Татьяна Авдеенко: «Принимаю боль на себя»

00:00, 13 апреля 2012г, Общество 1941


Татьяна Авдеенко: «Принимаю боль на себя» Фото №1

Руководитель Павловского межрайонного следственного отдела краевого Следственного комитета Татьяна Авдеенко к своей мечте шла, как сама выражается, тернистым путем. Сейчас у нее пять дипломов, в том числе три о высшем образовании. Прежде чем поступить в БЮИ, а потом на юрфак АГУ, она получила две, казалось бы, совсем ненужные ей специальности – педагога-воспитателя детского сада и инженера-технолога литейного производства. Зачем?  

Обходными путями

- Интересно у вас жизнь складывается, Татьяна Владимировна…

- Я не ищу легких путей (смеется). Еще в юном возрасте грезила о службе в правоохранительных органах. Старший брат работал в милиции, его жена – в прокуратуре. Слушала их рассказы, и мне все больше и больше хотелось быть похожей на них. С первого раза поступить на юридический факультет не получилось. По совету родных, чтобы не терять времени, два года отучилась в педагогическом колледже. Работала воспитателем в детском саду, но надежды попасть «в органы» не теряла. В качестве стартовой площадки родственники посоветовали попробовать себя инспектором в детской комнате милиции. Но чтобы туда попасть, нужно было иметь хотя бы какое-нибудь высшее образование. Так я поступила в Рубцовский индустриальный институт и окончила его по специальности «Инженер-технолог».

С этого фактически и началась моя служба. В инспекции по делам несовершеннолетних отработала шесть лет, оттуда попросилась в следственный отдел. Параллельно получила юридическое образование в БЮИ. Отсюда меня пригласили в Следственный комитет, где в свою очередь нельзя было без гражданского высшего юридического образования, и я уже в зрелом возрасте поступила в АлтГУ. Начинала следователем в Рубцовске, дослужилась до руководителя следственного отдела.

- Из милиции в Следственный комитет никого особо не берут…

- Сказали, что заметили неравнодушное отношение к службе и высокие показатели в работе. В милиции я занималась расследованием краж, грабежей и разбоев, а на новом месте – убийствами, должностными преступлениями, изнасилованиями и производственными травмами. Фактически мне был брошен новый вызов. Все мысли занимала только работа, пропадала там с утра до вечера, в результате даже разладились семейные отношения. Сейчас думаю, что по-другому, наверное, и не смогла бы. Такова жизнь: если ты считаешь себя профессионалом, надо выкладываться на полную катушку со всеми, как говорится, вытекающими последствиями. Только тогда будет результат. А результат для меня – понятие конкретное. К примеру, это искренние слова благодарности матерей за то, что нам, следователям, удалось доказать вину насильников, надругавшихся над их малолетними детьми.

В прошлом году на территории моего отдела было совершено четыре преступления сексуального характера в отношении несовершеннолетних девочек. Все дела были очень сложные. И каждый раз, когда педофилы получали свой срок, я испытывала профессиональную гордость. Эти преступления одни из самых тяжелых в доказывании даже для матерых следователей. А у нас дела ведут молодые, недавно окончившие институт. Поэтому пока я принимаю огонь на себя. Тактично допросить пострадавших от насилия детей, так, чтобы не нанести травму их психике, молодым довольно сложно. Общаюсь с ребенком, допрашиваю и, получив информацию, даю молодому следователю дальнейшие указания. Получается слаженная совместная работа.

- И сколько времени нужно начинающему следователю, чтобы работать без подсказок?

- Практика показывает, что примерно три года. При этом надо целиком и полностью посвятить себя работе. Многие не выдерживают. Зона обслуживания моего отдела - Ребрихинский, Мамонтовский, Шелаболихинский и Павловский районы. В каждом работает по одному следователю, который дежурит фактически круглосуточно. У него нет праздников и выходных. В любое время он обязан выехать на место происшествия и принять меры. То есть люди, можно сказать, работают на износ. А руководитель должен всегда держать руку на пульсе, своевременно координируя их действия. Ведь иногда в одном районе бывает сразу по два преступления…

Насилия везде хватает

- Вы поработали и в городе, и в сельской местности. Можете сравнить, где сложнее?

