Живое тепло веков

00:00, 01 июля 2011г, Общество 3570


Живое тепло веков Фото №1

Бийчанин Александр Мартынов – один из пяти первых ремесленников, которым присвоено звание «Народный мастер Алтайского края» – родился на дальней окраине страны, в городе Александров-Сахалинский. Затем жил и работал в разных дальневосточных и сибирских уголках. Окончил физмат Томского педагогического института. Потянуло на приключения, захотелось испытать себя в трудных условиях – оказался в якутском поселке Депутатский. Только через 18 лет перебрался оттуда на материк – в алтайский город Бийск.

Здесь жили родители его жены, с которой он познакомился и поженился еще в вузе. Тесть очень удивился, когда из Якутии на товарную станцию Бийск пришел целый контейнер… с костями. Но зять успокоил родственника: это бивни мамонта для его хобби – художественной резьбы…

Это сейчас все можно купить в магазинах. А лет 30-40 назад даже обычная мебель, не говоря уж о сложной технике, была дефицитом. Приглашение «мужа на час», чтобы повесить гардину или люстру, считалось нехорошим тоном. Обладание же разнообразными трудовыми навыками позволяло скрашивать советский быт да и экономить семейный бюджет. Такие умельцы, как Александр Николаевич, своими руками из рухляди собирали автомобили, делали ремонт, ладили умные бытовые приборы. К примеру, кухонному гарнитуру Мартынова уже четверть века, а он и сегодня выглядит современно и свежо. Чего ж удивляться: хозяин-то имеет до десятка свидетельств о высшей трудовой квалификации: столяр, плотник, слесарь, электрик...

- Правду говорят, что Север сжигает? – спрашиваю.

- Нет, он завораживает. Придает сил.

- А почему многие рано или поздно уезжают оттуда?

- Пока работаешь – востребован. А после выхода на пенсию делать там нечего. Ведь в Заполярье нет дач. Есть, правда, охота и рыбалка, другие увлечения. По сей день, например, употребляю строганину. Выбираться на материк пришлось еще и потому, что уехали почти все твои друзья. Когда я засобирался с выездом, из 15 тысяч жителей поселка Депутатский оставалось лишь три.

Но я благодарен судьбе, что пожил в Якутии.

19-е ремесло

Резьба по бивню мамонта, по подсчетам самого Александра Николаевича, – 19-е ремесло, которым он владеет. Речь идет об увлечениях - без учета профессиональных специальностей…

Первые хобби, как водится, у него были мальчишеские. Например, выпиливание лобзиком. Потом по случаю приобрел наборчик для изготовления линогравюр. Из старого куска линолеума с помощью резцов, туши, толстого стекла, копирки, кальки, деревянной дощечки, чайной ложечки, кнопок и маленьких гвоздиков удавалось изготовить черно-белую гравюру. Затем освоил разные виды резьбы: геометрическую, объемную, скобчатую, плоскорельефную… Вполне профессионально работал на токарном станке, занимался инкрустацией по дереву и металлу, корнепластикой и чеканкой – повальным увлечением советской поры, когда сырье: медные, латунные и алюминиевые пластины можно было легко достать, - плетением из соломки, мозаикой кракле (картины из скорлупы и маркетри – это когда наборы из тонкого шпона экзотических древесных пород склеивают между собой по кромкам в виде рисунка или орнамента). Когда занимался ремонтом горно-рудной техники на оловянном прииске, всерьез увлекся кузнечным делом.

Теперь об этом забавно вспоминать, но так было: как только достигал высот профессионализма – переходил к занятию другим ремеслом.

А еще в юности в Александре Мартынове проявился талант барда: писал стихи, сочинял к ним музыку, исполнял собственные произведения под гитару. Особенных бардовских высот не достиг – для этого, пожалуй, надо жить в больших городах. Но в составе концертных бригад и спортивных команд (он еще и кандидат в мастера спорта по настольному теннису) объездил почти все Заполярье.

Изготовленные собственными руками изделия щедро дарил друзьям и знакомым. А умения не скрывал, делился ими с теми, кому это было интересно. Когда работал учителем в поселковой школе Депутатского, восемь лет возглавлял кружки резьбы по дереву и кости, 15 лет вел студию игры на гитаре и почти столько же – секцию по настольному теннису.

И это – точная примета

К занятиям резьбой по бивню мамонта приходил постепенно. Как-то на досуге сложил на собственной кухне из красного кирпича камин, украсив его коваными металлическими деталями и чеканкой. Вечерами здесь играла музыка, потрескивали дрова, отбрасывая длинные ломаные тени, а на улице – минус 50 градусов. Уютное пристанище было популярным в затерянном в снегах поселке. Многочисленные друзья любили водить сюда гостей с материка: пели песни под гитару хозяина, делали шашлык из оленины и рыбью строганину, мечтали, делились новостями.

Один из друзей – Владимир Цыганков – между прочим, автор пищевой добавки «цыгопан», которую готовят из рогов северного оленя, - как-то подарил Мартынову брелок, вырезанный из бивня мамонта. Так впервые Александр Николаевич заинтересовался этим материалом. И, что называется, зацепило. Цыганков же привез ему небольшую бормашину, предназначавшуюся для стоматологических кабинетов: без нее резчик по кости как без рук.

