Бренд все еще молод

А пора бы ему уже и повзрослеть...

00:00, 07 октября 2011г, Общество 1127


Бренд все еще молод Фото №1

«Панты – это бренд Алтайского края, который наряду с медом, сыром, зерном формирует имидж нашего региона» – с этих слов вице-губернатора Виталия Ряполова началась научно-практическая конференция, посвященная технологиям производства продукции пантового оленеводства и использования ее в укреплении здоровья нации. Она проходила 29-30 сентября в Бийске.

Это уже второе подобное мероприятие, на которое управление по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности края вместе с Алтайским биофармацевтическим кластером собирает всех, кто так или иначе связан с маралами: животноводов, ветеринаров, ученых-биологов, фармацевтов, физиологов, переработчиков сырья.

Участники конференции представили объективный анализ современной ситуации на отечественном рынке пантовой продукции. И стало понятно, что за два прошедших года практически ничего не изменилось. Как он был молодым и малоразвитым, так и остался.

Рога дешевеют - заборы валятся

Любой рынок продукции начинается с сырья. И здесь у нас проблемы старые. Недостаток финансовых ресурсов у животноводов тормозит развитие отрасли. За последний год поголовье маралов и оленей в Алтайском крае практически не выросло и остается на уровне 26 тысяч голов. В Республике Алтай оно вдвое больше, но уже второй год снижается. По словам директора Ассоциации оленеводческих хозяйств РА Владимира Мещерякова, число маралов сократилось в прошлом году на 7%, а оленей - еще больше. Это связано как с бескормицей, от которой животные просто погибали зимой, так и с неграмотной селекционной работой. Только 18 из 26 мараловодческих хозяйств работают с прибылью, остальные сводят концы с концами за счет других источников.

Но главная проблема, о которой говорят мараловоды, - неоправданно низкие цены на панты. Они ностальгируют по советским временам, когда «Продинторг» платил по 800 долларов США за килограмм, теперь же эмиссары южнокорейских фирм предлагают не больше 160 «зеленых». Естественно, денег у мараловодов становится меньше. Их не хватает ни на подсев трав для животных, ни на ремонт парковых изгородей. Около трети заборов для маралов в Республике Алтай пришли в негодность. А раньше, вспоминает Владимир Мещеряков, парковые изгороди ремонтировали за счет государственных средств.

Надо сказать, что Минсельхоз и сегодня помогает отрасли, выделяя субсидии на поголовье и селекционную работу. Но средства эти весьма незначительны: 50 млн. руб. на всех российских маралов в год, или примерно по 500 руб. на одну голову. Как признался на конференции представитель Минсельхоза Александр Горин, в прошлом году эти субсидии были втрое больше.

Мещеряков предложил участникам конференции инициировать создание единой российской фирмы, которая бы опять закупала панты по высоким ценам. Директор ВНИИ пантового оленеводства Василий Луницын считает, что неплохо, если бы нашелся крупный инвестор, который бы построил мощное перерабатывающее предприятие и скупал все сырье, низкосортное перерабатывал, а остальное продавал за рубеж. Но пока такого инвестора нет, а наши переработчики слишком слабы, чтобы формировать цены на рынке сырья. Они потребляют не более 10 процентов пантов, причем стараются взять не самое лучшее и подешевле, так как ограничены покупательной способностью российских потребителей.

По мнению же руководителя группы компаний «Пантопроект» Николая Фролова, цены на панты снизились вовсе не потому, что раньше закупали централизованно, а теперь - кто во что горазд. Дело в том, что с каждым годом на мировом рынке растет предложение от новых поставщиков, таких как Новая Зеландия, Канада, Австралия.

Не сырьем, а конечным продуктом

В то же время Николай Фролов не скрывает проблем российского рынка:

- Федеральные структуры пока еще не воспринимают нашу работу по созданию отечественного рынка пантовой продукции по-настоящему серьезно, оценивая и саму отрасль как нечто экзотическое.

Не случайно этот рынок, говорит предприниматель, наполовину серый и контролируется покупателями из Юго-Восточной Азии. В настоящее время на нем работают два десятка небольших компаний, в том числе 15 – из Алтайского края. Разное качество работы предприятий, отсутствие единого подхода к работе с пантовым сырьем, недостаток конструктивного контроля за их деятельностью влекут за собой не только медленное развитие рынка, но и опасность его опошления и потери покупателя.

