Турниры без каникул

Все лето красное сражаются за 64-клеточной доской звездочки Алтая шахматного!

12:52, 17 августа 2012г, Общество 2682


Турниры без каникул Фото №1

В предыдущей «Игротеке» мы сообщали о победе в своей возрастной группе на международном фестивале в Бердске барнаульского школьника Антона Реутова. После этого он переместился - в группе других юных дарований с Алтая - в металлургическую столицу Кузбасса на фестиваль «Новокузнецк-2012» и здорово сыграл и в этом турнире! Антон финишировал вторым в соревновании для юношей не старше 14.

Ну а героем новокузнецкого фестиваля стал воспитанник мастера ФИДЕ тренера Барнаульской ДЮСШ-5 Татьяны Цепенниковой Алексей Сорокин, уверенно победивший (с результатом 8 из 9!) в турнире для ребят не старше 12 лет.

В эти дни Алексей находится в Чехии, где стартовало первенство Европы для юношей и девушек в возрасте от 8 до 18 лет. Пожелаем юному дарованию удачи в столь ответственном турнире!

В одно и то же время с новокузнецким фестивалем (в начале августа) наша юная гвардия испытала себя и в командном первенстве России для юношей и девушек не старше 18 лет.

В этом состязании Алтай шахматный был представлен командой под названием «Краевой шахматный клуб», а участвовало в первенстве (его принимал город Рыбинск Ярославской области) ни много ни мало - 38 команд!

Ребята с Алтая поделили 15-16 места, и это достойный результат. Ведь многие соперники из других команд были старше по возрасту и выше по спортивному рангу как обладатели звания мастера ФИДЕ. А на старте нашим пришлось сразиться с будущим победителем соревнований - командой ДЮСШ «Юность Москвы», которую возглавлял международный мастер Юрий Елисеев.

Этот матч алтайские ребята проиграли, но в последующем смогли «положить на лопатки» три команды-соперницы...

Результаты наших ребят (все сыграли по 9 партий): «закрывавший» 1 доску Михаил Ножкин (Бийск) и Дарья Ануфриенко (Барнаул) - по 3,5 очка, игравшие соответственно на 2 и 3 досках барнаулец Евгений Кардашевский и Радж Полянцев - по 6.

Радж, как мы уже сообщали, в настоящее время проживает вместе с родителями в Москве, но по контракту продолжает играть в турнирах как представитель Алтая шахматного. И, как видим, не без успеха!

Мужество побеждает

В сентябре 1941 года в тяжелейшем бою у берегов Днепра попал в плен к фашистам (получив ранение в ногу) один из сильнейших боксеров Узбекистана довоенных лет Андрей Борзенко.

Дважды совершив побег из гитлеровских концлагерей, он оказался затем в страшной «фабрике смерти» близ Веймара - Бухенвальде. Там Андрей успешно провел несколько боев на ринге со ставленниками эсэсовской охраны и стал первой перчаткой Бухенвальда. После этого начальство концлагеря сделало ставку на охранника Вилли из Маутхаузена (еще одного лагеря смерти), чемпиона Германии в тяжелом весе среди войск СС и вермахта. В тяжелейшем бою узник-боксер отправил в нокаут и титулованного тяжеловеса-эсэсовца...

Эти победы Андрея Борзенко (ставшего прототипом главного героя неоднократно переиздававшейся книги Георгия Свиридова «Ринг за колючей проволокой») были бы невозможны без моральной поддержки, которую оказывал бывшему чемпиону Узбекистана русский центр бухенвальдского антифашистского подполья. Подпольщики помогли изможденному в лагерной неволе товарищу восстановить силы, организовав ему усиленное питание, насколько это было возможно в условиях концлагеря.

Этим же центром русского подполья в Бухенвальде выпускалась газета «Правда пленных», к чему имел непосредственное отношение доставленный в лагерь смерти близ Веймара с первой партией советских военнопленных (в октябре 1941-го) Сергей Богданов. Для его товарищей-подпольщиков не было секретом, что Сергей, до войны работавший в Москве инженером, имеет первый разряд по шахматам. И они решили организовать в одном из бараков, где находилось более 500 русских военнопленных, сеанс одновременной игры. Втайне от эсэсовцев-охранников заключенные, работавшие в деревообделочных мастерских, изготовили десятки комплектов шахмат. Перед тем как в один из воскресных дней (когда узники работали только до обеда) провести сеанс, у входных дверей в бараки установили дежурство, чтобы в случае чего предупредить играющих. И не хватило досок - столько пожелало сразиться с Богдановым заключенных! Весть об этом шахматном сражении в бараке для советских военнопленных быстро облетела лагерь, после чего с сеансером померились силами многие заключенные-шахматисты других национальностей. И эти поединки всегда оканчивались полной победой Сергея, признанного шахматным чемпио-ном Бухенвальда.