И теперь мастер благодарит Бога, что увлекся этим ремеслом. Так уж устроен Александр Мартынов, если чем увлекся – забрасывает прежние занятия. К примеру, для изготовленного им ножа с резной ручкой из бивня мамонта требуется деревянная подставка. Казалось бы, какая трудность?! Ведь он сам десятки лет работал с деревом. Но теперь ему уже не хочется терять времени на ее изготовление – проще заказать друзьям.

Бивень тверже, чем дерево, обработка – труднее, а вот уже дюжину лет тянет Мартынова только к нему. Дерево-то можно и вручную резать, а кость – почти невозможно. Тем не менее Мартынов считает бивень мягким материалом. Хотя за годы увлечения резьбой он сменил уже с десяток бормашин. А сколько использовал резцов – и вовсе сосчитать невозможно. Они – фигурные, заточить их невозможно, а тупятся довольно быстро.

Работа у него лучше спорится, когда в деле сразу несколько сюжетов – до десятка. Потому что занятие с одним изделием надоедает, глаз замыливается.

И еще – точная примета истинного, всепроникающего увлечения: раньше, когда занимался резьбой по дереву, любил слушать записи песен Владимира Высоцкого и Александра Розенбаума, а теперь даже не слышит музыки, рвущейся из магнитофонного динамика.

Энергия тысячелетий

Лет 30 назад, когда Александр Мартынов работал на вскрышных работах оловянного рудника, бульдозер нередко выворачивал бивни мамонта из вечной мерзлоты. Однако применение этим удивительным находкам было рутинным: на них рубили дрова. В лучшем случае привозили в музей. Случалось видеть бивни в тундре, особенно у обвалившихся берегов водоемов. Немногочисленные мастера аборигены-якуты изготавливали из них крохотные скульптурки животных и людей, амулеты и сувениры.

Бивни мамонта добывают в Якутии, на Колыме и Чукотке, иногда они попадаются и на Алтае. Они залегают, как правило, на глубине 20-30 метров в вечной мерзлоте. Но порой выходят на поверхность земли.

Окраска, как правило, снаружи темная, но после очистки открываются другие тона – от почти белого до шоколадного. Тонкий слой наружной проморенной эмали называется коркой. Ее нередко используют для рельефной резьбы или в качестве подставки для основного изделия.

За тысячелетия соли различных металлов окрасили бивни. Коричневый или черный цвета им придают соли железа, синий и зеленый оттенки – меди. Высоко ценится натурально природное потемнение материала с сетчатым рисунком на торцевом круглом срезе. Он может быть как едва заметным, так и хорошо читаемым. Изредка в кости встречаются цветные вкрапления, что также высоко ценится специалистами.

Александр Мартынов отправил из Якутии в Бийск целый контейнер с полутонной бивней, которые в основном дарили ему в благодарность за его изделия. Хранился этот драгоценный материал у тестя в сарайке, но пожар почти лишил резчика сырья – теперь приходится покупать на выставках и изготавливать в основном малые формы.

Работы алтайского мастера известны во многих странах мира и хранятся в художественных коллекциях России, Кореи, США, Израиля, Германии, Польши. Их приобретают жители и гости Алтая на выставках, в художественных салонах, в «Туриной горе» и в сувенирных лавках на Чуйском тракте.

Я читал восхищенные отзывы египетских экспертов о выставке работ нашего земляка, развернутой в феврале 2004 года в Российском центре науки и культуры в Каире. На ней были представлены высокохудожественные произведения из бивня мамонта: миниатюрные скульптуры, шкатулки, броши, браслеты, серьги и другие украшения.

Нередко посетители выставок интересуются Алтаем – Александр Николаевич готов часами рассказывать о городе Бийске, выросшем из крепости, Алтайских горах и замечательных земляках. Многие поначалу не верят, что статуэтки и сувениры вырезаны из настоящего бивня. «Но ведь мамонты вымерли давным-давно!» - восклицает иной посетитель художественной выставки. «Однако бивень отдает людям живое тепло», - твердит резчик по кости.

Создание изделий из резной кости имеет давние традиции. В Древней Руси это искусство было распространено еще в Х веке. Особенно им увлекались северные народы. Умели резать по кости даже императоры, например, Екатерина II. Мастера использовали останки не только мамонтов, моржей, оленей и слонов, но и домашних животных – цевку.

Еще древние люди замечали, что тех, кто носит украшения из бивня мамонта, отличает хорошее здоровье. Считается, что полированные изделия при прикосновении к телу человека препятствуют проникновению в него черных сил зла. Ученые объясняют это явление тем, что бивни, пролежавшие в почве от 10 до 40 тысяч лет, подвергаются воздействию мощных магнитных полей. Потом они отдают накопленную энергию человеку, обладающему предметами из этого материала.

Недаром специалисты называют этот необыкновенно красивый и пластичный материал живым. Ведь по большому счету цивилизация прошла на его фоне, и он в итоге накопил энергию.

Вот и мой собеседник в ходе встречи не раз произносил сакральные слова: «энергетическая подпитка», «сумасшедшая энергетика», «живое тепло веков».

г. Бийск.

Фоторепортаж