Парадигмы Свиридова

27-летний бийчанин написал и издал несколько книг, учится в аспирантуре, занимается историческими реконструкциями и возглавляет семейную артель ремесленников

00:00, 20 мая 2011г, Общество 2189


Парадигмы Свиридова Фото №1

Как же соотносятся в его творчестве дохристианские славянские боги, молодежные субкультуры, романы Ивана Тургенева и ролевые игры?

Такие разные интересы

Так получилось, что Станислав Свиридов еще будучи студентом удивлял не только сокурсников, но и преподавателей широтой и разносторонностью интересов. Но увлечения увлечениями, а у него к 27 годам уже многое получилось: пишутся и издаются книги, причем по разнообразной тематике, продолжается работа над кандидатской диссертацией, есть масса других проектов, как реализованных, так и пока лишь намеченных.

Сам Станислав определил для себя три основные творческие парадигмы. Хотя «если по жизни» – их оказалось больше. Это – диссертационная работа, тему которой можно сформулировать как сны в произведениях Ивана Тургенева – по-научному это звучит сложнее: художественная гипнология в романном наследии… Среди фундаментальных установок молодого исследователя также изучение славянского язычества до принятия Русью христианства, а также молодежные субкультуры.

На первый взгляд, это темы, отстоящие очень далеко друг от друга. По мнению же моего собеседника, это и так, и не так. Коллеги-ученые, например, считают, что творчество Тургенева и славянское язычество имеют какое-то соприкосновение, но не более того, а вот изучение молодежных субкультур стоит уж совсем особняком.

Кстати, с недавних пор Станислав ведет на одном из радио-каналов передачу «Субкультурное досье».

Темой символизма славян Станислав начал интересоваться лет пять назад, будучи студентом. И вскоре после окончания вуза вышел самиздатом первый тираж книги под названием «Словарь славянских символов». По сути дела, это вовсе даже не словарь, а энциклопедия – с мифологемами, мифологическими персонажами, в том числе богами, зверями и низшими существами. В издании рассматривается история возникновения письменности на Руси, приводятся примеры календарно-праздничных систем. А глава о символах и знаках славян оказалась первым в стране систематизированным собранием по данной проблеме. Потом книга претерпела существенные изменения, трижды переиздавалась в издательском доме «Бия». Причем при материальной поддержке этого издательства, что является редкостью для нашего края. Тиражи быстро разлетались. Сейчас автор продал права на книгу московскому издательству «Велигор», где в ближайшее время ожидается выход издания в свет.

А для санкт-петербургского издательства «Крылов» им написана книга «Славянское язычество. Наследие предков», которая скоро будет опубликована трехтысячным тиражом.

 

Как славяне славянам

Сейчас Станислав Свиридов практически завершил работу над еще одной книгой – «Лики славянских богов». Предполагается, что она выйдет в этом году в виде полноцветного глянцевого альбома в издательском доме «Бия».

По словам автора, он рано понял, что тема поиска корней, всего того, что было на Руси до крещения, очень востребована. Потому что за 1000 лет православия нормы и грани язычества стерлись, потускнели и подзабылись.

Сознание наших предков существенно отличалось от миропонимания современного человека. Это были совсем иные люди, с собственным видением мира: по-другому воспринимали саму жизнь, ее звуки и цвета. Они, дети природы, верили в реинкарнацию, перерождение. Когда сжигали на кострах умерших, полагали, что ушедшие в мир иной возродятся снова и на этом свете, что находило отклик и в мифологии. Славяне не боялись смерти. В некоторых сражениях воины участвовали в бою совершенно обнаженными, чтобы предстать перед богами чистыми. Северные народы поныне различают несколько сотен оттенков снега, современных японских детей учат отличать 250 цветов, а российских – 12 – 16. Мы видим только то, что нас научили видеть. По-иному воспринимались и звуки. Например, в пении широко использовалось многоголосие, сейчас же собственно голоса забивает музыкальное сопровождение. Очень показательно отношение древних славян ко времени. Наши пращуры чаще ходили друг к другу в гости, больше общались вживую, ценили время и любили его. Сейчас оно пролетает быстро. Человеческая жизнь скоротечна, хотя современный человек живет значительно дольше, чем древние люди.

И еще один проект, который Свиридов надеется завершить в скором времени, – «Родноверие в вопросах и ответах». Слово «род» здесь – это имя языческого бога – прародителя славян, а с 2005 года – самоназвание людей, интересующихся славянским язычеством. Сама же будущая книга предназначается для наших современников – тех, кто желает понять славянское язычество. Станислав уже написал ответы на 48 из 55 вопросов.

 

Пантеон богов

Пантеон славянских дохристианских богов, объясняет Свиридов, по сути, генеалогическое древо. Во главе его стоит Род – бог богов, бог-демиург, бог-прародитель. По мнению многих исследователей, он являлся основным, верховным славянским божеством, творцом Вселенной, истоком всему. До христианизации Земли его чтили все народы, населяющие нашу планету. Это отразилось
в генотеизме, когда признаются многие боги, но среди них выделяется один, главный, которому особо поклонялись. Но, естественно, у каждого народа имя верховного бога было свое.

