Журналисты против коррупции

09:59, 18 апреля 2012г, Общество 1728


Журналисты против коррупции Фото №1

В Барнауле состоялось первое публичное мероприятие проекта «Коммуникационные технологии против коррупции», который осуществляет на средства гранта губернатора краевая общественная организация «Молодые журналисты Алтая». 

В чем фишка

По словам председателя совета МЖА, члена Общественной палаты Алтайского края Сергея Канарева, основной задачей проекта является популяризация дистанционного получения государственных и муниципальных услуг и их широкое внедрение в повседневную жизнь жителей Алтайского края.

- Одной из причин соблазна чиновника был и остается личный контакт с заявителем. Вот здесь-то и усматривается значительный простор для противоправных действий, начиная от сроков исполнения услуги и заканчивая ее первоочередностью. При дистанционном получении услуг такой контакт исключен, исчезает коррупционная составляющая. Мы озадачились вопросами, знает ли население краевой столицы и региона о том, что государственные услуги можно получать дистанционно и насколько хорошо в крае к такому формату работы готова, например, муниципальная власть? Для этой цели было решено подготовить и провести широкомасштабную информационную кампанию c целью разъяснения населению преимуществ дистанционного получения государственных и муниципальных услуг.

В начале проекта организация «Молодые журналисты Алтая» провела фокус-групповое интервью и опрос среди респондентов с высшим образованием. 43% опрошенных слышали, а 51% знает о том, что услугами многих государственных и муниципальных учреждений и служб можно воспользоваться через Интернет. При этом 32% не используют такую возможность без видимых причин, 31% не доверяет личные данные Интернету, а 15% по старинке предпочитают личное общение. На вопрос о том, поможет ли внедрение практики оказания услуг в электронном виде снизить уровень коррупции в России, респонденты ответили оптимистично: 13% - поможет, 30% - поможет, но при условии контроля за этим процессом со стороны населения и гражданского общества.

Результаты опроса позволили разработать информационную стратегию, что, по мнению Сергея Канарева, послужит не только информированию всех слоев населения о дистанционном способе получения услуг, но и изменит отношение руководителей государственных и муниципальных учреждений Алтайского края к разработке процедур оказания электронных услуг, ведь на сегодняшний день на портале государственных у слуг Алтайского края зарегистрировано 18 тысяч пользователей, притом что в регионе проживает 2,4 миллиона человек…

Кто поможет и научит? Ну, конечно, МФЦ

В течение двух часов представители администраций Алтайского края и Барнаула, силовых структур и прокуратуры, Алтайской торгово-промышленной палаты, члены Общественной палаты и руководство Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края (МФЦ) обсуждали на «круглом столе» готовность органов краевой и муниципальной власти к взаимодействию при предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Встреча не случайно состоялась на базе МФЦ, который на сегодняшний день является единственным учреждением, чье правило работы «одного окна» закреплено на законодательном уровне, как и основной принцип деятельности – противодействие коррупции.

Как рассказал директор МФЦ Денис Тишин: «Опыт работы многофункциональных центров по всей России признан успешным, более того, поставлена задача создания сети МФЦ в каждом регионе. Недавно на государственном уровне впервые было озвучено положение о том, что в процессе реформирования государственного управления будет происходить постепенный переход к запрету общения представителей органов власти и заявителя. То есть все госуслуги со временем будут идти через МФЦ. В свете этого в ближайшие годы в Алтайском крае будет создана сеть филиалов МФЦ: кроме офиса на Павловском тракте в Барнауле и филиала в Благовещенке до конца года заработает офис на Ленина, 6 и еще двух десятках территорий края. А в 2013 году будут открыты филиалы во всех городах и районах края.

А каковы принципы работы центра, которые исключили бы коррупционную составляющую при оказании услуг населению?

- Во-первых, - отметил Денис Владимирович, - мы предоставляем заявителю абсолютно полную информацию о порядке оказания услуг: перечень документов, источник их получения, размер госпошлины, сроки оказания услуги, основания для отказа и порядок обжалования. Во-вторых, традиционно бытовая коррупция связана с предоставлением услуг по сдаче документов без очереди либо с нарушением порядка ее оказания, чему препятствует электронное управление очередью. Третий момент – это зачастую довольно сложный порядок заполнения документов, в свою очередь неверное оформление документов служит причиной отказа в оказании услуги. И здесь есть потенциальное поле для посреднических и платных услуг. Поэтому в МФЦ организовано бесплатное консультирование по этому вопросу. И последнее - это требования чиновников о предоставлении дополнительных документов. Несмотря на то, что процесс предоставления государственных и муниципальных услуг должен быть прописан в административных регламентах, некоторые регламенты еще не утверждены. Но даже при отсутствии таких регламентов МФЦ и органы власти подписали соглашения о взаимодействии, в которых прописаны перечень документов и сроки их предоставления.

Первый шаг сделан

О том, что компьютерные технологии действительно могут помочь в борьбе с коррупцией, на «круглом столе» рассказала заведующая кафедрой «Уголовное право и процесс» Алтайской академии экономики и права Анжелика Сергеева. «В настоящее время необходима оптимизация предоставления государственных и муниципальных услуг как одного из наиболее актуальных направлений деятельности по снижению административных барьеров и повышению доступности государственных услуг. Кроме этого, нужно совершенствовать порядок предоставления наиболее востребованных (массовых) государственных и муниципальных услуг», - подчеркнула Анжелика Анатольевна.

В ходе обсуждения проблемы недостаточной информированности населения о дистанционном предоставлении госуслуг участники «круглого стола» высказали ряд предложений. Так, председатель комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Барнаула Геннадий Королев рекомендовал провести для сотрудников администрации города обучение, на котором было бы рассказано о технологии предоставления дистанционных услуг. Кроме этого, по его мнению, нужно провести обучающие семинары по предоставлению электронных услуг для членов территориальных общественных самоуправлений, которых в городе около 60 и они напрямую работают с населением. Это помогло бы повысить эффективность внедрения услуг, оказываемых по Интернету.

Управляющий партнер ООО «Юрисдело», член комитета по законодательству и праву при Алтайской торгово-промышленной палате Сергей Сандаковский подчеркнул, что в силу специфики работы они постоянно обращаются к органам государственной, региональной, муниципальной власти. Он также предложил провести для специалистов, работающих в юридическом бизнесе, обучение по основам предоставления электронных услуг.

Подводя итоги первой встречи, модератор «круглого стола» Сергей Канарев подчеркнул: «Встреча состоялась в нужном месте и с нужными людьми. Об этом говорит даже тот факт, что в ходе обмена информацией «клиенты» МФЦ нашлись у прокуратуры, комитета по работе с обращениями граждан и общественными объединениями администрации Барнаула, управления Минюста РФ по Алтайскому краю. И дальнейшие «круглые столы», которые запланированы в рамках проекта, надеюсь, изменят отношение руководителей государственных и муниципальных учреждений Алтайского края к оказанию электронных услуг, что найдет свое отражение в планах работы подотчетных им организаций на 2013 год».

Олеся МАТЮХИНА. 

Фоторепортаж