КТО И КАК ШАРИТ ПО КАРМАНАМ БАРНАУЛЬЦЕВ И ПОЧЕМУ ОН ЗА ЭТО ЕЩЕ НЕ СИДИТ?

00:00, 18 декабря 2010г, Общество 3841


О ДЕНЬГАХ Фото №1

В известной сказке лиса Алиса и кот Базилио пытаются облапошить доверчивого Буратино, чтобы выдоить из него пять золотых. Дело кончается тем, что приходит папа Карло и палкой угощает лису и кота так, что корыстные планы вылетают у них из головы. Это - в сказках. А мы - про жизнь...

Закон, что паутина: шмель проскочит, а муха увязнет

Жить в долг - целая наука. И здесь тоже есть свои виртуозы. Вот, например, жительница Барнаула Оксана Петрищева и ее муж Юрий. Банки слушаются Петрищевых, как звери слушались крокодила Данди. Итак, Сбербанк: Оксана получила там кредит в июне 2006 года (на 150 тысяч рублей), в феврале 2007 года (на 150 тысяч рублей), в июне 2007 года (на 750 тысяч рублей) и в июле 2008 года (еще на 800 тысяч рублей - до 2038 года под 13,75 процента годовых - всем бы такие кредиты). Для получения двух последних кредитов Петрищева "нашла" семерых поручителей да еще в обеспечение заложила недвижимость (земельный участок в Ребрихе, щедро оцененный в 120 с лишним тысяч рублей) и автомобиль "Тойота-Клюгер", оцененный в 455 тысяч. (При этом, правда, уже весной 2009 года Петрищева этот самый заложенный автомобиль каким-то удивительным образом продала). Всего в Сбербанке Петрищевой получено 1 миллион 850 тысяч рублей. (Да еще и муж ее кредитовался там же - в мае 2006 года он получил 200 тысяч, а в октябре 2007 года - 300 тысяч рублей).

Одновременно Петрищевы "обрабатывали" и другие банки: в феврале 2008 года они получили 600-тысячный кредит в "УРАЛСИБе", предъявив договора поручителей. (Но только, как выяснилось позже, не все поручители о своем поручительстве знали). Интересно вот что: обычно банки требуют, чтобы поручители присутствовали при подписании документов на кредит. Как же Петрищевой удалось отделаться бумажками? В апреле 2008 года она оформила кредит в "Росбанке" на 180 тысяч рублей.

Еще одна сторона вопроса - с каких доходов Оксана Петрищева и ее супруг Юрий собирались все это отдавать? В 2006 году их совместный доход составил около 36 тысяч рублей в месяц (а кредитов они тогда получили на 350 тысяч). В 2007 году ежемесячный доход Петрищевых вырос до 37 тысяч рублей (а кредитов набрали на 1 млн. 500 тысяч рублей), в 2008 году оба супруга получали около 50 тысяч в месяц, а кредитов набрали еще на 2 млн. 180 тысяч рублей. Впрочем, наверняка больше: кроме вышеуказанных Петрищевы успешно кредитовались в "ВТБ24", "Райффайзенбанке", "МДМ-Банке", "УРСА-банке", «Банке Москвы». Да еще в ипотечной компании "АЖИК" оформили ипотеку. (Потом, правда, эту ипотечную квартиру Петрищева решила продать, взяла за нее с покупателя 1 млн. 920 тысяч рублей, но в квартиру они вселились с большими приключениями да и документы до сих пор не оформлены, так что в любой момент - если суд решит продать ее за петрищевские банковские долги - квартиру могут потерять).

Естественно, настало время, когда система дала сбой: платежей по кредитам не было, и банки обратились к поручителям, которые, как выяснилось, знать не знали, что они за Петрищеву поручились. Проведенная летом 2010 года экспертиза подписей под договорами поручительства показала, что подписи подделаны. Кроме того, выяснилось, что Петрищева еще и занимала у всех вокруг, не стесняясь в суммах и, естественно, не отдавая долгов.

Кто законы пишет, тот их и ломает

Казалось бы, все это - чистое мошенничество, суд и тюрьма. Но это только казалось: когда обманутые Петрищевой граждане обратились в милицию, в возбуждении уголовного дела им отказали. Почему? А просто "в настоящее время гр. Петрищева О.Н. и гр. Петрищев Ю.В. от исполнения обязательств по кредиту не отказываются". То есть на вопрос следователя: "Ну, вы платить-то собираетесь?" - Петрищевы горячо воскликнули: "Да, конечно, товарищ следователь! Да мы ж вот как раз сейчас! Да мы вот завтра деньги соберем и сразу, как только...» И следователь старательно выводит: "усматриваются гражданско-правовые отношения".

