"ТЫ ОЧЕНЬ НУЖЕН МНЕ..."

В КРАЕ РАБОТАЕТ СЛУЖБА, ГДЕ СЛЫШАТ КАЖДОГО РЕБЕНКА

00:00, 01 июня 2010г, Общество 1699


"ТЫ ОЧЕНЬ НУЖЕН МНЕ..." Фото №1

Это часть разговора 12-летней девочки и специалиста службы экстренной психологической помощи по телефону. Детский телефон доверия появился несколько месяцев назад, но по нему уже позвонили около шести тысяч ребят.

В октябре прошлого года плакаты с номером телефона развесили по школам края, в подъездах жилых домов. И теперь ежедневно специалисты службы помогают детям разобраться в жизненных трудностях, с которыми многие из них столкнулись впервые. Время беседы психолога и его абонента не ограничено. Опытные консультанты с доброжелательными голосами подсказывают, как найти выход из любой ситуации.

"Спасибо за твой звонок. Не все люди могут рассказать о своей проблеме. А ты это сделал, значит, ты очень смелый человек".

– Так уже с первых минут общения психолог поддерживает своего маленького собеседника, – говорит Ирина Агальцова, руководитель службы. – Работа с ребенком очень специфична. Наши специалисты проходят обучение в Национальном фонде защиты детей от жестокого обращения. Ведь, чтобы помочь им, нужно всего за несколько секунд перейти в детское состояние, поставить себя на их место.

– Дети какого возраста чаще всего звонят вам?

– Подростки. Часто они хотят получить консультацию о взаимоотношениях со сверстниками. Если нам звонит мальчик и спрашивает, как ему познакомиться с девочкой, мы можем предложить разыграть эту ситуацию. Например, абонент начинает "знакомиться" с психологом. В таком диалоге "по ролям" ребенок учится строить свои отношения с противоположным полом, а консультант помогает ему.

Но бывают и такие случаи, когда у ребенка нет конкретной проблемы. Один раз нам позвонила 10-летняя девочка, которая осталась дома со своим маленьким братиком. Она сказала, что просто хочет поговорить. Психолог предложила ей рассказать о себе, о своей семье, учебе. А потом они решили поиграть "в города". "Если я еще останусь дома одна, то позвоню вам?" – спросила в конце беседы девочка. "Конечно, нам можно звонить в любое время, телефон работает круглосуточно", – ответили ей.

– А самые маленькие с какими проблемами обращаются?

– Как сказать маме, что я получил двойку? Звонки с таким вопросом в основном поступают от детей 7-9 лет. Иногда школьники не могут выполнить домашнее задание и боятся наказания родителей. В этом случае психологи помогают по телефону решать математические задачи… Кстати, на наш телефон доверия звонят не только маленькие абоненты, но и их родители, у которых возникают проблемы в воспитании детей. 

– Но ведь к вам не всегда поступают такие на первый взгляд "простые" телефонные звонки?

– Одно время практически каждый день обращалась девочка и всегда плакала. Она буквально кричала в трубку: "Они меня дразнят, они раскидали по полу мои учебники". За месяц она успела поговорить со всеми консультантами. Было очевидно, что этот ребенок стал изгоем в своем классе. Когда мы пытались выяснить, как ее поддерживают родители, она заявляла: "Мой папа – хирург, он меня зарежет…" Вывести девочку из панического состояния было нелегко. Но как-то раз наш маленький абонент позвонила из дома и спокойно все объяснила. Мы очень надеемся, что помогли ей. С помощью психолога ребенок постепенно осознал, за какие черты характера и манеры поведения его дразнят одноклассники. Через некоторое время девочка перестала звонить на "телефон доверия". Для нас это хороший сигнал. Если после серии звонков абонент перестает обращаться за консультацией, значит, он решил свою проблему…

– Задача любого "телефона доверия" – сохранение жизни человека. Консультантам звонят люди, склонные к суициду. В таких случаях что в первую очередь говорит психолог?

– Мы стараемся найти ценности в жизни обратившегося к нам человека, оказать ему поддержку. Если во время беседы он заявляет, что никому не нужен, то один из многочисленных вариантов поведения психолога будет такой: "Ты сейчас очень нужен мне, я хочу чтобы ты жил, – скажет консультант. – Давай разберемся, что с тобой происходит, что тебя тревожит"…

Нам позвонила 16-летняя отличница. Она живет с мамой и бабушкой, которые в свое время тоже были отличницами. Девочке можно только делать уроки и… все. Она обязана занимать первые места в олимпиадах, получить золотую медаль. Говорила тихим, почти безжизненным голосом. Школьница только что вернулась из магазина, в котором встретила свою подружку и поэтому задержалась. А когда пришла домой, родственники начали ругать ее за это. "Мама и бабушка очень меня любят, но такая любовь меня убивает, – сказала девочка. – Я устала, больше так не могу…" Мы редко даем советы нашим абонентам, мы работаем с их переживаниями. Для этой школьницы было важно рассказать о своей проблеме. Уже к концу нашего разговора она начала шутить и смеяться. Девочка поняла, что ее жизнью кто-то интересуется.

– Когда звонит ребенок, которого дома избивают, вы можете сообщить об этом в органы опеки? 

– "Телефон доверия" – конфиденциальный. Но если пострадавший от жестокого обращения абонент захочет, чтобы в его проблему вмешались другие люди, и сообщит свой адрес, то с его согласия мы передадим данные в соответствующие службы. Однако дети имеют полное право не называть свои координаты, тогда об их сложной ситуации никто не узнает.

– Что вы считаете главным в своей работе? 

– С психологом можно поделиться своими переживаниями. Мы не должны оценивать поступки человека. Мы понимаем и принимаем его таким, какой он есть. Наши специалисты готовы говорить на любую тему…

…Р.S. Девочка, разговор с которой был приведен в начале нашего материала, уже к концу беседы с психологом заметно оживилась. Она сама пришла к выводу, что все происходящее с ней нужно рассказать ближайшим родственникам. И стоит попробовать уехать жить к кому-нибудь из них.

Справка "АП"
Номер "телефона доверия": 8-800-350-01-23. Круглосуточно. Бесплатно.

Фоторепортаж