«Передачу вёл Сергей Марков»
Несколько десятилетий телезрители края едва ли не ежедневно слышали эту фразу
00:00, 31 августа 2011г, Общество 3879
Сегодня гость номера Сергей МАРКОВ – известный в советский период диктор Алтайского ТВ и ведущий культурологических программ.
Напутствие Левитана
- Сейчас принято именовать известных людей «звёздами», «легендами». А как прежде называли таких людей?
- Так и называли – известный.
Вспоминаю, когда я встретился в Москве на курсах повышения квалификации, пожалуй, с самым знаменитым советским диктором Юрием Левитаном, он мне сказал: «Профессия диктора очень публичная. Никакого зазнайства, никакого апломба, никакого гонора ни в коем случае не должно быть. Чем проще и доступнее будешь себя вести, тем лучше!»
И я убеждался в правильности этих слов тысячи раз. И сейчас говорю об этом молодежи. Увы, не все слышат, некоторые считают себя телезвёздами едва ли не с рождения. А мы даже слово «профессионал» употребляли редко. А уж «мастер» – это прерогатива зрителей. Сейчас же к месту и не к месту употребляют такие синонимы: «легенда», «звезда». Но легенда – это что-то сказочное, а звезда – это далеко и холодно.
Однако я не осуждаю, не ворчу по-стариковски. Я рад, что сегодняшнее поколение – другие люди. Они – раскрепощённее, свободнее, ярче…
- Но нужен ещё и талант, а его нельзя скачать с Интернета.
- В юности я безумно мечтал о театре. В конце 1950-х годов, еще будучи учащимся 1-й барнаульской школы, занимался в театральной студии. ТЮЗа еще не было, и мы готовили детские спектакли. И одну из пьес, в которой я играл главную роль, показала Барнаульская студия телевидения. Тогда телепередачи не записывали на плёнку, всё шло в эфир вживую. Кто-то из телевизионщиков заметил меня, и я был приглашен для участия в какой-то молодежной передаче. Потом ещё и ещё.
- В каком качестве – в качестве диктора, ведущего либо просто участника телепрограмм?
- Поначалу, как говорят на телевидении, я подчитывал, потом уже вёл передачи.
Словом, пошло-поехало. Начал совмещать учебу и работу – к тому времени поступил в Барнаульский педагогический институт. А после окончания вуза в 1963 году был принят в штат студии телевидения.
- В ту пору диктор был олицетворением телевидения. Иные телезрители считали, что многое, если не всё, что происходит в студии, – заслуга человека, озвучивающего чужие тексты. К вам обращались за помощью, советом, с жалобами, просьбами и пожеланиями…
- Было и так. Ничего плохого в том, что голубой экран персонифицирован, нет. Хотя, конечно же, это коллективный труд.
Дуэт с Николаем Сличенко
- На Алтайском телевидении существовала негласная внутренняя специализация. Я всю жизнь тяготел к кинематографии, наверное, поэтому мне доверяли работу с деятелями искусств: киношниками, эстрадниками, телевизионщиками.
- Были ли ощущения, что заезжие артисты приезжали на Алтай просто «чесать»?
- Слава богу, я с такими не сталкивался. Как правило, гастролёры работали с полной отдачей не только на провинциальной сцене, но и в телестудии.
У меня сложились очень хорошие личные отношения с руководителем цыганского театра «Ромэн» обаятельнейшим Николаем Сличенко. Как-то даже спели с ним дуэтом.
В ходе подготовки к телепередаче с гастролировавшей в 1982 году в Барнауле Эдитой Пьехой я вспомнил о её выступлении в 1958 году на концерте ансамбля «Дружба» в Московском парке культуры и отдыха имени Горького. Она тогда была еще неизвестна публике – молоденькая, худенькая, с длиннющими темными волосами. Услышать такие подробности из уст страстного поклонника почти через четверть века – это для нас обоих волнительно. Может быть, поэтому мне было очень легко вести телепередачу с её участием.
В канун выхода в эфир предложил знаменитому басу Борису Штокалову: «Борис Тимофеевич, ну зачем вам напрягаться, у нас в студии есть ваша отличная фонограмма». А он парирует: «Никаких фонограмм. Я буду петь вживую, потому что уважаю себя и зрителей».
А вечером, после его выступления в театре драмы, он поделился со мной за кулисами впечатлениями о барнаульской публике: «Какой-то необыкновенный, потрясающий у вас слушатель».
Мне довелось работать в алтайском телеэфире и с Борисом Чирковым, Еленой Камбуровой, многими другими деятелями советского искусства. Потрясающей культурой поразил меня Вячеслав Тихонов – доброжелательный, внимательный, как будто в только что выглаженных брюках и начищенных штиблетах. Таким он был не только на экране, но и в жизни.
