МОИ ДЕДЫ «ЧУГУНКУ» СТРОИЛИ

ЕСТЬ НА АЛТАЕ СЕМЬЯ, ОБЩИЙ СТАЖ РАБОТЫ КОТОРОЙ НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ РАВЕН 1069 ГОДАМ!

00:00, 03 ноября 2010г, Общество 1479


МОИ ДЕДЫ «ЧУГУНКУ» СТРОИЛИ Фото №1

А сегодня исполняется ровно 95 лет с того дня, как на перрон Барнаульского вокзала впервые пришел поезд.

Давно это было, почитай, целый век позади. Жили тогда в селе Большое Панюшово семьи Корягиных и Митрюковых. Хорошо жили, богатства никакого и в помине не было, но и голодные не сидели. И коровы были, и овечки, не считая всякой птичьей мелочи.

Как-то прискакал исправник, приказал всем на сход собираться. А как собрались, он зачитал бумагу, по которой выходило, что надо отрядить мужиков с телегами и конями на стройку какой-то «чугунки». Почесали мужики затылки, а куда деваться? Бумага казенная, чего в ней прописано, исполнять надо. В поле работы уже почти нет, а на стройке деньги платить будут. Староста и назвал с десяток дворов на «чугунный подряд». Попали туда Алексей Митрюков, Кузьма Корягин да еще восемь мужиков. А было это, как говорила моя мама, дочь того самого Митрюкова, когда ей всего восемь лет было, в ноябре 1913 года. Тогда через будущую станцию Алейскую начали строить железную дорогу от Новониколаевска до самого города Семипалатинска.

Работа известная: вози, что для стройки надо, а вечером, как стемнеет, езжай домой.

Поработали, сколько надо было по «уроку», да и стали собираться по домам. Кузьма Корягин сразу уехал, а Алексея Митрюкова стали уговаривать еще поработать.

Господин начальник путейской части заприметил, что Алексей уж больно лошадок любит. Да и они его, видать, тоже. Вроде как он даже разговаривать с ними мог. Ну, а как же иначе, коли он без кнута правил. Да и вожжи в руки редко брал. А конь и без того шел куда надобно. Вот и уговорил путейский начальник Митрюкова при себе остаться. Коня дал справного, бричку на рессорном ходу выделил. Так и стал деревенский мужик личным кучером.

А стройка между тем двигалась исправно. Землю насыпали, выемки делали, чтобы путь ровнее был. Через речки мосты железные возводили.

Господин начальник говорил, что и через Обь мост ладят. И что там две тыщи рабочих работают, а управляет стройкой моста Евгений Карлович Кнорре. И что мост этот длиной почти с версту. Вот ведь как!

Ездил Алексей с начальником в самый город Барнаул в апреле 1914 года на стройку смотреть. Там уже и станцию почти построили, и паровозное депо под крышу подвели, вокзал начали ладить. Начальник сказывал, что в том вокзале полсотни пассажиров могут поезда ждать. И что руководит стройкой этого вокзала сам архитектор господин Фомин.

Много чего увидел Алексей Митрюков в Барнауле. Даже паровоз повидать удалось. Это какие же люди на том паровозе работать будут? Видать, сплошные инженеры! А сколько груза тот паровик увезет?

Спросил начальника, он и сказал, что никак не меньше двадцати пяти тысяч пудов. Алексей аж ахнул, когда представил, сколько лошадей и телег надо, чтобы перевезти столько. Вот силища-то!

Много чего видел Алексей Митрюков, пока шла эта стройка. Когда по вечерам собирались мужики в дом, рассказывал им про виденное да услышанное. Удивлялись сельчане, завидовали Алексею. Вот ведь как он поднялся, самого начальника пути возит, сам чудеса видит. Говорит, что даже на паровозе прокатился. А что, и это было. Уж как хотел он поглядеть, как в этом «самоваре» машинисты управляются, вот и напросился.

А еще запомнил Алексей Алексеевич, как в октябре 1915 года 21 числа приехал он в Барнаул со своим начальником, а там на станции народу собралось видимо-невидимо. Начальство в погонах да кокардах, священники свои да приезжие, горожане разные. Даже вагон-церковь из Новониколаевска привезли. Молебен был, речи разные говорили, священники освятили и станцию, и паровоз, и вагоны. Потом поезда стали ходить уже каждый день, как и положено.

Так вот и открыли тогда (а по новому стилю 3 ноября 1915 года) Алтайскую железную дорогу. И служит она до сего дня исправно, перевозя грузы и пассажиров по шести направлениям нашего края, соединяя его с соседними краями, областями и соседними государствами.

Ну, а потомки Корягиных и Митрюковых и нынче работают на железной дороге. Сын, дочь, снохи, внучки, правнучки Алексея Митрюкова – двадцать человек отработали на «чугунке» в общей сложности 506 лет. И по сей день продолжают службу.

Корягинский корень еще глубже. Мой дед Кузьма строил железную дорогу, его сын, мой отец, 26 лет отдал «чугунке». Пять братьев, и я в том числе, и не мыслили себя на другом поприще. Четыре классных машиниста и пятый заслуженный путеец до самого выхода на пенсию да и после положенного срока работали на благо родной Алтайской железной дороги. Теперь наши дети и внуки продолжили трудовые традиции династии. И если посчитать общий стаж корягинской династии, то получается внушительная цифра – 563 года.

Мама моя, Анна Алексеевна, из рода Митрюковых, а папа, Никита Кузьмич, из корягинской семьи, поженившись в далеком 1924 году, как бы соединили эти две фамилии. Так вот и возникла одна большая семья железнодорожников с общим стажем работы 1069 лет!

Я не знаю, есть ли трудовые династии с большим стажем, но всегда гордился и горжусь тем, что наши деды и прадеды дали нам стержень «чугунный» жизни и наказали работать и жить по чести.

Так что мы, потомки первых строителей железной дороги, с полным правом можем сказать – ЧЕСТЬ ИМЕЕМ!

 

Геннадий КОРЯГИН

Фоторепортаж