Перекрёстки времён

00:00, 17 января 2013г, Культура 2441


Перекрёстки времён Фото №1

История двух портретов, созданных художником Александром Варнеком.

Рядом с цесаревичем

Четверть века назад, читая монографию профессора Валерия Турчина, посвященную творчеству моего предка-художника, я и не думал, что наступит время, когда меня заинтересуют судьбы генерала Николая Ахвердова и его жены Екатерины, а также истории создания и бытования их портретов.

Но строки небольших аннотаций к репродукциям зацепили: в течение ряда лет супруги проживали в главном административном городе Колыванского наместничества. «Где же это?» – подумал я. Чтобы ответить на данный вопрос, пришлось погрузиться в тему истории Сибири.

Ответ нашел в статье алтайского журналиста «Города-призраки. Колывань» Анатолия Муравлева, опубликованной 22 апреля 2011 года в газете «Алтайская правда»: герои моего исследования проживали когда-то в том самом городе-призраке Колывань. По разным историческим причинам он так и не стал крупным административным центром Западной Сибири, превратившись вначале в село Бердское, а позже в город Бердск Новосибирской области. Как удивительно, что сейчас благодаря портретам Александра Варнека мы можем увидеть лица людей, которые примерно 220 лет тому назад жили в этом городе.

Типичный жизненный путь генерала того времени выглядел так: кадетское училище, годы службы, участие в войнах и сражениях с турками, шведами и французами, получение чинов и наград.

Ахвердовы – грузинские дворяне, вступившие на русскую службу в царствование императрицы Анны Иоанновны в 1739 году. Первым из них был Исай Ахвердов, родившийся примерно в 1718 году, дослужившийся до чина капитана и уволенный в отставку майором в 1753 году. Любопытно, что все три его сына появились на свет, когда майор уже находился в отставке. Самый старший из них - Николай Ахвердов, родившийся в конце 1854 года, изображен художником Варнеком.

Отец мальчика стал приставом при русском Дворе кабардинских владельцев, благодаря этому его девятилетнего сына и приняли в 1764 году в Шляхетский кадетский корпус.

Окончил он данное учебное заведение в 1776 году с золотой медалью, при этом еще во время обучения соприкоснулся с одним из представителей царской семьи, цесаревичем Павлом Петровичем. Будущий император России Павел I, инспектируя однажды кадетский корпус, обратил внимание на Николая Ахвердова как на человека даровитого. По-видимому, это сыграло главную роль в том, что выпускник кадетского корпуса Ахвердов в чине поручика, так и не приступив к службе, оказался в числе трех избранных корпусных питомцев, командированных на три года за границу со специальным заданием. Они должны были сопровождать в этой длительной поездке по городам Германии, Англии, Франции и Италии одну из загадочных фигур того времени – графа Алексея Бобринского, внебрачного сына Екатерины II и ее фаворита Григория Орлова. Граф Бобринский должен был в этой поездке знакомиться с разными достопримечательностями.

Вскоре за границей к ним присоединился цесаревич Павел, и Николай Ахвердов уже как знаток изящных искусств, посещая вместе с великим князем города Франции и Италии, рассказывал ему о художественных шедеврах. Лавры этой своей работы в качестве гида Николай Ахвердов пожнет много позже, в 1805 году, когда Императорская академия художеств удостоит его звания почетного члена.

В Сибири

По возвращении из-за границы Ахвердов был пожалован в 1779 году чином секунд-майора и определен в Шляхетский кадетский корпус воспитателем. Проработав здесь два года, он в 1782 году перешел с повышением на службу в Экспедицию о государственных доходах, в которой проработал еще пять лет. Ему было уже тридцать три года, но он еще не был женат, а скучная государственная служба, похоже, не особенно радовала его. Так или иначе, но Ахвердов решился на существенные перемены в своей жизни, и в 1788 году отправился в Сибирь, где стал вице-губернатором Колыванского наместничества, в который входила и территория современного Алтайского края.

Приехав в Сибирь, Николай Исаевич вскоре женился на губернаторской дочери Екатерине Борисовне. Деятельность Ахвердова в Сибири завершилась после появления 12 декабря 1796 года указа Екатерины II об упразднении Колыванского наместничества. В 1797-м Ахвердова назначили на пост гражданского губернатора Архангельской губернии, где он по какой-то причине проработал недолго и в 1798 году вернулся в Петербург.

Работа на государственных должностях в Сибири и в Архангельске не принесла чинов, званий и наград Николаю Исаевичу, но здесь он приобрел большой житейский опыт и кругозор, которые оказались востребованными в его дальнейшей карьере. Позже Ахвердов по рекомендации адмирала Осипа Дерибаса (1749–1800), с которым он служил в молодости в Шляхетском корпусе, был определен в чине генерал-майора кавалером при воспитании великих князей Николая Павловича (будущего императора Николая I) и Михаила Павловича. А именным указом от 14 января 1802 года ему было поручено преподавать венценосным подопечным русский язык, историю, географию, а с 1804 года и арифметику.

Главное занятие

Это стало для Николая Исаевича главным занятием до конца жизни. Будучи человеком редких нравственных достоинств и доброты, обладая большим запасом знаний и педагогическим талантом, Ахвердов выделялся среди других учителей великих князей. Александр I был доволен деятельностью воспитателя братьев и 22 мая 1806 года после экзамена, на котором он присутствовал, пожаловал Ахвердову орден Святой Анны I степени, а 12 декабря 1807 года произвел его в чин генерал-лейтенанта. Помимо преподавания Николай Исаевич занимался литературной деятельностью, делал переводы, поддерживал дружеские отношения с Гавриилом Державиным и другими литераторами того времени, принимал участие в судьбе поэтессы Анны Буниной, которая в течение ряда лет проживала в его семье, был с 1811 года почётным членом общества «Беседа любителей русского слова».

Александр Варнек написал портреты Николая и Екатерины Ахвердовых, как я предполагаю, в период с 1811 по 1814 год. В начале 1890-х эти картины приобрёл знаменитый московский коллекционер Павел Третьяков для своей галереи. В 1930 году портреты разлучили: один из них (генерала) был передан в Картинную галерею Армении, а другой остался в Третьяковке, где поныне находится в постоянной экспозиции в числе других картин Александра Варнека.

Этому-то портрету Валерий Турчин и уделил внимание в монографии, когда рассказывал о женских портретах Варнека. В портрете Екатерины Ахвердовой «представлена немолодая женщина с простым, но словно дышащим энергией лицом», говорится в аннотации. Думаю, что, взглянув на облик генеральской жены, иллюстрирующий настоящую статью, читатели согласятся с такой формулировкой.

Знакомясь однажды со Словарем русских генералов – участников боевых действий с армией Наполеона, я наткнулся на очень знакомое портретное изображение в биографической заметке, посвященной адмиралу Егору Тету. «Как же он похож на генерала Ахвердова!» – подумал в первое мгновение. Но, всмотревшись в облик адмирала, понял, что никакой это не Тет, а чистой воды Ахвердов с портрета Варнека, правда, слегка подретушированный.

Владимир ВАРНЕК. г. Новосибирск.

Справка «АП»
Владимир Варнек – прапраправнук художника Александра Варнека, кандидат физико-математических наук, сотрудник Института неорганической химии им. А.В. Николаева Сибирского отделения Российской академии наук.

Фоторепортаж