Неутомимый оптимист

00:00, 07 декабря 2012г, Общество 2048


Неутомимый оптимист Фото №1

- Вот зиму как-нибудь перезимую, а к весне обязательно женюсь! Куда мне одному такие хоромы?! – прямо с порога ошарашил нас фронтовик – ветеран Великой Отечественной войны Дмитрий Сидорович Гусев. Мы специально приехали к нему в гости в Мамонтово посмотреть, как он устроился в новой квартире, полученной по программе «Жилье для ветеранов».

Дмитрию Сидоровичу – девяносто. Пятьдесят лет он прожил в маленьком домике-пятистенке на окраине села. Теперь его новое место жительства – двухкомнатная квартира в центре. Первый этаж, светлые пластиковые окна, новая сантехника – ветерану все нравится, правда, сетует на то, что не привык:

- В доме надо было и печку топить, пока силы имелись, и баньку, а здесь вот месяц живу – делать нечего. Только книжки читаю да телевизор смотрю. Убирать и то сноха приходит. Ну, конечно, удобно – туалет, ванна. В баню все равно уже сильно не походишь, а вот в теплой ванне посижу и хорошо, – рассказывает ветеран.

С собой в новое жилье Дмитрий Сидорович взял собственноручно изготовленные книжную этажерку и буфет – так ему уютнее. Вообще-то, он мастер на все руки – в квартире стоят, ждут, пока их определят на постоянное место, нарисованные картины, в холодильнике – собранные и засоленные ветераном грибы. Даже овощи у гостеприимного хозяина – выращенные на своем огороде. Да и в искусстве рассказывать истории ему трудно найти равных:

- Во время войны в Румынии мы заняли оборону. Только-только немцев прогнали. Там, где мы стояли, был домишко неважный, покосившийся. Дай-ка, думаю, пойду посмотрю, кто в нём. Прихожу – сидит старушка. Спрашиваю: «Как живешь, мать?» Отвечает: «Плохо, крыша течет, дров нет». Я позвал несколько солдат, починили ей крышу, дом подлатали, прибрали. А она оказалась гадалкой и взялась нам ворожить. Карты кинула – сержанту моему говорит: «Болеть тебе выпало». А на войне какая болезнь? Ранит его, значит. На второго – лейтенанта долго так смотрела, потом сказала потихоньку: «И тебе болеть…» А я сначала отказался: ну зачем знать, что ранит, и так уже попадал. Лучше уж воевать, а там как сложится. А она мне: «А тебе даже карты бросать не буду – так все скажу. Тебя больше на войне не тронет, придешь домой. А женишься ты за всю жизнь шесть раз». Я тогда еще смутился – уходил на войну 19-летним парнем, еще и к девушке стеснялся подойти, а тут шесть раз! Посмеялись тогда мы и ушли. На следующий день сержанта ранило, а лейтенант погиб. Пришел я к старухе. «Что ж ты, - спрашиваю, - сказала-то?» А она ответила, что увидела это, но смолчала, потому что нельзя человеку про смерть говорить.

Предсказание старой цыганки сбылось. Прошел остаток войны Дмитрий Сидорович, и больше ни одна пуля его не задела. А как пришел домой, женился на хорошей девушке, но через шесть лет она погибла – попала под поезд - и остался он вдовцом с маленьким сыном на руках. Жизнь длинная, и, как говорит ветеран, действительно было шесть жен (правда, в официальном браке – только три). Последнюю жену фронтовик похоронил два года назад.

- Теперь вот сижу один, скучно. А нам ведь, старикам, чего нужно – поговорить да плечом прислониться. Дай, думаю, напишу объявление в газету, может, кто и найдется!

Подумал и написал в районку «Свет Октября»: «Милые дамы! Я – жених, ветеран войны, если есть невесты, откликнитесь». И откликнулись – начали звонить.

- Правда, сразу спрашивали, сколько мне лет, - огорчается жених. – Я не стал врать, зачем? Все равно же узнают. Как услышит невеста, что девяносто, сразу трубку бросает.

На груди у ветерана – целая россыпь наград. Из них немало боевых. И неудивительно. Много пришлось ему пройти.

- Вначале направили в Новосибирскую область, где формировалась 232-я стрелковая дивизия. 712-й стрелковый полк.

Через шесть месяцев обучения попал Дмитрий Сидорович на фронт, воевал, пока в штабе не вспомнили, что он немного знает немецкий язык, отправили на 10-дневные курсы, выдали рупор.

- В эту трубу я должен был кричать: «Achtung-Achtung! Deutsche Soldaten, komm zu uns! Andernfalls werden sie zu Grunde gehen...» («Внимание-внимание! Солдаты Германии, предлагаем вам перейти на нашу сторону, отказ может стоить вам жизни!» - Прим. «АП».) В общем, я агитировал фашистов в плен сдаваться. И все шло нормально, пока однажды меня не засек вражеский снайпер.

На нейтральной полосе, откуда его лучше будет слышно, сержант Гусев спрятался в окопе. Но белый рупор, который не был замаскирован, выдал его местоположение. В какой-то момент агитатор повернулся, и это движение спасло ему жизнь – вместо головы разрывная пуля угодила в плечо. Санитарке удалось вынести товарища из-под огня, и он пролежал 4 месяца в госпитале.

В свою часть вернуться не удалось, и Дмитрий Гусев был направлен в танковую, корпус которой как раз пополнялся. В этих войсках и прошел сержант Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию и Чехословакию.

- Уж как сильно мне хотелось попасть в Берлин, но мы шли другим путем. И вот уже наши войска штурмуют столицу Германии, а мы никак не можем освободить Прагу – много в ней немцев было, очень тяжелые бои шли. Только когда на подмогу к нам пришли, мы Прагу взяли. А оттуда нас отправили воевать с японцами. Но правду сказала цыганка, больше меня нигде не задело.

После возвращения домой, в Островное Мамонтовского района (где родился Дмитрий Сидорович), кем только ему не приходилось работать – завклубом, налоговым агентом, завмагазином. А потом ветеран переехал в райцентр, устроился в столярку, где проработал 21 год.

- Братьев похоронил, сына похоронил. Остался один, живу. Скучно. Летом-то хорошо - я рыбачу, все грибные места знаю… в следующем году, думаю, еще их обойду.

Когда мы уже собирались уходить от гостеприимного хозяина, приметили в углу гармошку. Оказывается, Дмитрий Сидорович с ее помощью развивал неработающие пальцы после сложной операции. Заметив наш интерес, ветеран лихо подмигнул и предложил: «А хотите, я вам сейчас сыграю?»

 

Справка «АП»
В Алтайском крае обеспечены жильем 6048 ветеранов Великой Отечественной войны. Сегодня на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят 867 ветеранов. Работа по обеспечению их жильем находится на особом контроле губернатора края.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Фоторепортаж