Лён ты мой кудрявый

Продукция алтайских производителей выходит на мировой рынок. Но есть проблемы

00:00, 15 июля 2011г, Общество 5128


Лён ты мой кудрявый Фото №1

С шестидесяти до ста тысяч гектаров увеличились в этом сезоне в Алтайском крае посевы льна-кудряша. В Главном управлении сельского хозяйства полуторный рост площадей, занятых под эту культуру, объясняют хорошей конъюнктурой рынка льняного масла и семян. Но вырастить урожай – полдела. Надо еще его переработать в качественный продукт и продать, уточняет директор научно-производственного объединения «Алтайский лен» Анатолий Попов.

По непроторённой дороге

Сегодня крестьянам выращивать лен-кудряш очень выгодно. Себестоимость полученного зерна – 5-6 тыс. рублей за тонну, а рыночная цена в прошлом году повысилась до 15-17 тысяч. И проблем с реализацией нет. По словам одного из ведущих производителей семян льна в крае Владимира Болотова (Алейский район), такого спроса он не помнит давно. Уже сейчас к нему обращаются посредники и напрямую иностранные компании и предлагают купить будущий урожай.

Лет пять назад, когда в Европе пристрастились заправлять салаты льняным маслом и спрос на него повысился, в России масло в промышленных масштабах не производили. Алтайский предприниматель Анатолий Попов одним из первых понял выгодность этого бизнеса.

- Мы закупили элитные семена льна и в качестве товарного кредита раздали их фермерам с условием, что они будут с нами рассчитываться урожаем, - вспоминает он. - Таким образом образовалась ассоциация «Лен Алтая», в которую постепенно вошли сельхозпроизводители 15 районов края.

Параллельно подтянули к делу науку. В Алтайском аграрном университете масличным льном занималась доктор сельскохозяйственных наук Ольга Антонова. Фирма Попова поддержала эти исследования, была даже издана монография «Технология возделывания льна масличного в Алтайском крае».

Для производства масла приобрели в Китае лицензионное оборудование. Разместили его в Волчихе. Технология предусматривала получение масла холодным отжимом, что позволяет добиться хорошего качества.

- Производя масло и посещая с ним международные выставки, мы обнаружили высокую востребованность льняного зерна, - продолжает Анатолий Попов. - Никто об этом в России не знал, жареные семена не производились. Мы стали торговать и зерном.

Директор «Алтайского льна» признается, что пришлось затратить немало сил и средств на продвижение своей продукции, так как она относится к премиальному сегменту (то есть качественная и недешевая).

Если с владельцами местных магазинов понимание нашли сразу, то попасть на полки крупных федеральных сетей оказалось непросто. Правда, благодаря поддержке администрации региона острота проблемы снизилась. Как известно, в этом году создано торгпредство Алтайского края в Москве, которое работает с продвижением нашей продукции на всероссийский рынок. И там удачно воспользовались интересом интернациональной сети «Метро» к Алтайскому краю и договорились, что некоторые наши продовольственные товары будут присутствовать в этих магазинах.

«Алтайскому льну» удалось наладить торговлю в нескольких странах Европы, в Саудовской Аравии и даже Египте, на родине льна. Ведут переговоры с другими странами.

Скептики объясняют интерес к алтайским семенам на внешнем рынке тем, что мировой лидер по производству продукции из льна-кудряша – Канада увлеклась генно-модифицированными сортами. Из-за этого помешанные на экологии европейцы в прошлом году не покупали канадское зерно.

Попов же верит, что иностранцы оценили высокое алтайское качество. Плюс свою роль сыграла грамотная работа дистрибьюторов. В фирме создан международный сектор продаж, который возглавляет специалист с западно-европейским образованием.

- Сложно найти хорошие кадры, - констатирует Анатолий Владимирович, - но еще сложнее найти хорошие кадры, которые бы умели продавать.