- Я считала, что в Павловске после Рубцовска мне станет легче. Не угадала. В городе практически нет проблем с транспортом, а здесь некоторые села находятся от райцентра на расстоянии 60 километров. Как только ты приезжаешь в глубинку, работа идет безостановочно. Еще ошибочно думала, что в городе совершается намного больше тяжких преступлений. А оказалось, что убийств и насилия на селе хватает. В основном всё происходит на бытовой почве.

В этом году у нас было зарегистрировано два убийства. В первом случае молодой человек лишил жизни свою супругу. Он был комиссован из армии с травмой головы, стал инвалидом. Тем не менее, пройдя курс лечения, сумел устроить свою жизнь, женился и поселился вместе с супругой у своей матери. С таким диагнозом ему было категорически противопоказано спиртное, но молодые тайком выпивали. В день убийства свекровь в очередной раз упрекнула за это сноху, а девушка, обидевшись, начала собирать вещи и детей. Закончилось все тем, что парень взял на кухне нож и ударил им супругу в шею.

По второму убийству можно вообще писать сценарий для криминальной драмы. В одном из сёл местные жители обнаружили труп предпринимателя в его собственном магазине. Следствие сначала склонялось к версии, что он стал жертвой грабителя. Сняли пальчики, собрали другие доказательства и… Убийцей оказался молодой человек, мать которого в молодости встречалась с потерпевшим. А сын считал, что именно по этой причине его родной отец ушел из семьи. Детская травма осталась, даже когда он вернулся из армии. В тот злополучный день парень взял нож, пошел в магазин и нанес «разлучнику» больше тридцати смертельных ранений.

- Наверняка и он тоже выпил для храбрости?

- И в городе, и в селе одинаковые проблемы - пьянка и безработица, которые ломают людей, приводят к деградации и превращают в зверей. Вот что нужно искоренять прежде, чем преступность. Это своего рода цепочка. Безработному нечем заняться, он начинает пить, а потом, невменяемый и обозленный, идет на преступление. Был такой случай – женщина в вечернее время шла домой. Человек без определенного места жительства напал на неё и несколько раз ударил ножом. Один из местных жителей все видел в окно и сразу позвонил в милицию.

Преступника мы нашли рядом с телом. Притом что над потерпевшей не совершалось сексуальное насилие, у нее была приспущена одежда. Позже одна из фигуранток по делу, которая время от времени пригревала этого бомжа, рассказала, как он недавно с интересом смотрел по телевизору криминальную хронику, где некрофил изнасиловал мертвую девушку. Думаю, что оперативники вовремя успели приехать на место, хотя доказать наши подозрения так и не удалось.

Попался - отвечай

- Какое из дел вам запомнилось больше всего?

- У меня всегда в памяти откладываются дела, которые связаны с детьми. Несколько лет назад в одном из сёл Рубцовского района два подростка совершили насильственные действия в отношении трехлетней девочки. Одному из них 12 лет, другому – 14. 12-летний мальчик выступал свидетелем, он приходился родственником потерпевшей. Пришлось поломать голову! Поверьте, очень непросто говорить с детьми на столь щекотливые темы. Что-либо вытянуть из них чрезвычайно сложно, не каждый разговорится и не каждому расскажет. В конце концов они все-таки дали показания, поруганная честь матери и ребенка была защищена.

- Кстати, дети, с которыми вы работали в комнате милиции, на связь не выходили?

- Некоторые из них позже проходили по уголовным делам. Больше того, за кражу попался молодой человек, у которого я в свое время была воспитателем в детском саду. Помню, он и там был «оторвягой» – как могла, воспитывала его. А теперь говорит: «Да, Татьяна Владимировна, старших надо было слушать…» На меня он не в обиде. Понимает: попался – отвечай. Да я, честно говоря, вообще не припомню, чтобы кто-нибудь из подследственных желал мне зла или угрожал. Стараюсь и с потерпевшими, и с обвиняемыми найти общий язык, отнестись с пониманием и выслушать. И в ответ люди тоже идут навстречу. В этом году Восьмого марта одна из осужденных позвонила мне и поздравила с праздником. Просто удивительно!

- Заслужили, значит, поздравления и медаль «За отличие», которую вы недавно получили…

- Я бы сказала по-следовательски, что это «вещественное доказательство»… 

Фоторепортаж