ВЕЧЕР ПО-ВЕНСКИ

00:00, 30 декабря 2010г, Культура 1915


ВЕЧЕР ПО-ВЕНСКИ Фото №1

В краевой филармонии в течение двух вечеров – 27 и 28 декабря – играли программу, посвященную Иоганну Штраусу-сыну. Симфонический оркестр под управлением главного дирижера Владимира Рылова и солисты филармонии подарили нам «Новогодний концерт-бал». Афиши сулили, помимо чарующей музыки Штрауса, бальные танцы, призы и шампанское. Среди слушателей, которые решили в один из последних предновогодних вечеров насладиться симфонической музыкой, нашлись даже энтузиасты, вальсировавшие в фойе во время антракта!

Ведущим концерта выступил маэстро Рылов. Перед каждым новым номером он со свойственным ему артистизмом рассказывал небольшую историю из жизни всемирно обожаемого венского композитора, мило шутил с оркестрантами и вообще всячески развлекал публику. Слушатели, впрочем, и не думали скучать. Программа концерта вместила все классические шедевры: вальсы «Сказки Венского леса» и «На прекрасном голубом Дунае», увертюры из оперетт «Летучая мышь» и «Цыганский барон», «Персидский марш» и польку «Трик-трак».

Прозвучала и музыка современников Штрауса, а также его последователей и родственников – в частности, вальс его младшего брата
Йозефа, обнаруживший явное генетическое сходство с музыкой Иоганна Штрауса.

Надо сказать, что о декабрьской программе, посвященной «венскому королю вальсов», Владимир Рылов мечтал давно: весь мир, по его словам, традиционно слушает эту волшебную музыку в преддверии Нового года. В любом случае, сыгранная на подъёме и с большим удовольствием, эта музыка доставила радость и слушателям. Теоретически можно даже и не знать, кому принадлежат эти оптимистичные мелодии, но никогда их не услышать попросту невозможно. Жизнерадостная в самых своих минорных проявлениях, эта музыка легко прогоняет печаль – а уж если ей предпослать грамотный и интересный комментарий, то обретает еще и какую-то особенную наглядность.

Например, полька «Трик-трак» была написана Штраусом под впечатлением от выступления в фешенебельном казино Доммайер – и в ее музыке явственно ощущается азарт карточной игры.

«Поразительный феномен представляет собой не только творчество Иоганна Штрауса, но и его судьба, – с этой истории Владимир Рылов начал концерт. – Это, пожалуй, единственный случай в истории музыки, когда отец (композитор Иоганн Штраус-старший) не хотел, чтобы его сын наследовал профессию. Он отдал первенца в коммерческое училище, рассчитывал сделать из него банкира. Однако благодаря усилиям матери, Анны Штраус, к 19-ти годам юный Иоганн все-таки стал блестящим музыкантом».

Было рассказано также о выступлениях композитора на вокзале в петербургском пригороде Павловске: симфонические концерты венской звезды призваны были скрасить путешествие по железной дороге. И о влияниях творчества Глинки на музыку Штрауса, и о многолетнем петербургском романе с генеральской дочкой, имевшем трагическую развязку.

В антракте публика получила обещанные танцы и шампанское: в фойе прошел импровизированный «бал», на котором наименее стеснительные гости танцевали вальс. И большинство танцующих, что совсем не удивительно, составили пожилые пары.

Во втором отделении были исполнены фрагменты из популярных музыкальных спектаклей – «Цыганский барон», «Фиалки Монмартра» Имре Кальмана (в молодости Кальман, как нетрудно догадаться, находился под впечатлением от оперетт Штрауса), баркарола из оперы «Сказки Гофмана» француза Жака Оффенбаха (ценимого, в свою очередь, самим Штраусом). Кульминацией стал эффектный выход лауреата международных конкурсов Натальи Логвиновой (сопрано) и ее дочери Елены Чиглиновой. Они исполнили соло и дуэтом несколько вещей и удостоились оваций.

Фоторепортаж