Помчится и без проводов

00:00, 17 января 2013г, Общество 1407


Помчится и без проводов Фото №1

Барнаул стал вторым сибирским городом, где начинают курсировать троллейбусы с автономным ходом.

Глядя на этот новый троллейбус с широкими стеклянными дверями, синими мягкими сиденьями внутри и просторным салоном, в который хочется войти, почему-то вспомнились строчки из давней песни Леонида Утёсова про старого извозчика, седоков которого околдовало метро, «сверкнув перилами дубовыми».

Эта машина «с рожками» околдовала нас тем, что после нажатия специальной кнопки в кабине, коротко сверкнув, сложила их (водитель из неё не выходил), отсоединившись от контактной сети, и, словно автобус, рванула от Старого базара в сторону речного вокзала. Когда троллейбус помчался по мосту через Обь, где до этого никогда не ступали, вернее, не проезжали колеса электротранспорта, встречные автомобилисты от удивления притормаживали: «Что за чудо-техника появилась в Барнауле?»

А машина и правда необычная. Только в Новосибирске на единственном подобном заводе в России выпускают троллейбусы на автономном ходу. Его обеспечивает установленная под полом батарея литий-ионных аккумуляторов, состоящая из 144 штук, каждый емкостью 240 ампер-часов. Общий вес батареи -1060 килограммов. Это позволяет электромашине отсоединяться от контактных проводов и продолжать свой путь в любом направлении на расстояние до 60 километров. Подзарядившись, она проедет ещё столько же. Причем, по словам разработчиков, для Барнаула они сделали батареи с ускоренной подзарядкой. Другим их машинам для этого требуется в два раза больше времени.

Генеральный директор новосибирского предприятия «Сибэлтранссервис», на котором разработан и выпускается троллейбус, Сергей Парфёнов заявил журналистам, что он адаптирован для эксплуатации в климатических условиях Сибири. Вместимость составляет 111 пассажиров, скорость движения – до 70 километров в час.

- Троллейбус модели СТ-6217М оснащён электрооборудованием нового поколения: на нем применена современная система управления тяговым асинхронным двигателем, которая обеспечивает плавный ход вагона, - перечисляет Сергей Иванович. - Снижаются ударные динамические нагрузки на редукторы, увеличивая срок их эксплуатации. Благодаря внедрению электронной системы управления полностью ликвидированы потери электроэнергии на пуско-тормозных реостатах. Более того, новая машина может отдавать её обратно в контактную сеть или в аккумуляторные батареи, поскольку при торможении электроэнергия накапливается. Такие качества в совокупности делают эту модель более экономичной по сравнению с троллейбусами с реостатно-контакторными системами управления.

Испытания новой единицы общественного транспорта прошли 15 января в присутствии главы администрации Барнаула Игоря Савинцева, его заместителя Анатолия Воронкова, директора МУП «Горэлектротранс» Александра Семыкина, представителей компании-поставщика и других. Вместе с журналистами они отправились в путь на новом троллейбусе с бортовым номером 4135 и электронным табло на лобовом стекле. В первый рейс машину повёл опытный водитель Юрий Золотухин. Каждому из нас хотелось заглянуть в кабину, чтобы увидеть на приборной доске компьютер. На его мониторе можно отследить исправность всех систем машины и снять показания с каждой из 140 литиевых батарей. Как сказал Юрий, шесть водителей на их предприятии подготовлены для работы на новой машине.

- Большого отличия в управлении нет. Только пришлось осваивать автоматический подъем и опускание штанги токоприёмника, т.е. «рожек», и привыкать к компьютеру в кабине. Консультировал нас и давал первые уроки коллега из Новосибирска, где на линии уже несколько месяцев работают два троллейбуса с автономным ходом, - поделился с нами Юрий Золотухин.

Спустя некоторое время мы въехали на мост, водитель проскочил пост ДПС и ловко развернул наш вагон в обратном направлении. Его пассажиры делились между собой первыми впечатлениями: «Мягкий, без рывков ход, в салоне тепло, уютно, двери закрываются плотно, задняя площадка очень просторная».

Игорь Савинцев назвал две причины, по которым городу потребовались троллейбусы нового вида: проблемы с экологией и развитие спальных районов, до которых пока не проведены маршруты общественного транспорта. Их необходимо связать с центром и другими частями города.

- Мы специально тестируем работу нового троллейбуса в зимних условиях, чтобы посмотреть, как поведут себя литиевые батареи. Они должны обеспечивать его автономный ход при отрицательных температурах, в том числе как в этом году - 40 градусов и ниже, - сказал глава города. – Если машина покажет себя хорошо, то развитие электротранспорта в перспективе мы видим за счет приобретения таких троллейбусов. Они смогут обслуживать новые микрорайоны без строительства контактных сетей и тяговых подстанций и этим окупят себя в дальнейшем. Тем более что в рамках Барнаульской агломерации стоит задача соединения нашего города с Новоалтайском единой транспортной инфраструктурой. Такая возможность появится после закупки партии машин на автономном ходу. С её объёмами определимся после их тестирования.

На наш вопрос о стоимости компьютеризированного вагона Игорь Савинцев ответил: «Около 9 миллионов рублей. Это дороже, чем обычный, который обходится в семь миллионов, зато гораздо эффективнее. Такие экологичные троллейбусы могут заменить все автобусы, если в городе есть контактная сеть.

Разработчикам мы уже высказали пожелание: машины должны работать в рамках доступной среды, для этого необходимо ниже опустить посадочную платформу и ступеньки, чтобы жители Барнаула с ограниченными возможностями могли свободно пользоваться этим видом транспорта. Новосибирцы заверили, что этой проблемой уже занимаются».

Как уточнил руководитель «Горэлектротранса» Александр Семыкин, чтобы пустить троллейбус до Новоалтайска, надо только на контактную сеть и строительство подстанций истратить около двух миллиардов рублей. А машины на автономном ходу позволят эти деньги сэкономить. Он затруднился назвать, когда город последний раз закупал новый вагон.

- Последние десять лет у себя на площадке мы собирали белорусские троллейбусы из закупленных машинокомплектов. Запустили 12 машин, которые обошлись городу дешевле. Но их заводское производство качественно отличается от отвёрточной сборки. Что касается возраста троллейбусов, то многие курсируют на линиях уже по 20 лет. Учитывая, что первые из них были запущены в 1973 году, старых в парке достаточно. Хорошо, что сейчас администрация города пошла на закупку новых машин, это не только экономия, но и забота об экологии. С понедельника пустим «первенца» по шестому маршруту, а второй троллейбус – по «семёрке». До мая будем их тестировать на всех режимах по расходованию тока и техническим характеристикам. А затем предложим транспортной комиссии города решать вопрос по заходу автономных вагонов в новые микрорайоны, где нет контактной сети, - пояснил Семыкин.

В это время наш троллейбус мягко затормозил у здания городской мэрии. Когда мы вышли, он развернулся, не касаясь проводов, и отправился на речной вокзал. Не удержавшись, помахали ему вслед.

Справка «АП»
Применение новых машин позволит продлить существующие троллейбусные маршруты на 10-15 километров без строительства контактно-кабельных линий и тяговых подстанций, расширить троллейбусную маршрутную сеть за счет возможности передвижения от одной троллейбусной линии к другой.

Фоторепортаж