Коррупция: причины и следствия

Предложения администрации края будут учтены при создании государственной контрактной системы Российской Федерации

00:00, 26 апреля 2011г, Политика 2927


Коррупция: причины и следствия Фото №1

Об этом Александр Карлин заявил на заседании антикоррупционной комиссии Алтайского края. На ней был рассмотрен вопрос о предотвращении коррупционных проявлений и создании условий здоровой конкуренции при размещении заказов на поставки товаров, а также выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, в том числе при проведении открытых аукционов в электронной форме. На заседании также обсуждалась эффективность деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. 

Губернатор отметил, что предотвращение коррупционных проявлений в сфере государственных закупок является чрезвычайно важным направлением работы. «Ее качество, - сказал он, - обусловливает конкурентоспособность и инвестиционный климат региона и предопределяет эффективное использование значительной части бюджетных ресурсов». В настоящее время существенная доля бюджетных средств направляется на оплату товаров и услуг, которые используются органами власти для реализации своих полномочий и в том числе для оказания публичных услуг населению.

Чтобы избежать коррупционных проявлений, обеспечен переход к полностью централизованному размещению госзаказа при проведении государственных закупок. Существующая система предполагает проведение торгов в электронной форме, причем Алтайский край одним из первых в стране начал использовать эту технологию при осуществлении государственных закупок. В то же время, по словам губернатора, даже самая современная технология в автоматическом режиме не способна предотвращать коррупционные проявления.

«Министерство экономического развития России, являющееся головным ведомством в организации торгов, и Федеральная антимонопольная служба, которая является базовой контролирующей структурой при реализации требований ФЗ № 94, очень высоко оценивают уровень организации работы по государственным и муниципальным закупкам в Алтайском крае. Регион занимает самые первые места в СФО все последние годы. В то же время существенные достижения не освобождают нас от обязанности во всех случаях обеспечивать полноту мер для предупреждения коррупционных проявлений», - подчеркнул Александр Карлин.

Тем более что порядок при проведении торгов пока далеко не идеальный. По информации прокуратуры края, в прошлом году в этой сфере выявлено 320 нарушений, причем две трети допускаются органами местного самоуправления. А в первом квартале текущего года выявлено более 200 подобных нарушений.

- В 2010-2011 годах прокурорами внесено 78 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 35 человек, - пояснил заместитель прокурора края Сергей Голиков. - Направлено в суд 114 заявлений, привлечено к административной ответственности 15 лиц, возбуждено 9 уголовных дел. В большей степени нарушения законодательства в этой сфере допускаются органами местного самоуправления.

Распространены случаи размещения государственными и муниципальными заказчиками заказов на бесконкурсной основе, изменения первоначальной цены контракта, нарушений при формировании конкурсных комиссий. Такие нарушения выявлены в Завьяловском, Алтайском, Красногорском, Павловском, Панкрушихинском и других районах. К примеру, установлен факт завышения цены при заключении муниципального контракта на ремонт дорожного покрытия в р.п. Благовещенка, при запросе котировок на заключение муниципального контракта по ремонту дорожного покрытия отобрана котировочная заявка с ценой контракта 312 000 руб., а контракт заключен с победителем на сумму 322 тысячи рублей.

Обсуждаемая проблема является очень сложной, говорили члены антикоррупционной комиссии, и ее решение зависит не только от добросовестности государственных заказчиков и организаторов проведения тендеров. Специалисты Федеральной антимонопольной службы и Министерства экономического развития признали, что система госзакупок надежно защищена только от «внутренних» атак и позволяет обеспечить адекватное поведение чиновников. По признанию международных экспертов, качество конкурсных процедур в России занимает одно из лидирующих мест в мире.

В то же время система госзакупок недостаточно защищена от противоправного поведения потенциальных поставщиков товаров, услуг и работ. В качестве примера губернатор привел проведение тендера на поставку томографов. Ситуация развивалась по неблагополучному сценарию, и у органов власти края не было законных оснований для отмены результатов торгов. На повышение стоимости медицинской техники «играли» крупные компании. Администрация края неоднократно обращалась в Министерство здравоохранения и социального развития с предложением изменить порядок торгов. В связи с тем, что приобретается дорогостоящая техника, производителей, которые ее выпускают, можно пересчитать на пальцах. Целесообразно было бы проводить закупки на федеральном уровне по заявкам регионов. Это позволило бы решить сразу несколько проблем: исключить участие в торгах значительного количества посредников, «надувающих» цену, договориться с поставщиками о предоставлении оптовых скидок, выстроить графики поставок, проконтролировать «происхождение» техники.

- В целом необходимо повышать эффективность системы государственных закупок, - сказал Александр Карлин. В частности, интерес представляет опыт крупных торговых сетей, которые строят логистические комплексы с учетом транспортной специфики региона. На этих площадках сосредоточены товары, из которых формируются товарные партии и целевым образом развозятся по торговым точкам – к местам шаговой доступности для потребителей. Схема «товарных партий» позволяет на порядок снизить транспортные расходы, обеспечить экономию операционных издержек. Подобные схемы централизации необходимо использовать и при выполнении государственных заказов.

Высказанные предложения были озвучены на совещаниях в Федеральной антимонопольной службе. Председатель правительства РФ же дал поручения о подготовке пакета нормативно-правовых актов по созданию государственной контрактной системы. В состав рабочей группы вошли представители Алтайского края, их предложения будут учтены при совершенствовании нормативно-правовой базы федерального и регионального уровней. Губернатор также подчеркнул, что в рамках реализации Национальной стратегии противодействия коррупции более заметную роль должны играть созданные комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Такую задачу поставил в январе 2011 года на заседании Совета по противодействию коррупции президент страны Дмитрий Медведев. В целом, по его оценке, этот институт работает недостаточно эффективно.

- Органы исполнительной власти, обладающие контрольными и надзорными полномочиями, должны принимать меры к исключению возникновения конфликта интересов при проведении проверок юридических лиц, с которыми ранее гражданские служащие состояли в трудовых, экономических гражданско-правовых отношениях, - добавил А.Карлин. – Коррупция, с одной стороны - следствие, а с другой стороны - причина серьезной деформации общественного сознания, препятствующая полной реализации конституционной модели социального, правового и демократического государства.

В крае принимаются дополнительные меры, в том числе по раскрытию совершенных коррупционных преступлений. Но самое главное в этой работе – это создание системы мер по предупреждению нарушений. В рамках решений антикоррупционной комиссии комитету администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике рекомендовано принципиально решить вопрос о привлечении к административной ответственности должностных лиц, виновных в размещении заказа в нарушение установленного порядка.  

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж