Ирина Орищенко: "Я ПРОСТО ЖИВУ"

ЗАВТРА СТАРТУЕТ ТРАДИЦИОННЫЙ ПОВАЛИХИНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ БАРДОВСКОЙ ПЕСНИ

00:00, 09 сентября 2010г, Культура 3976


Ирина Орищенко: "Я ПРОСТО ЖИВУ" Фото №1

Среди его – нет, не гостей, а давних друзей будет и Ирина Орищенко, чье творчество любимо и почитаемо во всех уголках России. Ее песни звучат со сцен концертных залов и у туристских костров, на фестивалях и детских утренниках… Например, замечательного "Домовенка" я впервые услышал от старшего внука, когда забирал его из детсада; "Взять до Москвы билет"мне спели стройотрядовцы в утренней электричке…

Сцена - вся страна

Родилась Ирина Орищенко в Ленинграде, считает себя питерской в трех поколениях, но по жизни и по судьбе искала приют в Сибири и Казахстане. Но город на Неве по-прежнему зовет ее. Потому и перебралась после 8 лет работы в Горно-Алтайске поближе к нему, в Петрозаводск. Хотя и это пристанище временное, разве что на зимние месяцы, а так вся жизнь на колесах: концерты, фестивали, мастер-классы по всей России… Владивосток и Калининград, города на Волге и на Оби… Словом, творческая мастерская и сцена для Орищенко – вся страна.

Страсть к путешествиям, наверное, передалась от матери, которая была строителем и всегда возила дочь со стройки на стройку. Та же судьба и у сына Ирины, Костика, которым Орищенко очень гордится.

– Мое, я надеюсь, более счастливое продолжение, – это откровение я услышал нынешним летом. Надежды, похоже, сбываются. Сын раньше матери вышел на сцену, написал первые стихи и песни и даже стал уже лауреатом фестиваля в Юрге.

О любимом Костике Ирина может рассказывать часами, о себе же говорит коротко:

– Живу всегда в движении. Девиз – "Движение – это жизнь!". Люблю менять мир вокруг себя – надеюсь, в лучшую сторону. Люблю открывать для себя новые города, новых людей. Люблю природу, животных, но не могу по роду деятельности позволить себе завести даже собаку. У меня особое отношение с домовыми. По особым случаям готовлю свое блюдо – "орищенки". Люблю летнюю рыбалку, умею стрелять, но охотиться никогда не буду. Не выношу грубости, притворства, лжи. С первого раза не запоминаю имен (на что многие обижаются), цветов, улиц, чисел, а песни помню даже из детства. Боюсь фанатов. Влюбчива. Независима. Прямолинейна. Общительна. Космополит. Остальное знают любимые люди.

В том числе и мои соседи по Семеновке, неисправимые туристы-рубцовчане Иван и Зина Томашевичи, в чьем загородном доме Ирина гостила нынче дважды. Ловила рыбу, дрессировала овчара Роя, пела песни для друзей и, конечно же, писала новые.

Там, где ждет старый друг

Алтай Орищенко считает своей второй родиной и стартовой площадкой в творческий мир. Большой знаток бардовской песни, журналист и писатель Анатолий Кирилин вспоминает:

– Это было почти полтора десятка лет назад. Турбаза "Катунь". Ежегодный фестиваль самодеятельной песни. Палаточный лагерь зрителей и слушателей растянулся на километр. Сцена на берегу Катуни, а чуть ниже, у самой воды, памятник гитаре. Как знали авторы этого памятника – пройдет несколько лет, и от фестиваля в Горном останутся только воспоминания. А тогда… патриарх бардовской песни, давно разменявший седьмой десяток, Юрий Кукин гоняет футбольный мяч в матче с организаторами, замечательный поэт, прозаик, исполнитель своих песен Николай Шипилов идет в атаку на ворота противника, забыв про свои переломанные ноги… Да, иных уже нет…

Главное событие – концерт. На сцену один за другим выходят именитые исполнители и мало кому известные. Объявляют: Ирина Орищенко, Усть-Каменогорск. Появляется рослая молодая женщина, в костюме, напоминающем стройотрядовский, берет первые аккорды, и… глубокий, ясный голос, лирические интонации, стихи. Мы же все теперь знаем, что в бардовской песне стихи и правят главенствующую роль.

