ЮНОСТЬ КАК ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ

СПЕКТАКЛЬ РОМАНА ВИКТЮКА ПОВЕСТВУЕТ О ДОВОЕННОЙ ПОРЕ, НО ЗРИТЕЛЯМ ДАЕТСЯ НЕПРОСТО

00:00, 13 мая 2010г, Культура 2218


ЮНОСТЬ КАК ПОТЕРЯННЫЙ РАЙ Фото №1

На сцене краевого Театра драмы зрители впервые увидели постановку знакового режиссера современности, народного артиста России и Украины, заслуженного деятеля искусств России, профессора Романа Виктюка "До свидания, мальчики!" по одноименной повести Бориса Балтера. Спектакль приурочен к 65-летию Победы. А за день до официальной премьеры спектакль смогли увидеть ветераны Великой Отечественной войны из разных городов и районов Алтайского края, для которых этот выход в театр стал еще одним подарком к юбилею Великой Победы. Начался вечер с поздравления губернатора края Александра Карлина.

Обратившись к присутствующим, он вновь поблагодарил тех, кто 65 лет назад завоевал победу, и пожелал всем, кто готовил спектакль, творческого вдохновения и душевного причастия к той великой истории, которую даровали нам ветераны.

– Это эпохальное событие в нашей истории и духовной жизни не могло не оказать свое влияние и на культурную жизнь России и Алтайского края, – подчеркнул Александр Карлин, – и практически все творческие коллективы региона подготовили свои подарки к юбилею. Сегодня вы, уважаемые ветераны, приглашены на специальный показ спектакля "До свидания, мальчики!" по мотивам повести писателя-фронтовика Бориса Балтера. Я думаю, вам представится уникальная возможность сердцем и душой еще раз прикоснуться к вашей боевой молодости. Вы тогда были юны, чисты и наивны. Эти качества вам пришлось проверить в огне одной из самых жестоких войн в истории человечества, но вы с честью выдержали испытание. Я выражаю слова глубокой признательности Роману Григорьевичу Виктюку за большую работу его таланта и его сердца.

Театр наизнанку

Южный город у моря, в котором разворачивается действие спектакля, был обозначен весьма условными, лаконичными декорациями – белым помостом, высокой деревянной лестницей и разрезанным на широкие полосы белым "занавесом" сбоку сцены. Причем сквозь эти нехитрые сооружения просвечивало то, что обычно скрыто от зрительских глаз: грубая и неромантическая изнанка сцены с трубами, проводами, частями "чужих" декораций и механизмами. И несмотря на это, впечатления легкости и чистоты художник спектакля Владимир Боер все-таки добился, чему в немалой степени способствовало море, виды которого проецировались на большой экран над помостом. Бушующие волны, как в начале спектакля, или лирический прибой – эти картины стали штрихами, помогающими зрительскому воображению дорисовать невоспроизводимый в деталях антураж. Вообще на зрителя здесь возложена немалая ответственность за его же собственные впечатления от постановки. Но о том, что действо не будет простым для восприятия, можно было догадаться, уже исходя из репутации режиссера-новатора и любителя эстетических провокаций.

Такая демонстративная открытость театрального "исподнего", обозначенная сценографией, словно повлекла за собой и открытость эмоций в игре актеров. История трех юношей, заканчивающих школу в небольшом крымском городке в последнюю предвоенную весну, влюбленных, взрослеющих и делающих первый по-настоящему взрослый и, возможно, роковой выбор в своей жизни, рассказана от лица одного из них – Володи Белова, примерно сорокалетнего мужчины, для которого война уже в прошлом. У Виктюка этот рассказчик (его играет заслуженный артист России Эдуард Тимошенко) и он же в юности (студент АлтГАКИ Сергей Семенов) зачастую одновременно присутствуют на сцене.

– В конце мая в нашем городе начинался курортный сезон, – эту совершенно невинную фразу Эдуард Тимошенко произносит с надломом в голосе. Светлую, томительно нежную и лишь на первый взгляд не содержащую особых идеологических рифов повесть Бориса Балтера о предвоенном поколении режиссер трактует не просто как историю вынужденного героизма вчерашних детей. Для него это еще и пример сознательного обмана юных и непроницательных душ государственной идеологической машиной. Машина воплощается в лице комсомольского секретаря Алеши Переверзева – актер Юрий Рябцев носит кожаный пиджак, с удовольствием разглагольствует за кумачовой трибуной с золотым барельефчиком Сталина и вообще играет тип профессионального манипулятора, с равным успехом обличающего что сусликов-вредителей, что несознательных мещан-родителей героев. Сами же невинные души, увлекаемые в пропасть, передвигаются по сцене исключительно бегом и вприпрыжку и, как и положено в раю, беззащитно босые. Эти юные герои, их родители и подруги – лишь воспоминания героя-рассказчика, пытающегося мысленно вернуться в утраченный рай своей юности. Невозможность этого движения в прошлое подчеркивается тягучим ритмом спектакля. Свои реплики, даже самые малозначительные, актеры как бы выкликают – с нажимом, надрывом, словно пытаясь докричаться друг до друга сквозь толщу времени, сквозь плеск волн. Кроме шума прибоя в спектакле звучит песня Окуджавы "До свидания, мальчики" и знаменитая драматическая тема Пятой симфонии Бетховена, при этом каждый музыкальный отрывок обрывается на полуслове, как заезженная пластинка. Речь не о светлой ностальгии, а о болезненных, ранящих картинах прошлого: друзья юности не вернулись с войны, перечеркнувшей все лучшее, что было в жизни.

Один из самых ярких образов удался студентке академии искусств и культуры Галине Иунихиной – ее героиня Инка, рыжая импульсивная подруга главного героя, одним своим появлением на сцене наполняет разреженное вещество спектакля теплом и чувственностью.

Кстати
На следующий день после специального показа в Театре драмы губернатор посетил еще одну нашумевшую юбилейную постановку – "Прощание славянки" в Молодежном театре Алтая. Напомним, спектакль по роману Виктора Астафьева "Прокляты и убиты" режиссер Дмитрий Егоров поставил почти в натуралистической манере, как нельзя лучше подходящей для того, чтобы донести ужас войны до молодого зрителя, как считается, эмоционально "непрошибаемого". Занятым в спектакле студентам и выпускникам актерских и режиссерских курсов АлтГАКИ удалось настроить зрителей на сопереживание и провести через две разные по тональности части к некоему "очищению души".

Фоторепортаж