Славянский бог-покровитель Род был отцом Сварога и Лады. Кроме них к поколению богов-отцов (матерей) относят Дыя и Макошь. Представителями сыновьего, второго поколения, или сварожичей, являлись Перун, Велес. Внуками богов, третьим поколением, – Дажьбог, Ярило и Хорс. Принято считать, что русичи произошли из потомства Дажьбога. То есть в сознании древних утвердилось понимание, что они потомки богов.

Всего же в пантеоне насчитывалось 42 бога. Еще в нем присутствовало свыше двух десятков существ и духов, таких как ангел, бабай, банник, барабашка, бес, водяной, вурдалак, домовой, леший и другие низшие мифологические персонажи. Ну и, конечно, герои сказаний: Святогор, Микита Селянинович, Вольга Святославич…

Все боги, существа, духи и герои делились на светлых и темных, а боги – еще и на лунную и солнечную династии. Каждый из них в представлениях древних славян выполнял те или иные функции. К примеру, Сварог покровительствовал браку, кузнечному делу и ремеслам, Семаргл был богом урожая, Лада считалась богиней любви, Макошь потворствовала судьбе, Мара – смерти, болезням, холоду и злу, Жива – жизни и весне, плодородию, рождению, Велеса считали покровителем торговли и зверей, Ярило был богом весны, веселья и эроса, а Дажьбог – лета и счастья…

 

Игры – это серьезно

Будет неправильно представлять Свиридова только ученым- книжником. Хотя бы потому, что прошлым летом он открыл серию ролевых реконструкционных игр в селе Лесном под Бийском. Там на большой поляне построили городок, смоделировали обстановку древних славян. Участники игры делали сами и приобретали соответствующие реквизиты из экологически чистого и аутентичного материала.

В августе прошлого года Станислав Свиридов в качестве сценариста, мастера игры и волхва провел действо под названием «Ярмарка Перуна». Нынешним летом серия игр под общим названием «Княжество Светлоорье» намечена на 25 июня и будет называться «Купальская ночь». Игровой день начнется с 12 часов дня и продлится до 8 часов следующего утра. Уже подтвердили участие четыре десятка участников из клубов Бийска и Барнаула, ролевики из других населенных пунктов.

В игре будут участвовать мифологические персонажи в соответствующих костюмах, например, кикиморы и водяной. А еще запланированы боевки, то есть историческая реконструкция боевых действий, поиски кладов, артефактов и, конечно, цветков папоротника в Купальскую ночь. Игра даст возможность молодежи творчески самореализоваться, погрузившись в атмосферу Древней Руси.

По сценарию новая игра – продолжение первой. Мастер игры в этот раз предстанет в ней в новом образе. Некоторые детали предстоящего действа выложены на Барнаульском форуме rpg22.ru (Алтайский сайт ролевых игр), бийском – Интра Бийск intra.biysk.ru, в социальной сети «Контакт» - с фотографиями, описаниями и так далее.

Также неугомонный Свиридов проведет 9-10 июля на турбазе «Конный двор» фестиваль ролевиков «Путь к солнцу», а в конце июля там же поучаствует в общесибирской ролевой игре «Колесо времен».

 

Радогаст

В 2005 году Станислав увлекся и резьбой по дереву. Это ремесло тесно соприкасалось с древней культурой славян, и ему захотелось освоить его. С тех пор заболел народными промыслами. Через некоторое время создал семейную артель «Радогаст». С древнерусского «артель» означает «семейное дело», а Радогаст – славянский бог гостеприимства и торговли, а у западных славян – охранитель городов.

Сейчас очень популярна кедровая посуда – ложки, тарелки... Большой интерес и к предметам славянской тематики: оберегам, славянским идолам, домовым, этнической посуде, авторской бижутерии.

В артель кроме Станислава и его супруги входят еще несколько резчиков. Они для мастера, скорее, ученики, поскольку обязательно проходят обучение, но никак не наемные работники. Потому и получают от 60 до 70 процентов от стоимости изготовленных ими изделий.

Вот уже три года артель имеет собственный сайт «Алтайские сувениры» - с хорошей посещаемостью, постоянными заказами, клиентами по всей России и в ближнем зарубежье.

Это, наверное, еще и потому, что Станислав Свиридов занимается созданием и раскруткой собственных сайтов, которые ведет самостоятельно. На мой вопрос: «Как удается везде успевать?» - отвечает просто: «Потому что мне это интересно!»

- Может, вы знаете ответ и на актуальный вопрос: в чем состоит русская идея? - спросил его напоследок. Он ответил честно: «Я старался ответить на этот вопрос в книге «Славянское язычество. Наследие предков», так как я сравнивал поступки и действия представителей языческого сознания и сегодняшнего, находил различия, но выйти на понимание русской идеи пока не смог: не тот возраст, не тот стаж. Но я стараюсь...»

г. Бийск.

Фоторепортаж