Народная «кубышка»

В регионе начался процесс планирования главного финансового документа

00:00, 07 сентября 2011г, Политика 2647


Народная «кубышка» Фото №1

Депутаты, чиновники и общественники обсудили, каким в следующем году быть краевому бюджету. В итоговом документе участники совещания определили приоритеты бюджетной политики: создание условий для устойчивого экономического роста, переход на программно-целевой принцип планирования и безусловное исполнение социальных обязательств.

Новинки

Заседание началось с доклада вице-губернатора, начальника Главного управления экономики и инвестиций Михаила Щетинина, в котором он озвучил прогноз социально-экономического развития края на 2012-2014 годы. Документ готовился на основе базовых расчетов Минэкономразвития России, которые предусматривают активную государственную политику, направленную на улучшение инвестиционного климата, повышение конкурентоспособности и эффективности бизнеса, стимулирование экономического роста, а также повышение эффективности бюджетных расходов. Предполагается также рост кредитования и сохранение сдержанной политики регулирования тарифов. Как пояснил Михаил Щетинин, подразумевается рост тарифов не выше уровня инфляции с учетом инвестиционной надбавки энергоснабжающих организаций.

В целом прогнозные параметры бюджета выглядят достаточно оптимистично. Например, интегральный показатель – валовой региональный продукт в сопоставимых ценах будет расти следующие три года темпами в 105,5%, 107,0% и 108%.

Такая динамика опирается на предположение об окончании кризиса и продолжении поступательного роста экономики региона темпами выше среднероссийских.

Подробнее об этом – в одном из ближайших номеров «АП».

Другой фактор, влияющий на наполняемость и структуру финансового плана – изменения налогового и бюджетного законодательства. О них рассказал Владимир Притупов, вице-губернатор, председатель комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике.

К наиболее крупным изменениям, которые будут влиять на изменение краевого и муниципальных бюджетов, относится корректировка Налогового кодекса.

Во-первых, планируемое снижение страховых взносов с 34% до 30% уменьшит затраты предприятий и приведёт к росту их прибыльности. Соответственно бюджетные доходы уменьшатся. Во-вторых, расширяется объем льгот работникам по стандартным налоговым и специальным вычетам при начислении налога на доходы физических лиц. Это приведет к снижению поступлений в муниципальные бюджеты сел, в структуре которых доходы от НДФЛ занимают большую долю.

В-третьих, станет больше льгот и снизятся ставки транспортного налога для граждан. Цена последним «поблажкам» - 103 млн. руб.

Зато изменения в Бюджетном кодексе позволят переложить финансирование полиции общественной безопасности с краевой на федеральную казну. Таким образом, удастся сэкономить более 2,5 млрд. руб. Взамен субъект должен решать за свой счет большую часть вопросов занятости населения, содержать 16 учреждений начального и среднего профессионального образования. Акцизы на крепкий алкоголь будут зачисляться в федеральный бюджет. А на уровень субъекта перейдут полномочия по софинансированию ветеранов труда, тружеников тыла, всех мероприятий по устройству детей и выплате опекунских пособий.

С 2012 года финансирование здравоохранения будет вестись не из местной, а из региональной казны. И еще местные бюджеты получат большую долю от НДФЛ, а также часть налогов от малого бизнеса. Это позволит существенно увеличить собственные поступления в местные бюджеты и заинтересует муниципальные органы повышать их наполняемость, считает Владимир Притупов. С ним согласна и Стелла Штань, председатель комитета по местному самоуправлению Алтайского краевого Законодательного Собрания (АКЗС). Она предложила зафиксировать величину отчислений от налогов, взимаемых по упрощенной системе налогообложения, предоставив местным властям определять отдельные элементы данного налога.

Развивая тему межбюджетных отношений, Стелла Штань обратила внимание на причины, по которым трудно прогнозировать поступления в местные бюджеты. И связаны они с проблемами по сбору земельного налога. В селах до сих пор не вся земля имеет законных собственников. Главы поселений просят помочь ускорить регистрацию земли для того, чтобы иметь налогооблагаемую базу, рассказала депутат. Многие крупные землепользователи не платят аренду, муниципалитеты подают в суд, а пока суд да дело, местная казна остается без денег.

- Мы должны помогать администрации сел решать в арбитражных судах такие вопросы, - призвала коллег Стелла Штань. Она также предложила разработать соглашения, на основе которых органы местного самоуправления принимали бы вместе с налоговиками участие в сборе местных налогов.

Приоритеты депутатов

А что будет с зарплатами, пособиями, содержанием школ и больниц?

Разрабатывая прогноз расходов бюджета на 2012 год, во главу угла ставили социальную стабильность граждан края, сообщил на «круглом столе» Владимир Притупов, напомнив о запланированной индексации всех видов социальных льгот с 1 января 2012 года на 6% и повышении фондов оплаты труда бюджетников с 1 октября 2012 года на 6,5%.