Подчас общение перерастало в дружбу: обменивались поздравительными открытками, перезванивались. В моем доме бывали Николай Бурляев, Нея Зоркая, коллега – диктор Центрального телевидения Юрий Ковеленов, приезжавший в Барнаул с программой «Алло, мы ищем таланты».
Лицо края
- Наверняка вам предлагали работу в других телестудиях.
- Назову только адреса «покупателей»: Москва, Ленинград, Кишинёв, Днепропетровск, Мурманск, Дальний Восток…
- Что удержало?
- Зрители, семья, коллеги. Однажды всё же совсем согласился работать в Ленинграде, где всегда был очень сильный коллектив.
Внезапно меня вызывают к первому секретарю крайкома партии Александру Георгиеву. А он с порога заявляет мне: «Вы – лицо края, вы – воспитанник Алтая. Какое же право вы имеете уезжать отсюда?!» Словом, я вышел от Александра Васильевича задумчивым …
Один из коллег-журналистов этот сюжет резюмировал так: «Марков остался в Барнауле. И, кажется, об этом не жалеет».
- Были, конечно, и тяжелые годы – конец 1980-х – 1990-е. Тогда изменился телевизионный формат, дикторов заменили так называемые ведущие из числа журналистов.
- Я продолжал заниматься журналистикой, работал в эфире. Был даже главным редактором общественно-политического вещания, руководителем творческого объединения. Но это все не моё. Я сам отказался от подобных управленческих должностей. Начали донимать серьезные болячки. Тем не менее возглавлял общественную приемную студии телевидения, а моя коллега Галина Радченко была референтом. Работали с телезрителями, обеспечивая обратную связь власти с населением.
Потом года три-четыре сидел в кресле и разгадывал кроссворды. Изредка раздавались телефонные звонки с предложением озвучить рекламу.
Последние три с половиной года работаю в информационно-прокатном центре – озвучиваю фильмы для школ и ПТУ.
- Словом, сменил домашний халат и тапочки на костюм и галстук.
- За эти годы с моим участием вышло 30 фильмов.
Недавно меня вдруг пригласили сотрудничать с библиотекой для слепых и слабовидящих людей. У меня что-то торкнуло: да этим людям я обязан сделать что-то доброе. Получаю моральное и творческое удовлетворение. Уже начитал книги Марка Юдалевича «Адмиральский час», Станислава Вторушина «Литерный на Голгофу», сборник рассказов Владимира Свинцова о животных и собственную книгу.
- Сейчас это становится модным и у пользователей компьютеров, айфонов, айпадов и других электронных устройств – так же, как музыку, можно слушать голоса, которые читают популярные книги. Так что резервы имеются.
- Что ж, жду приглашений.
- Но вернёмся к телевидению. Часто можно слышать, что сегодняшнее телевидение – это совсем не то, что было раньше. Тем не менее ТВ остается самым популярным среди СМИ.
- С этими доводами я в основном согласен. Действительно, уровень профессионализма в телеэфире упал. Я не чурался держать рядом с собой словарь ударений, предназначенный специально для дикторов радио и телевидения. Мало кто умеет правильно произносить числительные, особенно если их необходимо склонять. Про грамотность вообще молчу. О технике речи некоторые ведущие телепрограмм разных каналов, в том числе московских, вообще не имеют представления: ведь они – не дикторы, а телеведущие. Не очень-то следят за внешним видом, культурой.
К сожалению, в региональном телеэфире теперь почти нет места музыкальному, тематическому, детскому вещанию – в основном только новости и реклама. В аграрном крае редко освещают сельскохозяйственные темы. Кое-что стало появляться на канале «Катунь-24». Федеральные телеканалы возвратили в эфир профессиональных дикторов. Но о чем они вынуждены сообщать зрителям? Значительная часть объема новостийных выпусков посвящена взрывам, убийствам, пожарам, наводнениям и так далее.
- На сленге телевизионщиков, кажется, это называется «кошмарить зрителя».
- Я всегда говорил и говорю, что работал и работаю не для начальников, а для телезрителей. Недаром же одно из интервью со мной было озаглавлено: «Власть на телевидении меняется, а Марков остаётся».
Справка «АП»
Сергей Марков родился 2 сентября 1941 года в Барнауле. К тому времени отец уже был на фронте. Вернулся в середине войны раненый, умер в 1945 году.
Он был художником в Алтайском драматическом театре, дед по материнской линии исполнял романсы, декламировал стихи, мать обладала хорошим слухом, пела.
Сотрудничество с Барнаульской студией телевидения Сергей Степанович начал с 1959 года.
Автор двух изданий книги воспоминаний «Разве можно забыть...»
В последние годы работает в краевом информационно-прокатном центре.
Сергей Марков – заслуженный работник культуры РСФСР. На днях «за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и в связи с юбилеем» награждён краевой медалью «За заслуги в труде», знаком Союза журналистов России «За заслуги перед журналистским сообществом».