«Водить трамвай мне очень нравится!»

00:00, 20 августа 2011г, Общество 2728


«Водить трамвай мне очень нравится!» Фото №1

Два дня, 17-18 августа, в Барнауле на базе депо №3 проходил 14 конкурс профессионального мастерства водителей трамвая. Его теперь организуют раз в два года. А первое состязание вагоновожатых в краевом центре состоялось еще в 1973 году. Для участия в нем отбирают только тех, кто не совершил аварии или грубого нарушения ПДД, не имеет взысканий или замечаний от руководства предприятия «Горэлектротранс».

Каждый трамвай в этот день выглядел нарядным, словно его только что отмыли. Одни выезжали на линию из широких ворот производственного цеха, другие внутри помещения выстроились в цепочку, дожидаясь своей очереди. Водители в новеньких желтых жилетах с номерами на груди от 1 до 18, ра-зыгранных по жребию, волновались перед выходом на старт, поэтому развлекали друг друга рассказами о курьезных случаях из своей практики.

Валентина Березовская вспоминала, как, спокойно двигаясь по первому маршруту, услышала от диспетчера, что ее ищут сотрудники ГИБДД, говорят, кого-то не пропустила на повороте. Экипаж ДПС, догнавший ее вагон в районе Докучаево, приказал немедленно остановиться, чтобы составить протокол. Но трамвай – не автомобиль, его по рельсам не объедешь, сзади начали собираться другие трамваи, движение встало. Поскольку документы у Валентины инспектор изъял, продолжить движение без них до конечной остановки она не имела права, поэтому на приказ: «Следуйте за мной!» – простодушно предложила инспектору самому отогнать вагон. Молодой лейтенантик даже растерялся, но потом быстро оформил протокол, вернул права, и движение на маршруте возобновилось.

Оказалось, Березовская может рассказать не одну историю, связанную с непредсказуемым поведением на дорогах некоторых водителей и пешеходов. У нее уже выработалось на них чутье.

- Как-то едет рядом джип, водитель выставил в окно локоть, увлеченно разговаривает по мобильнику, не обращая внимания на трамвай. Смотрю на него сверху и понимаю, что сейчас он повернет направо и окажется на рельсах, не успею затормозить. Напряглась вся, внимательно слежу за его действиями, сбавляю скорость. До перекрестка оставалось метров сто. Вдруг он резко, без включения сигнала, подрезает меня. Со всей силы жму на звонок. Водитель наконец очнулся, увидел надвигающийся трамвай, выронил из рук трубку, и машина застыла на рельсах. Если бы не моя бдительность, не избежать бы столкновения. И это не единственный случай...

Половина участников конкурса – водители в возрасте от двадцати до тридцати лет. Самые опытные – Ольга Козлова и Наталья Давыдова, которым нет и сорока, самые молодые – Александр Логвиненко и Ян Сульдин. Стаж у них совсем небольшой, от года, но они не теряются, наступая на пятки своим наставникам. У Татьяны Загайновой тоже небольшой водительский стаж- полтора года, но за ее плечами работа в торговле, семья, где подрастают двое дочерей: школьница Александра и трехлетняя Аленка. Так что свою новую профессию Татьяна выбрала осознанно. Говорит, что давно хотела стать вагоновожатым, но только два года назад прошла обучение и смогла наконец осуществить свою мечту. «Конечно, основной заработок в семью приносит муж. Но я давно вожу машину, а теперь и трамвай. Мне это очень нравится, работа приносит удовольствие. Встаю рано утром без особого напряга и во вторую смену люблю выходить».

Экзамен на мастерство вождения – самая зрелищная часть конкурса. В течение месяца конкурсанты из первого и третьего трамвайных депо Барнаула усиленно готовились к предстоящим испытаниям: учили правила технической эксплуатации этой внушительной техники, решали задачи по соблюдению правил дорожного движения, отрабатывали приемы «высшего пилотажа» при управлении трамваем.

На линии старта зам. начальника депо №3 Наталья Хаметзянова отправляет в путь участника под номером 6, включает секундомер и связывается по рации с судьями на финише. На трассе всего в 800 метров водитель трамвая должен выполнить несколько заданий: двигаться с разными скоростями от пяти до 40 километров, сделать экстренную остановку, выйти из вагона и перевести стрелку, объявить по радио следующую остановку, точно затормозить у линии финиша, открыть двери. Покидая вагон, проверить все ли механизмы и электропитание отключены. На все эти упражнения Дмитрий Виллисов (№6) затратил 3 минуты 39 секунд.

Соревнования продолжились, а я обратилась к их главному судье и главному ревизору по безопасности движения «Горэлектротранса» Николаю Петряшину с просьбой подвести итоги предыдущего дня, когда водители демонстрировали свои теоретические знания.

- Сначала был экзамен по правилам дорожного движения, такой же, как у водителей автомобилей, сдающих на права: за 20 минут на компьютере нужно правильно ответить на 20 вопросов. Потом жюри выявляло, насколько участники конкурса могут культурно обслуживать пассажиров, объявляя остановки, зачитывая обращения о порядке проезда, его стоимости, забытых вещах, вежливом отношении к инвалидам и детям, рассказывая о маршруте и достопримечательностях города. Целый список требований пришлось им выполнить в соревнованиях на знание устройства трамвая, правил технической эксплуатации, основ безопасности движения, трудового законодательства и охраны труда. К концу дня определились лидеры: Валентина Березовская, Александр Логвиненко, Ольга Козлова. Но решающий день сегодня, когда проверяется мастерство вождения трамвая, - подчеркнул Николай Александрович.

Когда я спросила у Петряшина, где в Сибири самые лучшие водители трамваев, он тут же ответил: «В Барнауле. Даже не сомневайтесь. В позапрошлом году в городе Липецке на всероссийских соревнованиях из 32 участников мы заняли третье место. А прежде – шестое. Выше нас из сибирских городов никто не пробивался. Мы уделяем много внимания технической подготовке водителей, на предприятии свои учебные классы».

А вот окончательные итоги конкурса профессионального мастерства водителей трамвая. Первое место завоевал молодой водитель депо №3 Александр Логвиненко, который также отмечен в номинации «Профессиональные навыки», второе поделили его коллеги Валентина Березовская и Ольга Козлова. Третьи места присудили Елене Ксенченко, Татьяне Загайновой (депо №1) и Наталье Давыдовой (депо №3).

В номинации «Культура обслуживания» лучшим признан Максим Логинов, «Приемка вагона» – Елена Минакова (депо №3), «Теоретические знания» - Илона Вуксанова, «Знание правил дорожного движения» - Юлия Боченкова (депо №1). Победителей поздравили заместитель главы администрации Барнаула по дорожно-благоустроительному комплексу Анатолий Воронков и директор МУП «Горэлектротранс» Александр Семыкин, которые вручили им почетные грамоты, благодарственные письма и ценные подарки.

Кстати
Трамваи в России сегодня курсируют в 23 городах, в том числе в Сибирском федеральном округе: в Бийске, Томске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Кемерово, Новокузнецке, Прокопьевске. В некоторых городах европейской части России, например, в Архангельске, закрыли, но, говорят, что уже снова хотят восстанавливать этот экологичный вид транспорта. Трамваи популярны и в развитых западных странах: Франции, Бельгии, Чехии и некоторых других.

Фоторепортаж