Предприятия края производят до 130 препаратов из маралов. Только жидкого гематогена 14 наименований. Это запутывает российских потребителей разнообразием одинаковой, по сути, продукции.

Надо сказать и о двойственности российского рынка. С одной стороны, львиная доля пантов с него уходит в Юго-Восточную Азию, а значит, надо подстраиваться под требования зарубежных покупателей. Поскольку для них важен равномерный, характерный цвет консервированных пантов, то наши мараловоды концентрируют все усилия на этом факторе. А с другой стороны – вектор развития страны направлен на рост собственной переработки. Хватит торговать сырьем, будь то нефть, газ или панты! Давайте делать конечный продукт и использовать его для лечения и профилактики заболеваний! Но, приняв этот лозунг как руководство к действию, мы натыкаемся на множество проблем. Если в Корее и Китае веками сформирована культура оздоровления при помощи препаратов из молодых рогов марала - там из них доктора делают ванны, настои, чаи и прочие снадобья по индивидуальным рецептам, то в России такой культуры нет и мы привыкли, как настоящие европейцы, лечиться лекарствами с хорошо изученными свойствами. От снадобья же до лекарства - дистанция огромного размера. Нужны всевозможные аттестации, аккредитации, лицензирование по стандарту GMP и прочие строгости, присущие фармацевтическому производству. При соблюдении их на создание и регистрацию лекарственного препарата уходят десяток лет и десятки миллионов рублей.

- Создавать новые лекарственные формы в рамках требований Минздрава – нереальная задача, - уверен Николай Фролов.

Кстати, на конференции возникла созвучная с этой проблемой дискуссия. Начальник управления по пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности края Татьяна Зеленина попросила коллег из наукограда Пущина поискать в пантах то самое начало, ту главную молекулу, которая и оказывает лечебное воздействие на человека. Ее поддержал и Александр Горин:

- Надо все-таки разобраться с действующим веществом. Мы - европейская страна и придем рано или поздно к тому, что из пантов надо делать медпрепараты. Таким образом, можно
перейти на индустриальный тип заготовки сырья и применять более эффективные методы, которые сегодня используются в фармацевтической промышленности.

Но директор НП «Союз развития наукоградов» Михаил Кузнецов выступил резко против такого подхода. Он считает, что не стоит изобретать велосипед, а надо идти по азиатскому пути, используя комплексный подход к решению вопросов оздоровления. К тому же возможно, что такой одной молекулы и вовсе нет. А положительный эффект приносят совместно несколько веществ, находящихся в пантах и крови марала в нужных пропорциях.

Кузнецов вообще считает, что надо плотнее взаимодействовать с корейцами и китайцами. Ездить туда, изучать их опыт, приглашать на российские научно-практические конференции.

Решения конференции

Без малого год, как в Алтайском крае действует региональная программа, направленная на развитие комплексной переработки продукции пантового оленеводства. Участники конференции отметили ее положительную роль и предложили внести в нее некоторые дополнения. Например, чтобы на рынке не было 14 гематогенов под разными торговыми марками, предложено ввести добровольную сертификацию всех переработчиков пантов. Это позволит упорядочить номенклатуру их продукции.

Сельхозотделы районных администраций должны заниматься развитием поголовья маралов, а ветеринарные службы – жестко вводить в практику работы маральников Большого Алтая «ветеринарно-санитарные правила по производству, заготовке, консервированию продукции пантового оленеводства». Сборник этих правил в рамках краевой программы подготовил ВНИИ пантового оленеводства.

Наступило время сформулировать стратегию развития отечественного рынка пантового оленеводства. Нацеливать эту продукцию на профилактику здоровья населения и реабилитацию больных. В стране созданы 502 центра медицины здоровья, десятки центров антистарения, сеть аптек и магазинов здоровья. И алтайские переработчики собираются их обеспечивать качественными товарами.

Дальнейшую разработку препаратов пантового оленеводства будет предложено вести совместно с биологическими лабораториями наукоградов Кольцово и Пущино. А параллельно изучат возможность создания технологической платформы на основе переработки растительного и животного сырья. С 2013 года федеральные средства на фундаментальные научные исследования будут выделяться только через эти коммуникационные площадки для взаимодействия бизнеса, науки, потребителей и государства.

Следующую конференцию решено провести в мае-июне 2014 года с участием представителей из Китая, Кореи и Новой Зеландии.

Новости партнеров
Фоторепортаж