МЭР ИЛИ СИТИ-МЕНЕДЖЕР?

00:00, 09 октября 2010г, Общество 3076


МЭР ИЛИ СИТИ-МЕНЕДЖЕР? Фото №1

Во время недавнего визита полномочного представителя президента РФ В Сибирском федеральном округе Виктора Толоконского журналисты задали ему вопрос: «Как вы относитесь к назначению сити-менеджеров в крупных городах России?»

И вот что он на него ответил:

- У любой системы есть свои плюсы и минусы. Сегодня большинство муниципалитетов назначает главу исполнительной власти по контракту. В долговременном плане данная модель очень перспективна. Ведь в этом случае все программы развития города принимает коллегиальный орган, опираясь на мнение общественности. Это дальнейшее развитие системы местного самоуправления. Вместе с тем у нас сильны традиции прошлых лет. Мы надеемся на личную ответственность руководителя, избранного с помощью всенародных выборов. Но здесь для сити-менеджера нужно очень четко подбирать задачи, подчеркивать, что он несет ответственность не только перед депутатами, но и жителями города.

Эта тема на встрече с полпредом была поднята весьма не случайно. Такая схема формирования муниципальных органов становится все более распространенной в Российской Федерации. Давайте попробуем разобраться, в чем она заключается.

Порядок формирования органов местного самоуправления определяется уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Часть 2 статьи 35 этого закона говорит о том, что представительный орган поселения (в том числе городского округа) состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах. Соответственно представительный орган муниципального района может либо «состоять из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства; либо может избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании».

Глава муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав представительного органа муниципального образования с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3) в случае избрания представительным органом муниципального образования исполняет полномочия его председателя;

4) не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

5) в случае формирования представительного органа муниципального района из глав поселений и депутатов представительных органов поселений исполняет полномочия его председателя.

Только около 10 процентов всех муниципальных районов Российской Федерации формируют представительные органы путем делегирования глав поселений и депутатов представительных органов поселений. Остальные – путем избрания на муниципальных выборах.

В 60 субъектах Российской Федерации представительные органы всех муниципальных районов формируются на муниципальных выборах. Примерно в 70 процентах от всех сельских поселений Российской Федерации глава муниципального образования возглавляет и представительный орган, и местную администрацию. Из них в 67% поселений глава избирается на муниципальных выборах, а в остальных 33% - представительным органом из своего состава.

В целом по Российской Федерации по контракту назначаются главы администраций 25% городских округов, 36% муниципальных районов, 33% городских поселений, 13% сельских поселений. Также по контракту назначаются главы администраций всех внутригородских муниципальных образований, за исключением двух муниципальных образований г. Санкт-Петербурга.

До конца 2007 года преобладающим принципом организации органов местного самоуправления в Алтайском крае было формирование представительной и исполнительной ветвей власти на муниципальных выборах (по контракту назначалось только четыре главы районов и городов края).

По состоянию на 7 октября 2010 года схема формирования органов местного самоуправления, предусматривающая избрание главы муниципального образования представительным органом из своего состава и назначение главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса, предусмотрена уставами 289 муниципальных образований Алтайского края (36,4% от общего числа), из них:

- 6 городских округов (Заринск, ЗАТО «Сибирский», Камень-на-Оби, Новоалтайск, Славгород, Яровое) из 11 (54,5%);

- 34 муниципальных района из 60 (56,7%) (Алейский, Алтайский, Баевский, Благовещенский, Волчихинский, Заринский, Змеиногорский, Калманский, Каменский, Ключевский, Кулундинский, Локтевский, Немецкий национальный, Новичихинский, Павловский, Первомайский, Поспелихинский, Ребрихинский, Родинский, Славгородский, Советский, Солтонский, Табунский, Тогульский, Топчихинский, Усть-Калманский, Зональный, Троицкий, Солонешенский, Тюменцевский, Чарышский, Мамонтовский, Угловский, Усть-Пристанский);

- 2 городских поселения из 6 (33,3%) (р.п. Благовещенка, г. Змеиногорск);

- 247 сельских поселений в 34 районах края из 718 (34,4%).

В пяти районах края представительные органы формируются из глав поселений и депутатов представительных органов поселений (Заринский, Каменский, Немецкий национальный, Новичихинский, Первомайский). Выдвинута инициатива о формировании представительного органа из депутатов и глав поселений в Усть-Калманском районе.

Для изучения мнения глав администраций муниципальных районов и городских округов о назначении глав администраций по контракту, о формировании представительного органа муниципального района путем делегирования департаментом было проведено анкетирование. 74,6 % глав муниципальных образований высказали положительное отношение к назначению на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности.

Среди основных аргументов в пользу этого называются:

- возможность привлечения к муниципальному управлению квалифицированных специалистов, так как к претенденту на должность главы администрации предъявляются определенные требования к уровню образования, опыту работы, профессиональным знаниям и навыкам;

- повышение роли представительного органа в результате участия депутатского корпуса в назначении кандидата на должность главы исполнительного органа местного самоуправления;

- оперативность и экономичность назначения на должность главы местной администрации по контракту, процедуры досрочного прекращения полномочий (напротив, проведение выборов требует значительных временных и определенных финансовых затрат);

- повышение ответственности главы администрации, возможности депутатского корпуса своевременно и оперативно реагировать и устранять недостатки в деятельности администрации.

Аргументами против назначения главы администрации по контракту в анкетах среди прочего была названа зависимость главы администрации от представительного органа и возможность начала противостояния между двумя этими органами муниципальной власти.

 

Мнение эксперта

Павел Ефремов, глава администрации Первомайского района:

- Я считаю, что все, кто говорит, что система сити-менеджера как бы отменяет систему выборов, не правы. Ведь как выстроена система в нашем Первомайском районе? Для того, чтобы глава района избрался в представительный орган, за него должны проголосовать на поселковом уровне как за депутата. Затем – тайное голосование в районном совете по избранию главы района.

А глава администрации проходит конкурсную комиссию. Со мной на этот пост баллотировалось еще две кандидатуры. Мы дважды встречались с конкурсной комиссией. Пришлось отвечать на сто вопросов, предложенных ею. Затем свои выводы по тому или иному кандидату комиссия озвучила в районном совете. И там уже было принято, опять же тайным голосованием, решение о назначении главы администрации.

Я не считаю эту процедуру более легкой в сравнении со всенародными выборами. И судить об этом я имею право, ведь дважды избирался всенародно и последний раз – по конкурсу. Переживал сильнее.

Опять же на своем примере я не могу сказать, что контрактная система увеличивает противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти. Большинство вопросов на сессию готовит администрация. В тех случаях, когда возникают разногласия законодателей с авторами законодательного акта – мы всегда создаем согласительную комиссию. И в рабочем порядке решаем эту проблему. Какое тут может возникнуть противостояние? Ведь если есть общее желание решать проблемы муниципалитета – выход из любой возникающей ситуации можно найти.

РЕКОМЕНДУЕМ
ПОПУЛЯРНОЕ
Новости партнеров
Фоторепортаж