Об этом оставил воспоминания другой узник Бухенвальда, товарищ Сергея по антифашистскому подполью И.Хейфец. Как он писал, «в 1944 году в лагерь вместе с австрийскими евреями прибыл один мастер из Вены, у которого даже сохранился его учебник по шахматам. Многие решили, что наконец Богданов будет разбит. Но австрийскому мастеру, измученному, немолодому человеку, который долгие годы провел в тюрьмах и лагерях, было явно не до шахмат. Он едва передвигал ноги от слабости и истощения и весь опух от голода и побоев.

Подпольщики взяли шефство над австрийским шахматистом. Мы устроили его в детский блок и всячески подкармливали. Почувствовав себя лучше, он вместе с Сергеем Богдановым и другими русскими товарищами стал учить игре в шахматы детей-заключенных (кстати, для этих ребят мы организовали даже подпольную общеобразовательную школу)...

Как-то наконец в бараке для советских военнопленных состоялась встреча между австрийским мастером и Сергеем Богдановым. Товарищи Сергея очень за него переживали и за несколько дней до матча даже подкармливали из общего пайка, чтоб он набрался сил...

В первой же партии Богданов быстро захватил инициативу и добился победы. Австрийский шахматист растерялся, он не ожидал, что соперник столь силен. С большим трудом ему удалось сравнять счет. Третья партия закончилась вничью. Чувствуя, что ему не выиграть у Богданова матч, его соперник предложил ограничиться тремя партиями».

Итоги матча Сергей и болевшие за него другие русские пленные подвели за дружеским ужином с участием австрийского товарища...

11 апреля 1945-го повстанцами из антифашистского подполья Бухенвальд был освобожден! До этого счастливого дня дожили и два чемпиона страшного концлагеря - по боксу и шахматам - Андрей Борзенко и Сергей Богданов. В послевоенные годы Сергей работал в Москве старшим инженером в НИИ по проектированию автозаводов. Сопернику же русского шахматиста по матчу за титул чемпиона Бухенвальда не суждено было вырваться из застенков концлагеря. Спустя какое-то время после их поединка подполью стало известно, что отдан приказ уничтожить австрийского мастера. Несколько недель его удавалось прятать, но эсэсовцы-охранники выследили узника-шахматиста и сожгли в крематории.

(Более подробный рассказ ведущего «Игротеки» о шахматах за колючей проволокой опубликован на известном российском шахматном сайте чесспро.ру-www.chesspro.ru/_events/2012/neistadt63_enc.html.)

«Пусть ждет меня палач...»

В свое время первый директор музея алтайского спорта Владимир Улько (ныне покойный) опубликовал в «Алтайской правде» статью о том, как в годы Первой мировой чех Пржигода и другие его соотечественники, находившиеся тогда в барнаульском лагере для военнопленных, организовали в спортзале реального училища (на Демидовской площади) секцию сокольской (спортивной) гимнастики.

Сокольской она называлась по той причине, что на родине Пржигоды ее культивировало старейшее в Чехии спортивное общество «Сокол». Одним из его активистов многие годы был и известный чешский составитель шахматных задач Отакар Вотруба. Когда гитлеровцы оккупировали и расчленили Чехословакию, они арестовали многих видных деятелей «Сокола» (пропагандировавшего не только гимнастику и другие виды спорта, но и идеи панславизма), в том числе и Вотрубу. После мучений в концлагерях он был помещен в печально известную берлинскую тюрьму Плетцензее. В этом «доме смерти» были казнены передававшие ценные сведения советской разведке члены группы «Красная капелла» Ильза Штебе, Арвид Харнак и другие деятели антифашистского Сопротивления в Германии. В страшной берлинской тюрьме 25 августа 1944-го был казнен на гильотине татарский поэт Муса Джалиль, всему миру известны его стихи, дошедшие из неволи:

Пускай мои минуты сочтены,

Пусть ждет меня палач и вырыта могила,

Я ко всему готов.

Но мне еще нужны

Бумага белая и черные чернила...

В Плетцензее оборвалась жизнь и чешского антифашиста Отакара Вотрубы. Перед казнью на виселице он смог передать на волю свою шахматную задачу на обрывке бумаги, сочиненную в камере смертников...

Отакар - автор многих классических задач, на диаграмме - одна из них с очень красивой труднонаходимой игрой, несмотря на вроде бы простую позицию.

Белые начинают и дают мат в три хода.


 

 

Фоторепортаж