А наше мягче

Три года назад владельцы «Алтайского льна» задумались, как использовать солому, которая остается после уборки урожая. Ее сжигают, хотя по аналогии с льном-долгунцом, видимо, можно было перерабатывать в короткое волокно, а затем изготавливать нетканые материалы.

- Не зная, куда мы засунем голову, решили освоить сложный производственный бизнес, - вспоминает Анатолий Попов. - Причем ставили цель не столько получения прибыли, сколько сплотить фермеров вокруг общего дела.

Нашли инновационную технологию переработки соломы в короткое волокно. Патент приобрели у Института химии растворов РАН (г. Иваново). За эту разработку ивановские ученые получили в 2007 году Гран-при на специализированной выставке в Бельгии.

В итоге в Волчихе в основном за кредитные деньги в феврале прошлого года был построен производственный цех по переработке соломы в короткое волокно.

Оснастили его российским и немецким оборудованием. В марте полученное волокно отвезли в Германию, где на одном из предприятий текстильной промышленности из него получили утеплитель для домостроения и другие нетканые материалы для автомобильной промышленности.

Их потом демонстрировали на нескольких европейских и российских выставках. Всюду получали, по словам Попова, хорошие отзывы и предложения о сотрудничестве.

Главная фишка, или, правильнее сказать, отличие ивановской технологии от прототипов, в том, что она позволяет перерабатывать солому масличного льна, в то время как заграница использует лен-долгунец. Нетканые иглопробивные материалы из масличного льна получаются чище и мягче из-за меньшего присутствия примеси – костры.

В поиске кредитных ресурсов

Убедившись, что из их волокна на немецкой линии выходит хороший продукт, владельцы «Алтайского льна» решили приобрести аналогичное оборудование. Немцы оценили заказ в 3,3 млн. евро. Деньгами помог Алтайский банк Сбербанка, открыв кредитную линию. И дело пошло. К настоящему времени половина оборудования уже изготовлена и смонтирована на производственной площадке под Барнаулом (бывшая территория мебельной фабрики «Форант»).

Но с прошлого года проект находится в подвешенном состоянии. Анатолий Попов не называет причин, говоря лишь, что получить деньги под создание инновационной продукции очень сложно. Все-таки риски серьезные: производство новых строительных материалов – это не торговля горячими пирожками.

Возможно, причина кроется в реформировании Алтайсбербанка в отделение Сибирского банка Сбербанка. Так или иначе, проект застопорился. Но в СМИ появилась информация о том, что «Алтайский лен» привлек иностранного партнера Vitala Group, готового вложить в строительство фабрики по производству огнезащитного утеплителя 85 млн. долларов.

Анатолий Попов уточнил для «АП», что представители Vitala Group познакомились с производством, затребовали все финансовые документы и сейчас их изучают. В случае положительного аудиторского заключения предполагается выделение долгосрочного кредита под 6 % годовых. При этом инвестиции будут страховать, так как залоги иностранцев не интересуют.

Жалко, что сейчас, в разгар строительного сезона, когда каждый день дорог, на недостроенной фабрике тишина. Продукция не выпускается, а проценты за ранее полученные кредиты приходится платить. Благо администрация края компенсирует их в размере двух третей ставки рефинансирования (на сегодня это 5,5%).

Надо отдать должное новому руководству Алтайского отделения Сибирского банка Сбербанка. Управляющая отделением Татьяна Черникова провела серьезную экспертизу проекта. И в настоящее время решается вопрос, как помочь «Алтайскому льну» со строительством фабрики. Конечно, было бы желательно выйти на проектное кредитование, когда и тело кредита, и проценты по нему возвращаются заемщиком после того, как производство начнет приносить выручку. Пока же, как выразился Анатолий Попов, «разговор идет о разработке условий финансирования, позволяющих нам нормально работать».

А если бы не было проблем с инвестиционными ресурсами, то красную ленточку на воротах фабрики можно было бы разрезать в конце текущего года.

Фоторепортаж