Выходит, главное для нашей милиции - переделать дело из уголовного в гражданское? Удивительным образом следователь не усмотрел во всех этих эпизодах состава преступления, предусмотренного статьей 165 УК РФ "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Например, у Ольги Г. Петрищева выпрашивала 220 тысяч рублей, упирая на то, что они вместе работали 10 лет - "ну ты же меня знаешь?!" Это не злоупотребление доверием? И то, что Оксана Петрищева уговаривала самых разных людей выступить поручителями по ее кредитам, умалчивая при этом, что она уже и так обвешана непогашенными кредитами как новогодняя елка, оказывается, тоже не считается противозаконным.

Впрочем, не только милиция, но и судебная система, на мой взгляд, работает так, что Петрищева остается в выигрыше: в августе состоялся суд по иску Сбербанка, потребовавшему взыскать выданный в июле 2008 года 800-тысячный кредит (тот, который до 2038 года), но уже не с одной Петрищевой, а еще и с четверых поручителей. Суд постановил: задолженность взыскать в "солидарном порядке" - то есть от всех поровну. Поручители требовали расторгнуть договора поручительства, аргументируя тем, что Петрищева не говорила им про свои долги, а выяснить это в банке невозможно – коммерческая тайна. (И ведь правда - как ты это выяснишь?!). Но суд эти доводы во внимание не принял.

В общем, как ни странно, но наша правоохранительная система, похоже, оказывается намного удобнее для мошенников, чем для законопослушных граждан. Судите сами: с 2006 года Петрищевы получили от банков и граждан больше 6 миллионов рублей, на которые, надо думать, неплохо жили.

Взыскивать же с них начали только сейчас, да и то - взыщут ли? Ну забрал банк старую "Тойоту-Клюгер" и участок в Ребрихе - это все ведь еще надо ухитриться продать хоть за сколько-нибудь приличные деньги. Продадут наверняка за копейки, а долг будут трясти с поручителей.

Что мне законы, коли судьи знакомы?

Не знаю, как в России, а вот конкретно в Барнауле в подобных обстоятельствах остался, как мне кажется, один действующий закон: "ДЕЛАЙ ЧТО ХОЧЕШЬ, НИЧЕГО НЕ БУДЕТ". И те, кто этот закон усваивает, живут безбедно. Вот, к примеру, еще одна жительница Барнаула – Нина Бузунова. Придуманная ею система пополнения семейного бюджета проста: занимает и не отдает. Некоторым и расписки пишет, причем для пущей убедительности сама себе за занятую сумму накидывает "процент". Например, заняв у Елены Ватутиной 80 тысяч рублей, расписку написала на 96 тысяч.

- Она сама предложила, - рассказывает Елена. - Говорит: "Хочу, чтобы ты не пострадала".

Елена - парикмахер, в парикмахерской и познакомилась с Бузуновой в 2006 году. Через месяц после знакомства, вызнав, что Ватутина взяла кредит в 70 тысяч рублей, Бузунова попросила у Елены денег. Та заняла ей 30 тысяч.

- Потом она поняла, что у меня репутация в банках хорошая, и попросила взять для нее кредит в 50 тысяч, а она, мол, будет платить. Неудобно было отказать... - рассказывает Елена. - Доверяешь ведь людям. Я взяла кредит, ей отдала, она два платежа по кредиту сделала и пропала. Я написала заявление, уголовное дело сначала завели, а потом оно заглохло...

Кроме Ватутиной Бузунова «наказала» еще около двух десятков человек. У одних просто занимала, других уговаривала взять для нее кредит в банке, третьим предлагала вложить в выгодное дело. Заговаривать человека она могла часами.

- Звонила мне и говорила по три-четыре часа... - вспоминает Наталья Тулина. - Торговала тогда разными биодобавками, будто бы улучшающими здоровье. Я в ее фирме эти добавки купила для племянника, больного дисбактериозом, и ему помогло. Правда, как потом выяснилось, на время, но тогда-то я поверила. Она предложила купить большую партию препарата. Я говорю: "Денег нет". А она: "Есть возможность, в банке за один день дают, но проценты большие".

В конце концов Бузунова уломала Тулину, и в апреле 2008 года та взяла в "УРСА-банке" кредит - 100 тысяч рублей под 48 процентов годовых (ну есть вот такие выгодные кредиты). 85 тысяч Бузунова забрала, пообещав Тулиной погашать кредит точно и в срок. Для пущей убедительности взяла у Тулиной пластиковую кредитную карту. (как потом выяснилось, заплатила Бузунова один раз - положила на счет 5 тысяч рублей).