В социальной сфере предусмотрены существенные траты на программы по модернизации образования и здравоохранения. Председатель комитета по здравоохранению и науке АКЗС Александр Лазарев рассказал о масштабном вливании в эту социальную отрасль средств федерального и краевого бюджетов. Он подчеркнул, что не закрывается ни одно лечебное учреждение, меняются лишь в отдельных случаях их статус и функции, при этом вырастет число медработников, увеличится их заработок.

Правда, пока остаются вопросы по внедрению новых стандартов оказания медпомощи. Они, по мнению депутата, не адаптированы под местные задачи, а отвечают интересам федеральных структур. Лазарев считает, что надо сосредоточить усилия на укреплении материально-технической базы лечебных учреждений. Пока работа идет медленно. В текущем году освоено только 37% от запланированных на эти цели средств. Не проведены конкурсы на приобретение медицинского оборудования.

Председатель комитета по социальной политике АКЗС Ирина Солнцева остановилась на модернизации образования. Она напомнила, что до конца года средняя зарплата учителей будет доведена до средней в экономике - 12307 руб. В 2012 году предполагается увеличить ее еще на 30%. Есть муниципалитеты, где средняя зарплата с 1 сентября будет более 15 тыс. руб. Повышение коснулось всех педагогов. В 2012 году предполагается увеличить ее еще на 30%.

Впервые бюджетные деньги пойдут на реконструкцию школьных стадионов и санаторно-курортное лечение педагогических работников.

Остановилась и на проблемах. С 1 сентября школы обязаны обеспечивать учащихся двухразовым горячим питанием. Поэтому в проекте бюджета надо предусмотреть эти дополнительные затраты. И заложить средства на обеспечение оргтехникой и инвентарем учреждений дополнительного образования.

Зампред комитета по аграрной политике и природопользованию Юрий Титов предложил предусмотреть расходы краевого бюджета на поддержку сельского хозяйства не ниже уровня текущего года. А кроме того увеличить субсидирование затрат на дизельное топливо и электроэнергию, потребленную при поливе сельхозкультур. Дополнительные деньги требуются на элитные семена, защиту от саранчи, лугового мотылька и прочие важные для сельского хозяйства направления.

Председатель комитета по экономической политике, промышленности и предпринимательству АКЗС Василий Куц считает, что не следует забывать и переработчиков сельхозпродукции, предусмотрев компенсации затрат по электропотреблению.

Член комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике АКЗС Елена Клюшникова предложила сэкономить расходы, уменьшив затраты на административно-управленческий аппарат.

- В годы кризиса мы их беспощадно резали, но в последнее время они вновь отросли процентов на двадцать, - напомнила депутат.

Инструментами, позволяющими сократить такие траты, Е.Клюшникова видит центры предоставления государственных услуг, принцип одного окна по работе с предпринимателями, развитие информационных технологий и т. д.

Кстати, в своем докладе Владимир Притупов упомянул, что для экономии бюджетных расходов успешно реализуется программа энергоэффективности бюджетных учреждений. Затраты на нее не только окупаются, но и с учетом роста тарифов позволяют сократить траты на коммунальные услуги и повысить качество условий работников.

Мнения общественников

Свои пожелания высказали и участники Народного фронта.

Так, представитель крайсовпрофа Владимир Захаров обратил внимание на низкий уровень заработной платы, особенно среди краевых бюджетников.

МРОТ для них остается на уровне 4611 рублей. Надежды на рост заработной платы в системе образования для рядовых учителей не оправдываются, - уверял собравшихся профсоюзный лидер.

А Виктор Дворников, руководитель компании «Малавит», предложил для развития в обществе духовности и культуры сместить акцент в бюджетном планировании, выделяя больше средств на поддержку культуры. Для этой же цели следует объединить усилия меценатов края.

О недостатке духовности и нравственном здоровье в обществе говорили и другие. Представитель Бийского отделения всероссийского народного движения «Курсом правды и единения» Алексей Владимиров призвал во всех деревнях повесить плакаты о вреде алкоголя, а в городах - поддерживать трезвеннические движения, ужесточить наказание за проституцию, популяризировать русские дворовые игры, такие как лапта и городки.

Основатель борцовского клуба «Витязь» Игорь Ватюков предложил решать этот вопрос путем создания центра единоборств и открытия на его базе краевой спортшколы по дзюдо.

Но добиться строки в бюджете – это полдела. Надо еще довести народные деньги до бюджетополучателя. По мнению председателя Общественной палаты края Павла Тулина, это тормозится тяжелейшим документооборотом. Поменять процедуру в разрез Бюджетному кодексу трудно, парировал Михаил Щетинин. В свою очередь он порекомендовал бюджетополучателям более оперативно подавать заявки на участие в тендерах, через которые сегодня только и можно транслировать народные деньги.

Новости партнеров
Фоторепортаж