Модернизация здравоохранения: что нас ждет?

Изменения неизбежны, но они должны быть к лучшему

00:00, 09 апреля 2011г, Общество 2460


Модернизация здравоохранения: что нас ждет? Фото №1

Так считает первый заместитель председателя комитета Государственной думы РФ по охране здоровья академик РАМН Николай Герасименко. По просьбе редакции Николай Федорович делится своими мыслями по поводу модернизации здравоохранения, рассказывает о перспективах начатых преобразований отрасли.

На трех китах

- Изменения в сфере здравоохранения идут в нескольких направлениях. Первое коснулось хозяйственно-правовых форм государственных учреждений, которые на основании ФЗ-83 "Об организационно-правовых формах государственных и муниципальных учреждений" будут разделены на три типа - казенные, бюджетные и автономные некоммерческие. Определяют тип учреждений органы государственной власти субъекта РФ. При этом полномочия по организации здравоохранения и финансирования муниципальных учреждений здравоохранения будут переданы на уровень субъекта. Это момент положительный, поскольку муниципалитетам всегда не хватало денег на содержание лечебных учреждений. Теперь это станет заботой края. Изменятся также организационная структура, формы и финансирование объектов здравоохранения. Ни приватизации, ни снижения финансирования не предполагается. С действием закона об ОМС финансирование значительно возрастет. У пациента появится реальный выбор лечебного учреждения, страховой медицинской организации, врача, лечения в любом субъекте РФ.

Второе направление модернизации – разработка и внедрение стандартов оказания медицинской помощи. До сего времени в каждом регионе лечили в зависимости от квалификации врачей, организации самого процесса, от средств, которыми располагает лечебное учреждение. Нет единых стандартов, нет и финансового обеспечения их реализации. Реформа предусматривает оказание медпомощи в соответствии со стандартами, протоколами и порядками лечения.

К слову, самые первые стандарты были нами разработаны в Алтайском крае еще в 1985-1987 годах. Этой теме была посвящена и моя докторская диссертация. Но тогда не было ни медицинского страхования, ни других сопутствующих инфраструктур, поэтому они не финансировались. Стандарт - это алгоритм действий: в нем расписано, что и в какой последовательности надо делать при каждом заболевании. Это тот базовый минимум, который необходимо выполнить для правильной постановки диагноза и назначения лечения. Есть такое понятие, как доказательная медицина. То есть доказанная во всем мире схема или методика лечения определенного заболевания с применением конкретных медпрепаратов как наиболее эффективных. Стандарты включают технологии доказательной медицины и протоколы лечения. Важная часть стандартов - порядок оказания помощи, то есть самый короткий путь диагностики и оказания квалифицированной медпомощи.

Закон об ОМС и закон ФЗ-83 предусматривают проведение организационно-методологических мероприятий по реформированию здравоохранения в 2011-12 годах (переходный период), по результатам которого предполагается в случае необходимости их коррекция. Самую большую часть расходов в размере 300 млрд. планируется направить на капитальный ремонт медучреждений, оснащение их оборудованием, отработку маршрутов продвижения больных по цепочке оказания помощи. 136 млрд. рублей выделяется на стандартизацию медицинской помощи. Сейчас уже разработано порядка 750 стандартов, а всего нужно более 1200. Медицинская помощь больному, независимо от того, где он находится – в Москве, Новосибирске или Тальменском районе Алтайского края, - должна быть оказана в соответствии со стандартами. Но для этого нужны определенное оснащение, кадры и финансирование.

В течение двух лет российскому здравоохранению выделяется 24 млрд. рублей на создание информационной базы, электронного полиса и истории болезни. Алтайскому краю на все три направления планируется 8,5 млрд. рублей (из них 6,4 млрд. рублей – из федерального бюджета).

- Из каких источников эти деньги?

- Из Фонда обязательного медицинского страхования. До сего времени отчисления в Фонд ОМС составляли 3,1 %. Из них 2 % остаются в регионе, а 1,1 – идет в федеральный фонд. Они предназначены для выравнивания финансовых возможностей регионов, имеющих различный уровень достатка, а значит, и различный фонд оплаты труда, от размеров которого и зависит сумма отчислений в ФОМС. Но денег на выравнивание недостаточно. В самих же регионах возможности выполнения территориальных программ ограничены. Поэтому увеличен страховой тариф на
2 %, таким образом, работодатель будет отчислять в фонд ОМС уже 5,1 %. Все деньги будут поступать в федеральный фонд, чтобы обеспечить выполнение стандартов. Оплата медицинской помощи будет финансироваться по полному страховому тарифу (сейчас оплачивается только пять статей: зарплата, начисления на зарплату, медикаменты, питание и расходные материалы). Кроме того, должно быть обеспечено на 100 % финансирование региональной программы госгарантий, которая является частью федеральной программы ОМС.

Это я говорю про работающее население. Но есть и неработающие граждане, которые гораздо больше болеют и финансово менее защищены, потому что единого страхового тарифа на эту часть населения в стране не было и каждая территория в зависимости от своих возможностей и желания определяла, сколько денег она может выделить. Теперь будет введен единый по всей стране страховой тариф на неработающих граждан. Он будет установлен законом, который сейчас разрабатывается. До лета, думаю, он будет принят.

И третий «кит» - информатизация здравоохранения. Вводятся единый электронный полис, электронная история болезни, единая электронная база данных всех застрахованных, так что получить медпомощь можно будет в любом регионе страны, но деньги за оказанную помощь будут переводиться из территориального фонда того региона, откуда прибыл гражданин.

