Города-призраки. Статусом не вышли…

Нескольким крупным населённым пунктам края намеревались присвоить имена героев, революционера, космонавта и российского премьера

00:00, 03 июня 2011г, Общество 4212


Города-призраки. Статусом не вышли… Фото №1

Почему этого не случилось?

Тальменка – Лебедянск – Тихонов

Среди административных центров сельских районов края Тальменка, пожалуй, единственный населённый пункт, который на рубеже веков сохранил статус посёлка городского типа. Тогда, чтобы обеспечить бюджетников сельскими льготами, стали сёлами сразу почти два десятка бывших п.г.т. и р.п.: Акутиха, Алтайский, Боровиха, Боровлянка, Быстрый Исток, Волчиха, Колывань, Кулунда, Михайловский, Научный Городок, Октябрьский, Павловск, Поспелиха, Топчиха, Троицкое, Черёмное и Шипуново. Дольше всех держались Тягун – до 1999 года и Бурсоль – до 2003-го. Ряд п.г.т. вошел в состав городов Барнаула, Бийска и Новоалтайска.

Но Тальменка выстояла. Хотя, как сообщала 17 октября 2006 года газета «Алтайская правда», на сессии поселкового совета депутаты поднимали вопрос об изменении статуса посёлка на село. Причины выдвигались чисто экономические: мол, жить будет легче, проще и дешевле. Поселковые депутаты единодушно проголосовали за это, хотя представители районной власти противились переменам. Между тем подняли голос и сами тальменцы, многие из которых выступали категорически против изменения статуса. В итоге на сессии райсовета решение коллег из поссовета о преобразовании Тальменки в село было отклонено.

Мне рассказывали, что тальменские юристы сумели найти брешь в законодательстве, которая позволила выплачивать работникам бюджетной сферы рабочего посёлка льготы, полагающиеся их сельским коллегам (половинные тарифы за пользование жилищно-коммунальными тарифами, бесплатное обеспечение углем, подписка на методическую литературу).

Тальменский район, раскинувшийся на площади без малого в четыре тысячи квадратных километров, по данному показателю занимает первое место в Алтайском крае среди сельских и муниципальных образований. А в самой Тальменке по состоянию на 1 января 2010 года проживают 20 тысяч 626 жителей – больше, чем в других аграрных райцентрах региона, а также в городах Яровое, Горняк, Белокуриха, Змеиногорск, ЗАТО «Сибирский».

Как рассказал мне 92-летний Степан Коротич, который в советский период много лет возглавлял поселковый совет Тальменки, о необходимости преобразования посёлка в город говорили почти три десятилетия – с 1960-х по 1980-е годы. Но дальше дело так и не пошло.

Мария Озерова, председатель совета ветеранов района, утверждала, что подоплёкой вопроса было плохое обеспечение жителей товарами и услугами. В сельской местности торговлю в дореформенный период осуществляла исключительно потребительская кооперация. Но в магазинах райпо был большой дефицит, недоставало не только продуктов питания, но и товаров широкого потребления – от зубных щеток до телевизоров и автомобилей. Особенное недовольство снабжением выражали пенсионеры Тальменки. Они остро ставили вопрос об обеспечении молоком и мясом на уровне горожан, который тогда обеспечивала гос-торговля.

Людмила Блудова, бывшая сотрудница Тальменского РК КПСС и до недавнего времени – заместитель главы администрации района, вспоминает, что даже получала задание от первого секретаря райкома Андрея Цигулёва: если посёлок переименовывать в город, то какое следует дать ему имя? Тогда родилась идея назвать его Лебедянск или Лебединск – от фамилии Героя Советского Союза Виктора Лебедева, который родился в селе Новоперуново и погиб на войне.

Директор районного краеведческого музея Людмила Смирнова сказала, что были и иные варианты названия поселения. Ведь Тальменка дала десяток Героев Советского Союза и четырёх полных кавалеров ордена Славы.

Серьёзно обсуждался, например, вариант переименования Тальменки в город Тихонов. В начале прошлого века, после окончания Барнаульской учительской семинарии, Николай Тихонов некоторое время учительствовал в Тальменке, затем переехал в Барнаул, работал учителем в школе Бобровского Затона, вместе с Елисеем Дрокиным создал здесь марксистский кружок. После захвата власти в Барнауле белогвардейцами в июне 1918 года оба революционера ушли в подполье, но 28 июня были арестованы и по дороге в тюрьму убиты «при попытке к бегству». Их останки покоятся в братской могиле на аллее центрального проспекта Барнаула, а имя Николая Тихонова носят улицы в Тальменке и в краевом центре.

Но так и осталась Тальменка Тальменкой – крупнейшим посёлком городского типа на Алтае.

 

Кулунда и Степноозёрск

Слово «кулунда» современники расшифровывают как «жеребёнок в траве». В словарях можно также найти переводы, близкие по смыслу: «кулан» с казахского – «жеребёнок», «дала» по-тюркски – «степь», а ещё «изобилующая жеребятами», или кул-анда — «далёкие озёра», «озёрный край».

У казахов – коренных жителей Телеутской (Кулундинской) степи, есть легенда об этом суровом степном крае. «Шайтан, изгнанный богом из рая, летел над Кулундой. Возмущённый однообразием местности и её безлюдностью, он возгорелся злобой и, желая сделать неприятное творцу, плюнул. Тысячи брызг полетели на землю, и там, где они упали, образовались горько-солёные озёра, а где падали слёзы его раскаяния, стали озёра пресные.

