, а потом и работать надо. Почему взялась за лопату? А сколько можно в темном доме сидеть? Да и что-то стены с крышей трещать начали – дом-то уже не молоденький! Вот и собралась снег отбрасывать… Сын вечером с работы придет, поможет, а пока чего на печи сидеть – самой надо выскребаться!»

Фоторепортаж