- Я ей говорю: "А ты меня не бросишь? Не кинешь?.." - рассказывает Тулина. - А она отвечает: "Наташ, у меня муж работает в милиции - зачем я буду его подставлять?.."

Пострадали от своей доверчивости и сотрудницы поликлиники УВД, где Бузунова работала еще в 2006 году (отсюда, кстати, ее знание медицинских терминов, которыми она оперирует).

- Она работала медсестрой сначала в госпитале, потом у нас в поликлинике... - рассказывает Татьяна Ефременко, медсестра. - Узнала, что мой сын отдал мне на хранение взятые в кредит 100 тысяч рублей, и подступилась: "Займи, мне надо препараты выкупать, контракт срывается". Домой ко мне пришла. Я-то что могла подумать? Муж у нее в милиции – как можно таким не доверять?

У Ефременко Бузунова взяла 100 тысяч. Еще одну медработницу Екатерину Шигалову Бузунова в августе 2006 года уломала взять для нее кредит в 70 тысяч рублей.

- Дочь собиралась поступать в университет, и я на работе обмолвилась: "Денег нет, какие университеты"... - рассказывает Екатерина Шигалова. - Бузунова подходит и говорит: "Так кредит возьми". Я отвечаю: "Да кто мне даст?" У меня тогда зарплата была тысячи три. Она говорит: "У меня знакомые в банке, ты возьми кредит мне. У меня контракт срывается, нужно препараты отправлять на Север, они там влет идут, через месяц я тебе деньги отдам и делай с ними что хочешь - или кредит погасишь, или учебу дочке оплатишь…"

Шигалову Бузунова отправила все в тот же «УРСА-банк», где ей чуть ли не с криками "ура!" выдали 70 тысяч рублей. Банки, что интересно, всегда шли навстречу даже в тех случаях, когда идти навстречу не должны были никак.

- Я была удивлена: когда телевизор в кредит брала, из банка позвонили на работу. А здесь никто не позвонил... - говорит Шигалова. - И моя зарплата никого не смутила...

Кроме Ефременко и Шигаловой в поликлинике Бузунова «заняла» приличные суммы еще как минимум у четверых. Когда они поняли, что денег не будет, пошли в БЭП. Там дело поначалу завели, но потом оно быстро заглохло и, несмотря на неоднократные требования прокуратуры, так и не было
возобновлено.

- Нам сказали: "Вы же сами ей деньги дали, не под угрозой ножа…» - говорит Татьяна Ефременко. - А раз добровольно, нет состава преступления. Следовательница, которая наше дело вела, уже майор. Ходит к нам в поликлинику и не краснеет.

Законы - миротворцы, да законники - крючкотворцы

Вообще, думаю, правоохранительным органам следовало ориентироваться не по принципу – сам - не сам отдал, а по принципу - оправдались ли ожидания граждан. Хотели ли они подарить свои деньги Бузуновой? Обман-то, как ни крути, налицо: Бузунова ведь никому из своих "клиентов" не говорила, что деньги никогда не вернет, наоборот - заверяла, что все отдаст в срок. Чистая 165 статья УК РФ "Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием". Почему же наша милиция упорно не желает этого разглядеть?

- Работать не хотят... - сказала об этом медсестра Шигалова. - А когда люди самосуды устраивают, они говорят: "А что вы не обращались?" Ну вот мы обратились - и что?..

Медработники из поликлиники УВД ходили на прием к руководителям алтайской милиции. Послушали их, что-то кому-то поручили. Но не сдвинулось ничего.

Перечислять все "подвиги" Бузуновой - газеты не хватит. Скажу только, что вряд ли они были бы возможны, если бы не полная апатия правоохранителей. Единственный иск на 500 тысяч рублей дошел до суда - но исполнительный лист судебные приставы почему-то любезно передали самой Бузуновой, типа: "Деньги будут - оплатите".

Она сейчас с диагностическим аппаратом, купленным на полученные таким вот способом деньги, осваивает Север. Дела идут неплохо – говорят, одному из сыновей купила недавно машину за 300 тысяч рублей. Обманутые ею люди ходят по судам, пишут в прокуратуру, в милицию и в разные другие инстанции. Все - зря?

Мораль из всего вышесказанного проста: нынче у нас лиса Алиса и кот Базилио еще и засудили бы папу Карло за нанесение побоев, нынче у нас Бузунова, Петрищева (как и другие мошенники всех мастей) чувствуют себя, похоже, в полной безопасности…

Фоторепортаж