«Художник — тот же поэт»

00:00, 14 января 2011г, Культура 2522


«Художник — тот же поэт» Фото №1

В Государственном художественном музее Алтайского края завершается выставка русского классического искусства «Целый мир высокой поэзии», посвященная 180-летию Алексея Саврасова, 150-летию его ученика Исаака Левитана и 140-летию создания Товарищества передвижных художественных выставок.

В экспозицию включены живописные работы Ивана Шишкина, Василия Поленова, Ивана Крамского, Константина и Сергея Коровиных и многих других замечательных художников второй половины ХIХ — начала ХХ веков. Центральное место в ней занимают полотна одного из патриархов отечественного пейзажа — Алексея Кондратьевича Саврасова. В фондах Государственного художественного музея Алтайского края находится лучшая в сибирском регионе коллекция произведений этого мастера.

Поиск и приобретение работ известных художников прошлых лет — очень непростая задача. Например, один из шедевров Саврасова — его знаменитый пейзаж «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» (1874), созданный им в период наивысшего творческого расцвета, долго находился в семье московского коллекционера В. Шмаровина, а затем у известного столичного собирателя произведений искусства Ф. Подтынникова. Последний очень дорожил этой картиной и никогда не расставался с ней. Только однажды, в 1947 году, он публично выставил её на юбилейной выставке Саврасова, организованной Третьяковской галереей. После смерти коллекционера много лет о местонахождении пейзажа ничего не было известно. Как и коллеги по всей стране, сотрудники Государственного художественного музея Алтайского края вели поисковую работу в надежде выявить нового владельца этого произведения. Наконец в 1972 году им улыбнулась удача – выяснилось, что картина находится в частном собрании Н. Архангельской, у которой после длительных переговоров и удалось приобрести её для собрания ГХМАК.

В 1870-е годы Саврасов часто и подолгу живёт на Волге, волжский пейзаж становится основной темой его творчества. Его притягивают ширь и мощь великой русской реки, беспредельные заволжские дали. В этот период он создает много прекрасных картин, однако «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» занимает особое место в творчестве мастера, поскольку для её появления была и личная причина – смерть новорожденной дочери в Ярославле. Сохранился карандашный набросок «Могилы на берегу Волги» (1871), выполненный Саврасовым сразу после похорон: маленькая могилка, деревянный крест-голубец на старом погосте на Волге и надпись на плите: «1871. Могила моей дочери». В глубине души осталась боль, которая заставляла художника вернуться к этой трагической, мучительной для него теме. В другом, тоже печальном по настроению рисунке «Старый погост на берегу Волги» (1874) он беглыми штрихами даёт панораму мест, открывающихся с кладбищенского берега. Оба рисунка находятся в фондах Государственной Третьяковской галереи. Сравнивая эти натурные зарисовки и само полотно, мы видим, как художник от конкретного факта своей биографии приходит к философскому обобщению и создаёт полотно скорбное и светлое одновременно, повествующее о хрупкости человеческого бытия и надежде на Жизнь Вечную.

Впервые «Могила на Волге. Окрестности Ярославля» экспонировалась на III выставке передвижников в 1874 году, сначала в Петербурге, затем в Москве, Казани, Саратове, Воронеже, Харькове, Одессе, Киеве и Риге. Она сразу была понята зрителями и критикой, вызвав хорошие отклики в прессе. Ученик Алексея Саврасова Исаак Левитан видел в ней «целый мир высокой поэзии». По мнению многих искусствоведов, именно эта картина явилась прообразом знаменитого левитановского пейзажа «Над вечным покоем».

В 1974 году из собрания Н. Архангельской краевой художественный музей приобрел также картину Саврасова «Воробьевы горы. Ночь», написанную в 1881 году. Этот пейзаж очень характерен для творчества художника начала 1880-х годов, когда он часто пишет «вертикальные работы с изображением ночных пространств, в которых уже нет былой гармонии, и взгляд художника словно улетает от погруженной на первом плане в мрачный сумрак земли в открывающийся между туч и облаков просвет, озаренный призрачным светом луны». Как и в «Могиле на Волге. Окрестности Ярославля» Саврасов открывает перед нами широкую панораму: пологие лесистые склоны Воробьевых гор, уходящая вдаль Москва-река, на берегу которой едва различимы маленькие домики, рядом с которыми возвышаются сосны. Их темные кроны четко вырисовываются на фоне огромного небосклона, застланного грозовыми облаками. Холодный призрачный свет луны, отражающийся в водной глади реки, придаёт полотну романтическую окрашенность. Художник тонко и остро передаёт в природе состояние, созвучное одиночеству человека. Неслучайно возникает ассоциация: одинокое засохшее дерево, помещенное художником в центр полотна, это сам Саврасов, не сумевший противостоять жизненным невзгодам.

В 1880-е годы написан и пейзаж «Весенний вечер» (1886), который был приобретен музеем в 1965 году из частного собрания ленинградского коллекционера М. Семенова. Весна - любимое время года художника, ей он посвятил много своих произведений. Картина «Весенний вечер» написана Саврасовым в период прогрессирующей болезни глаз, отсюда повышенная звучность цвета. Отсвет последних лучей заходящего солнца пронизывает весь пейзаж, бросая рефлексы на снег, деревья, изгородь, привнося в произведение тревожные нотки, делая его эмоциональным и эффектно красивым.

Самым последним приобретением картин Саврасова музеем стала «Избушка со старым дубом». Она поступила в коллекцию в 1985 году от московского коллекционера В. Ножовой. В 1963 году полотно экспонировалось на второй персональной выставке произведений художника в Государственном Русском музее. Написанная в конце 1880-х годов, «Избушка со старым дубом» содержит более ранний мотив, характерный для живописи художника в 1860-е годы, когда им было создано немало работ на сюжет из жизни деревни. Саврасов вводит «подробное изображение изб, деревень, какие обязательны для художника, изучающего русский пейзаж» даже в учебник рисования для Московского училища живописи, ваяния и зодчества, изданный в 1869 году. Это свидетельствует о том, насколько была важна для него в это время тема народной жизни среди природы. На небольшом холсте изображена неказистая бревенчатая изба с соломенной крышей, притулившаяся на пригорке, рядом – покосившийся от времени дощатый забор. На первом плане высится многовековой кряжистый дуб, выделяясь красивым пластическим рисунком. Дуплист могучий ствол, сломана вершина, а корявые ветви тянутся к небу. Перед нами – Россия, страна «печальных деревень», нищей крестьянской жизни. Однако Саврасов, будучи чутким лириком, даже в этом мирке тяжелой жизни русского крестьянина находит свою поэзию. Он часто любил повторять своим ученикам: «Художник — тот же поэт».

 

Вера Хорева, старший научный сотрудник ГХМАК

*   *   *

Пожалуй, лучше всех о вкладе великого мастера в русскую художественную культуру сказал его любимый ученик Исаак Левитан: «Саврасов избирал не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а, наоборот, старался отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… Саврасов создал русский пейзаж, и эта его несомненная заслуга никогда не будет забыта в области русского художества».

Фоторепортаж