Евгений ДОЛМАТОВСКИЙ: «На Волге широкой, на стрелке далекой...»

00:00, 07 октября 2011г, Культура 4725


Евгений ДОЛМАТОВСКИЙ: «На Волге широкой, на стрелке далекой...» Фото №1

В песенном искусстве имя Евгения Ароновича Долматовского стоит в одном ряду с такими прославленными поэтами-песенниками, как Михаил Исаковский, Василий Лебедев-Кумач, Алексей Фатьянов, Михаил Матусовский, Лев Ошанин, на стихи которых наши композиторы сложили песни, которые вошли в золотой музыкальный фонд.

Трудно перечислить все песни, написанные на стихи поэта Долматовского: их более четырехсот. В довоенный период по стране звучали его песни «Любимый город», «Моя любимая» (их исполняли М. Бернес и Г. Виноградов), среди фронтовых песен - «Случайный вальс», «Песня о Днепре», «Застольная фронтовая», «Дорога на Берлин». Но особый расцвет его песенного искусства народ оценил в послевоенные годы: «Если бы парни всей земли», «Сормовская лирическая», «Уходил на войну сибиряк», «Комсомольцы-добровольцы», «За фабричной заставой» и многие десятки других прекрасных песен о наших воинах - солдатах, матросах, пограничниках, произведения о нашей Родине, красоте русской природы и большой цикл любовной лирики.

 

Знакомство с Маяковским

Евгений Долматовский родился в Москве в 1915 году. Свое детство провел в Арбатском переулке. Его литературные задатки проявились довольно рано: Женя выпускал стенгазету на подшефном заводе, вел журнал в пионерском отряде.

А потом состоялась встреча Долматовского с поэтом Маяковским. Вот как об этом он рассказывает:

«В январе 1930 года один бойкий школьный товарищ уговорил меня пойти к Маяковскому и почитать ему свои стихи. Но мой товарищ знал лишь, по какому переулку ходит Маяковский, в каком доме живет в Брюсовском переулке. А Маяковский встретил нас на лестнице, посмотрел на нас и, не дав заговорить, прогудел: «Пионеры со стихами! Понятно. Сейчас мы вас заслушаем». Я с робостью протянул свои стихи. Маяковский буквально набросился на меня: «Почему пишешь о том, что тебе неизвестно и совершенно чуждо? Где стихи о партах, о пионерском галстуке? Ведь вы - новые люди, таких еще не было на Земле». И больше - ни слова. Мы вышли на улицу, разорвали мою тетрадку и пустили клочья по ветру - они сразу потерялись в метели...»

 

В рубцовской районной газете

Однако со стихами молодой Долматовский расстаться не мог. Когда он учился в педагогическом техникуме, посылал стихи в журналы «Дружные ребята», «Вожатый», «Пионер». По командировкам редакций этих журналов много ездил по стране, лето и осень проводил в Сибири (в 1948 году он напишет песню «Уходил на войну сибиряк»). Молодой журналист успел поработать в районной газете села Рубцовка. Теперь, как известно, это большой город в нашем крае.

Как журналист и боевой комсомолец, Долматовский добровольно пошел на строительство первой очереди метро - на шахту «Охотный ряд». Он работал и писал стихи, прыгал с парашютом да еще учился в Литературном институте имени Горького. Первая книжка стихов Е. Долматовского вышла в 1934 году в библиотечке журнала «Рост». Автору было всего 19 лет. И его первую книжку продавали в киоске, у входа в шахту метро.

После института, который он окончил в 1937 году, был принят в Союз писателей, поехал на Дальний Восток. Город Комсомольск-на-Амуре строила вся страна. Это событие отражено в его романе в стихах «Добровольцы» (по этой книге создан кинофильм). Тогда появилась первая песня Долматовского «Улыбка» (мои поиски еще не увенчались успехом), затем к нему пришла слава, когда композитор Н. Богословский написал песню: «Любимый город», а М. Блантер - «Моя любимая». И поэт был удивлен, когда по радио прозвучала его песня композитора И. Дунаевского «Дальняя сторожка» в записи Г. Виноградова:

Идет состав за составом,
За годом катится год.
На сорок втором разъезде лесном
Старик седой живет.
Дальняя сторожка...
Поезд, лети, лети.
Тихая сторожка
На краю пути...

В годы войны

Перед Великой Отечественной вой-ной Е.Долматовский был военным корреспондентом. Суровую зиму 1940 года он провел на Карельском перешейке.

В судьбе поэта были тяжелые времена. В дни войны его часть, отступая с боями, попала в окружение, он был тяжело ранен и попал в фашистский плен. В лагере «Уманская яма» Долматовский провел немало душных августовских дней и ночей, а когда немцы погнали пленных в Германию, Евгений, собрав последние силы, смог уйти с узкого переулка в калитку дома...Об этом поэт подробно написал в своей прозаической книге «Зеленая Брама».