Логика модернизации такая: улучшить материально-техническую базу здравоохранения, чтобы создать нормальные условия для лечения, второе – грамотно поставить диагноз и определить порядок доставки пациента для оказания медицинской помощи, и третье - лечить в соответствии с протоколами доказательной медицины. Это все должно быть финансово обеспечено. Вот такая схема модернизации.

До полного действия вводимых изменений дается переходный период на то, чтобы создать базу, стандарты и порядки лечения, единый полис, регистры застрахованных, принять необходимый комплекс законов. Планируется кроме законов «Об обязательном медицинском страховании» и «О страховании гражданской ответственности медицинских работников перед пациентами» еще принять закон «Основы охраны здоровья граждан». Сейчас нанесенный ущерб здоровью компенсируется только по судебным искам, а законом будет создана внесудебная система: каждое лечебное учреждение обязано страховать своих пациентов, без этого оно не может принимать участия в системе ОМС. Закон определяет суммы выплат: в случае смерти – 2 млн., при первой группе инвалидности – 1,5 млн., второй - 1 млн. и третьей - 500 тысяч рублей. Уставной капитал страховых компаний, принятых к сотрудничеству с ФОМС, должен быть не менее 2 млрд. руб., и они должны иметь филиалы не менее чем в 75 % субъектов Российской Федерации.

Весь этот комплекс организационных мероприятий рассчитан на два года. Главная цель: упорядочить деятельность учреждений здравоохранения, сделать медпомощь доступной и качественной.

Мера ответственности

- Партия «Единая Россия» взяла на себя ответственность за внедрение программы модернизации здравоохранения. Чем это вызвано? Неужели недостаточно мер, принимаемых государством?

- Двумя словами не скажешь. Вот я, например, являюсь руководителем партийного проекта «Здоровое сердце». Как он создавался и в чем его смысл? Еще в 2005 году у нас в стране не существовало программ по снижению смертности. Смертность была 2,3 млн. человек в год (сверхсмертность). В демографии рассматривались только две составляющие: миграция и рождаемость, а смертность, причем колоссальная, вообще не принималась в расчет. Мы впервые проанализировали эти цифры, выявляя причины. Оказалось, что почти 57 % жителей России умирают от сердечно-сосудистых заболеваний.

В 2007 году вместе с большой группой ученых мы разработали проект "Здоровое сердце". Тогда же нами было предложено создать сосудистые центры, и Барнаул был одним из первых в России, где уже в 2008 году идея воплотилась в жизнь. Это было сделано как раз на партийной площадке. В план общефедеральных мероприятий включены вопросы борьбы с курением, вопросы скрининга факторов риска (холестерин, давление, сахар, объем талии и т.д.).

Но медики только своими силами не могут проводить все эти мероприятия. В помощь им нужно привлекать серьезные ресурсы, и партия взяла на себя эту часть работы. Эти мероприятия проводятся не в лечебных учреждениях, а на нейтральной территории: на открытых площадях, летом – в павильонах, зимой – в театрах, Дворцах спорта. Мы, кстати, в сентябре в Алтайском крае будем проводить такие встречи с привлечением ведущих российских ученых-кардиологов, где будет проведено бесплатное обследование населения на наличие факторов риска ССЗ (уровни холестерина, сахара, давления и т.д.).

Партия "Единая Россия" также активно принимала участие в разработке проекта модернизации здравоохранения. Партия поддержала увеличение страхового тарифа на ОМС, несмотря на противодействие Российского союза промышленников и предпринимателей, бизнес-сообщества. Создана группа по мониторингу реализации проекта.

Разработаны инструменты контроля за выполнением программы. И как правящая партия мы взяли на себя также ответственность за реализацию намеченных планов как на федеральном, так и на региональном уровне.

Важно обеспечить доступность медицинской помощи. Через партию, например, удалось добиться, чтобы в селах, где нет аптек, разрешить продажу лекарств фельдшерам ФАПов. Партия, как структура, которая пронизывает все слои общества сверху донизу, знает реальное положение дел на местах, и благодаря обратной связи мы можем повлиять на ситуацию, скорректировать закон или действия правительства.

- И еще одно больное место – заработная плата врачей.

- Действительно, это серьезная проблема, и одна из задач модернизации – решить ее. Первое повышение в размере 6,5 %, конечно, небольшое, и «Единая Россия» продолжает переговоры с правительством о необходимости еще увеличить зарплату в сентябре-октябре этого года. В программе модернизации и законе «Об обязательном медицинском страховании» мы предусматривали в разделе стандартизации, где заложено 136 млрд. рублей, также средства на оплату медицинской помощи, и прежде всего выплаты специалистам стационаров и врачам узкого профиля. А другим финансовым источником средств для дополнительной оплаты может служить Пенсионный фонд, где запланировано ежегодное отчисление по 1 тысяче рублей на каждого пенсионера для получения ими бесплатной медицинской помощи. Но поскольку не все нуждаются в лечении, то часть этих средств экономится, вот эту сэкономленную сумму и предложено направить на повышение зарплаты врачам-специалистам. Эти источники будут формироваться в течение года. Кроме того, считаю очень важным для сельских медиков вернуть льготы по коммунальным платежам. Об этом мы говорили на встрече с врачами Поспелихинской ЦРБ. И мы будем работать над этой проблемой.

Решение вопроса заработной платы во многом зависит от позиции, которую занимает Министерство здравоохранения и социального развития, но и с самих субъектов ответственность тоже не снимается. Субъект вправе (правда, в пределах возможностей своего регионального бюджета) производить доплату медицинским специалистам. Для того, чтобы в селе был врач, ему необходимо предоставить жилье и достойную заработную плату. Но эти деньги в итоге окупаются здоровьем жителей и сохранением их работоспособности.

Беседовала Ольга ПОЛЬЩИКОВА.

Фоторепортаж