Тронула песня, услышанная тогда впервые – "Взять до Москвы билет". Сколько в ней энергии, нежности, веры в нескончаемую молодость и великого – себя. "И через целый год с Богом и как-нибудь перенестись туда, где старый друг живет"… Москва. Столица. Мы и сейчас еще, живя в разрозненном мире, связываем свои надежды с этим городом. А тогда – и подавно. Ирина так и поет – "…В город больших надежд…" Это всегда так: в хорошей песне, которая вроде про себя самого – живет целый мир. И все связано, все живо и все возвращается туда, где бьется любящее сердце – через три тысячи верст, через трехсуточную тряску в разбитом вагоне. "В город, где старый друг ждет за столом меня".

Ирина приезжала на Катунский фестиваль еще и еще, была частой гостьей, когда в Шукшинские дни авторы и исполнители самодеятельной песни собирались на ночные концерты на берегу реки возле Сросток.

Призыв к движению

Прошли годы, в течение которых Ирина Орищенко осталась верной бардовской песне, что нынче для нее – главное дело всей жизни. Песни ее разноплановые, с точки зрения музыки, – и блюз, и вальс, и регтайм. Все такие же глубокие по чувству, точные по слову, убедительные по энергетике.

То затихают, то вспыхивают с новой силой споры о том, что же такое бардовская песня? Послушайте Ирину Орищенко, скорее всего, ее творчество и есть классический случай авторской (или бардовской – как кому больше нравится) песни.

В этом году у Орищенко вышел в Москве "золотой" диск. Общее время звучания песен – 4 часа 49 минут. Назвала его Ирина коротко, но емко "Я просто живу".

И это символично. Диск вместил все ее беспокойное, но такое понятное тысячам слушателей жизненное пространство, отданное песне. Предисловие написал Борис Вахнюк, ее коллега по песенному творчеству и просто учитель.

"Странная музыка в этом сочетании – Ира Орищенко… У ее города батальное прошлое, каких-то 277 лет он был крепостью Усть-Каменной. У нее же биография вполне мирная: спорт, работа в школе, была крановщицей, чтобы на квартиру заработать, не получилось. С песнями – получается, хотя это дело не из самых кормящих. Слушатели у нее – Гора. Гора вполне реальная – это склон Жигулей, становящийся зрительным залом на время Грушинского фестиваля, где она стала лауреатом. Слушали ее и СДР, и Дом художника в Москве, а первый слушатель – часто сын. Был и я, чем горжусь, ее единственным слушателем. Утренний дождь выбил оспины на песке и угомонился. За деревьями почтительно, боясь помешать, плескалась Волга. И старенькая, клееная-переклеенная гитара рождала совершенно космический звук "Ночного блюза". Филармонической, как говаривал Окуджава, тишины тебе, Ира Орищенко, в наше не больно песенное время. А обладатель твоего первого диска пусть затоскует по следующим!"

Вот такое напутствие учителя. Оно звучит как призыв к творческому движению.

За время короткого отдыха в горах перед Повалихинским фестивалем Ирина написала несколько песен. Мне посчастливилось услышать их. Это "Домодед" – продолжение любимого цикла о домовых, иронические "Яблочки" и баллада высокого и щемящего жизненного накала о седых мальчишках.

Презентация песен состоится на Повалихинском фестивале, куда уже приехали десятки почитателей творчества Ирины Орищенко из Читы и Владивостока, Новосибирска и Горно-Алтайска… Так что совсем скоро перебор струн верной спутницы-гитары и уверенно спокойный, но неизменно волнующий голос певицы услышат миллионы любителей авторской песни по всей России.

Валерий СЛОБОДЧИКОВ. Семеновка – Повалиха.

Фоторепортаж