Покоряя Шанхай

Как наш край укреплял сотрудничество с Китаем

00:00, 24 ноября 2012г, Общество 1336


Покоряя Шанхай Фото №1

Делегация Алтайского края вернулась из китайского города Шанхай, где с 15 по 18 ноября проходила крупнейшая в Азии туристическая выставка CITM (China International Travel Mart). Наш регион впервые принял в ней участие, но обратил на себя пристальное внимание профессиональных посетителей и простых жителей КНР.

Сибирское гостеприимство

На выставке наш край сделал ставку на сибирское гостеприимство и не ошибся. Хранительница алтайского очага на CITM - колоритная дама - угощала всех желающих чаем из алтайских трав, гречневой кашей и блинами с брусничным вареньем. Кстати, блины и кашу приготовили прямо в Шанхае в одном из русских ресторанов, которых насчитывается там всего 4 (это несмотря на то, что город по площади вшестеро превышает Москву и его населяет порядка 23 млн. человек).

Стол с русскими яствами стал центром притяжения. За ним алтайские туроператоры вели переговоры с китайскими партнерами, а заместитель губернатора, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин принимал VIP-гостей, среди которых – руководитель Ростуризма Александр Радьков.

Уголок алтайского гостеприимства стал также популярным местом для иностранных фотографов и видеооператоров, каждый из которых пытался запечатлеть хранительницу очага и диковинный для китайского глаза самовар. Затворы фотоаппаратов не переставали щелкать и во время выступления казачьего ансамбля «Вечерки», который вместе с нашей делегацией прибыл на выставку.

«Я посетил стенды многих стран, представленных на выставке, и отметил, что наш был среди тех, которые никогда не покидали посетители. Китайцы проявляли неподдельный интерес к природе, традициям, курортному потенциалу и возможностям турбизнеса в регионе», - отмечает глава администрации наукограда Бийска Николай Нонко, который принял участие в выставке.

Китайское гостеприимство

Михаил Щетинин за время проведения CITM и проведенного в рамках выставки китайско-российского туристического форума провел ряд переговоров. Так, он обсудил вопросы привлечения на Алтай китайских инвестиций с вице-президентом China Industrial Overseas Development & Planning Association Хэ Чжэньвэй. Регион рассчитывает на строительство новых гостиниц в Барнауле, Бийске, Белокурихе и в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь».

«Без получения дополнительных комфортабельных мест размещения мы двигаться дальше и развиваться в туристической отрасли будем достаточно сложно. В свою очередь мы китайским инвесторам предоставим так называемый режим наибольшего благоприятствования, то есть проекты будут обеспечены административной поддержкой в рамках нашего пакета инвестиционного законодательства», - отметил Михаил Щетинин.

Кроме того, регион заинтересован в «интенсивном развитии «Бирюзовой Катуни». «Несмотря на то, что на сегодняшний день на территории ОЭЗ работает достаточно большое число резидентов, площади позволяют привлекать дополнительные инвестиции. Мы бы не возражали, если бы туда зашли и китайские инвесторы», - считает вице-губернатор.

Также край готов предложить участие китайских инвестиций в развитии города-курорта Белокурихи и нового проекта «Белокуриха-2», площадка которого находится в нескольких километрах от существующего курорта и в котором обнаружено еще одно месторождение радоновых термальных вод. При этом власти региона ожидают не просто строительство отелей, а создание иностранными инвесторами оздоровительного комплекса. Причем в нем предполагается совместить возможности традиционного грязелечения и восточной медицины.

Так, на базе курорта «Белокуриха» планируется открыть филиал Томского института курортологии или создать собственный региональный институт курортологии.

Китайские инвесторы уверили, что рассмотрят предложения края более детально. И только после этого можно будет говорить о результативности переговоров.

Трудности перевода и перелёта

Основными барьерами между Алтаем и Китаем остаются язык, отсутствие прямых авиарейсов в Барнаул и информационный вакуум друг о друге.

«На выставке нашим переводчикам, конечно, досталось, потому что они были нарасхват. В перспективе нам придется решать вопросы с подготовкой новых переводчиков, чтобы преодолеть языковой барьер», - подтверждает Николай Нонко.

Кроме того, большинство посетителей алтайского стенда на CITM отметили, что с удовольствием приехали бы в наш край, но лететь через Новосибирск очень неудобно. Также многие участники сказали, что плохо знают Алтайский край и даже географически не представляют расположение региона. Участие в выставках как раз поможет заполнить информационный вакуум.

«Профессиональный интерес туристических агентств и туроператоров – российских и зарубежных – показал, что интерес к региону есть, причем как к региону малоизвестному. Над этим еще стоит работать, стоит продвигать Алтайский край, потому что все новое и необычное обречено на успех. Но успех должен быть тщательно подготовлен», - прокомментировала Инна Целовальникова, директор компании «Грандис-сити», выступившей выставочным оператором края на выставке CITM.

Низкая информированность китайцев об Алтае, по мнению Михаила Щетинина, является временной трудностью.

«Пять лет назад даже москвичи плохо знали, где находится Алтайский край, что он из себя представляет и зачем в него ехать. Только люди знающие, которые любят экстремальный и экологический туризм, приезжали к нам. Сегодня можно любого москвича остановить и спросить, что такое Алтайский край, где он находится, зачем сюда ехать и т.д. Такая же тенденция сейчас и с Китаем. КНР ведь тоже только начала открываться, поэтому у нас проблемы, в общем-то, одинаковые, и мы их должны вместе решать», - резюмировал Михаил Щетинин.

Кроме того, вице-губернатор сообщил, что 2013-й назван Годом китайского туризма в России. И Алтаю уже есть, что предложить туристам с Востока. Так, алтайские туроператоры на следующий год впервые организуют для иностранных путешественников автопробег Пекин - Москва.

«В этом году Ростуризм провел такой автопробег с участием российских туроператоров. Его участники из 15 дней пути провели в Алтайском крае 4 дня и 3 ночи с посещением Белокурихи, Горной Колывани и Бийска», - сказал начальник регионального управления по обеспечению международных и межрегиональных связей Александр Жилин.

По его словам, в 2013 году такой маршрут представят широкой публике. «Причем китайские туристы не хотят ехать из Пекина в Москву. Они предпочитают стартовать, например, в северном Китае и основную часть пути находиться в России. Автопробег по Китаю им неинтересен. Конечно, самый живописный участок пути Урумчи - Алтайский край, потому что здесь замечательный природный переход, а экстремальные условия сопряжены с комфортом. И Алтайский край готов предложить такой тур», - считает руководитель ведомства.

Мнение

Александр Радьков - руководитель Ростуризма: «Алтайский край активно продвигает себя на международных туристических выставках. Потенциал у Алтайского края очень богатый – это и оздоровительный туризм, и горнолыжный, и экологический, и культурно-познавательный. И хотелось бы отметить, что регион себя активно продвигает на крупнейших международных выставках. Он очень заметен в Лондоне, Берлине, Мадриде, Китае.

Напомним, часть проектов по созданию автокластеров финансируется из федерального бюджета в рамках Программы развития туризма в РФ до 2018 года. Одним из них является кластер «Золотые ворота» в Алтайском крае, в который планируется вложить более 1 млрд. рублей.

Цифра
Поток иностранных туристов в Алтайский край в 2012 году увеличился в 1,5 раза.

Фоторепортаж