Потом снова фронт, Курская битва, форсирование Днепра, освобождение Белоруссии и Польши и взятие Берлина. Вместе со Всеволодом Вишневским он присутствовал при подписании акта капитуляции фашистской Германии и вел записи. А в годы войны вместе с поэтом шагали его фронтовые песни: «Закурим матросские трубки», «Марш кавалеристов», «Уходят в леса партизаны», «Родное село», «Девушка ждет меня», «Огонек в твоем окне» и другие. К военному репертуару, но уже с лирической окраской можно отнести песню «Лизавета» композитора Н. Богословского. Первым ее исполнителем был прекрасный певец 40-50-х годов (к сожалению, забытый) Виталий Власов, в репертуаре которого сотни песен и романсов русских и зарубежных композиторов. Запись «Лизаветы» по радио прозвучала осенью 1942 года:

Ты ждешь, Лизавета,
От друга привета,
Ты не спишь до рассвета,
Все грустишь обо мне.
Одержим победу,
К тебе я приеду
На горячем вороном коне...

«В рубашке нарядной к своей ненаглядной...»

Песни на стихи Евгения Долматовского удивительно лиричны. Давайте вспомним слова из песни «Провожают гармониста» (композитор - Н. Богословский). В каждом предложении яркий образ деревенского гармониста и образы девушек, которые не хотят с ним расставаться: «На деревне расставание поют – провожают гармониста в институт. Хороводом ходят девушки вокруг: «До свиданья, до свиданья, милый друг».

В 1949 году композитор Борис Мокроусов, волжанин, решил написать для конкурса лирическую песню. У него состоялась встреча с Долматовским, и он попросил написать стихи о хорошей любви. Поэт предложил ряд своих стихотворений на лирическую тему. Композитор остановился на «Сормовской лирической». Песня получила широкую популярность. Она выходила на патефонных пластинках большими тиражами. Первым ее исполнителем был Владимир Нечаев:

На Волге широкой, на стрелке далекой
Гудками кого-то зовет пароход.
Под городом Горьким, где ясные зорьки,
В рабочем поселке подруга живет.
В рубашке нарядной к своей ненаглядной
Пришел объясниться хороший дружок...

Как вспоминал Долматовский, на радио пришло много писем от радиослушательниц из Иванова (города невест), с Урала, с южного берега Крыма, из Новосибирска, Барнаула и далекого Владивостока. Авторы ругали и поэта, и композитора, и певца за слова: «Но девушки краше, чем в Сормове нашем, ему никогда и нигде не найти». Спрашивали: чем мы хуже сормовских девушек?

В 50-е годы очень популярной была другая песня - Б. Мокроусова «Ясной ночкой». В ней личное счастье тесно связано с матерью-Родиной, которая краше любого уголка планеты. Первая исполнительница - Александра Яковенко:

Над рекою мы стояли на ветру.
Мой товарищ объяснился поутру.
Он спросил меня: люблю его иль нет?
Только взглядом я дала ему ответ:
«Посмотри, милый друг,
На садов золотую отраду.
Если наша любовь расцветает вокруг,
В ней объясняться не надо...»

На стихи Долматовского композиторы написали немало известных песен о героическом труде наших тружеников - хлеборобов, рыбаков, шахтеров. В них поэт нашел яркие краски нежной любви людей героических профессий к своим избранницам: «Посреди полей России» Ю. Милютина, «Веселые очи» Т. Хренникова, «Влюбленный коногон» Н. Богословского (исполнители - В. Нечаев и Г. Виноградов).

Однажды в беседе Владимир Бунчиков рассказал мне одну историю. Вот строчки из моего блокнота: «Как-то Колмановский обратился ко мне с вопросом, чтобы я с Нечаевым записал его новую песню «Я жду гостей». Показал стихи Долматовского. Мы выучили текст, записали его на радио. Песня прозвучала только один раз в эфире, и когда мы попросили сделать нам запись для личной фонотеки, нам сказали, что эта песня ограниченного хранения. Вот я и не знаю - жива ли она или размагничена».

На другой день у меня была встреча с известным радиожурналистом Виктором Татарским в Государственном Доме радиовещания и звукозаписи, и я ему рассказал об этой истории. Он быстро решил эту проблему и мне сказал: «Песня «Я жду гостей» находится в фонде. А Владимиру Александровичу передайте от меня привет и скажите, что мы здесь очень бережно относимся к записям Бунчикова и Нечаева». «Я жду гостей» была записана в 1959 году:

Друзья, сойдемся наш праздник
встречать,
В кругу сердечном не будем скучать.
Я жду гостей, друзей хороших,
И стол накрыт, и время начать...

Диапазон песенного искусства Евгения Долматовского обширный. Многие его песни не стареют с годами: «А годы летят», «Мы жили по соседству», «Синеглазая», «Случайность», «Нет, мой милый», «Добрые приметы», «Где ты раньше был» и многие десятки других (в моей фонотеке собрано 260 песен).

Евгений Аронович Долматовский оставил о себе добрую память. Он был по натуре мягкий, отзывчивый, щедрый человек. Был абсолютно равнодушен к официальным постам, но всегда имел свои принципы и позиции. Об этом лучше Константина Симонова, с которым Долматовский прошел многие фронтовые дороги, не скажешь: «Как человек и поэт, он всегда честно делил труды своего поколения - мирные и воинские, не уклоняясь ни от трудностей, ни от опасностей... За его стихами и песнями - жизнь, прожитая там, где происходило главное, безо всяких поблажек самому себе...»

Виктор ДЕНИСОВ

Новости партнеров
Фоторепортаж