До массового заселения Телеутской степи на рубеже XIX- XX веков тут жили кочевые народы. Кулунда же, как пристанционный посёлок, появилась лишь в 1918 году в ходе строительства железной дороги. Главным стимулом к развитию степной инфраструктуры стал пуск в эксплуатацию в 1924 году стальной ветки Славгород-Кулунда-Павлодар. Ещё через 14 лет, в июне 1938 года, районный центр из села Новокиевка был перенесён на станцию Кулунда. К этому времени здесь уже жили 3353 человека. Однако дальнейшее развитие региона сдерживалось из-за отсутствия прямой железнодорожной связи с Барнаулом. Строительство этой ветки началось в 1917 году, не прекращалось даже в годы Гражданской
войны, но стальные рельсы соединили Кулунду со столицей края лишь 19 марта 1954 года.

В 1940 году Кулундинский райисполком предпринял попытку отнесения районного села с населением 5139 человек к категории рабочих посёлков. Но Президиум Верховного Совета РСФСР не удовлетворил это ходатайство. Но в мае 1944 года Кулунда стала посёлком городского типа.

Соседней железнодорожной станции Карасук, которая до августа 1944 года входила в состав Алтайского края, повезло больше: годом раньше она стала рабочим посёлком, а в 1954-м получила статус города. Сейчас в Карасуке проживает 31 тысяча человек, а в Кулунде, которая в феврале 1992 года преобразована из рабочего посёлка в село, – в два раза меньше.

 

Могла быть и другая история

По итогам изысканий, проведённых в 1931-1932 годах экспедицией Академии наук СССР, и на основе материалов Кулундинской научно-исследовательской станции учёный А. Николаев в 1935 году издал в Новосибирске солидную научную монографию «Кулундинские соляные озера и пути их освоения». В ней он восхищался удивительными промышленными перспективами использования солей Кулунды: «намечаемые на ближайшие 5-7 лет масштабы ежегодной добычи порядка: 1,0 млн. тонн мирабилита, 500 000 тонн поваренной соли, 50 000 тонн соды, 1000 тонн брома может дать Кулунда, и наша задача – показать путь к их освоению».

Третий пятилетний план СССР (1938-1942 годы) предусматривал развить в Кулунде ряд новых предприятий на солёных озерах, первым из которых должен был стать сульфатный завод на озере Кучук. Это предприятие близ Благовещенки с посёлком Степное Озеро позже появилось, а вот завод минеральных удобрений так и не был построен.

Троицкое - Титовск

В письме в «Алтайскую правду» Алексей Завьялов, заместитель директора Алтайского государственного профессионально-педагогического колледжа в райцентре Троицкое, сообщил, что «в 1916 году село Троицкое создавалось с перспективой вырасти в город. А тот в свою очередь должен был стать центром лесопереработки и лесной торговли Алтайского округа. При планировании посёлка предусматривалась очень плотная (подобная городу) застройка, практически не отводились участки под огороды. Да и первые жители села Троицкого в основном занимались промыслами, ремеслом, торговлей, работали на железной дороге… Всего за десять лет из небольшого станционного посёлка, выросло крупное торгово-промышленное село».

Появление этого населённого пункта связано с пуском в 1914 году железной дороги Чесноковка (Новоалтайск) – Бийск, проходящей через современный Троицкий район. А 27 мая 1924 года пристанционный посёлок стал центром Большереченского района, в 1930 году переименованного в Троицкий.

Есть свидетельства о том, что ещё летом 1905 года на месте нынешнего райцентра в долине реки Большая речка первопоселенец Соснин построил лесной разъезд. Потом к нему стали подселяться другие. В июне 1915 года сход жителей граждан учредил престольный праздник – Троицын день, а Соснинскую заимку решено было впредь именовать селом Троицким. По другой версии наименование села якобы идёт от фамилии одного из первопоселенцев, сына священника Троицкого, больного туберкулёзом, который жил на здоровом месте.

За годы Советской власти неоднократно предпринимались попытки переименования Троицкого. В 1925 году на заседании Троицкого сельсовета предложили назвать село именем ныне безвестного Кириченко, в 1927 году – переименовать в Красино – в память умершего во Франции полпреда СССР, в 1939 году – в посёлок Ленинск, чуть позже – имени Чкалова. Однако ни одно из этих названий не прижилось.

По сведениям Алексея Завьялова, ещё одна попытка не только переименования, но и преобразования Троицкого в город предпринималась в начале 1960-х годов. В ту пору произошло так называемое укрупнение территорий, Троицкий район охватывал и часть современных Первомайского и Косихинского районов, включая родные места второго космонавта планеты Германа Титова. Вот и появилась идея переименовать посёлок городского типа Троицкое в город Титовск. Правда, документы, свидетельствующие о предполагаемых переменах, ни Завьялову, ни мне неизвестны. Мои собеседники – Геннадий Егоров, редактор журнала «Времена года», работавший в 1960-х годах первым секретарем Троицкого райкома комсомола, Галина Парошина, директор мемориального музея Германа Титова в селе Полковниково, Тамара Балахнина, бывшая директор Косихинского краеведческого музея, также их не видели, хотя о предполагаемом переименовании Троицкого в Титовск припоминают.

(Предыдущие очерки цикла «Города-призраки» см. в «АП»
24 сентября, 8, 15, 22, 29 октября, 26 ноября, 10, 17 декабря 2010 года, 21 января, 4, 11, 25 февраля, 22, 29 апреля, 13 мая 2011 года).

 

Славгород - Столыпинск.

Фоторепортаж