ИСТОРИК, ЖИВУЩИЙ БУДУЩИМ

УЧИТЕЛЬ СЛАВГОРОДСКОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ N 10 ОКСАНА ТЕОБАЛЬДТ НЕ ЛЮБИТ ГОВОРИТЬ: ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ? ОДНАКО И «ЧИСТЫМ» ПРАГМАТИКОМ ЕЕ НЕ НАЗОВЕШЬ.

00:00, 27 августа 2010г, Общество 3236


ИСТОРИК, ЖИВУЩИЙ БУДУЩИМ Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

– Может ли быть футуристом человек, изучающий прошлое? – спросили мы ее.

Оксану Ивановну ничуть не удивил такой вопрос.

– Конечно, ведь мы знаем прошлое, без которого невозможно понять будущее. Еще чуть-чуть фантазии, и будущее – как на ладони… 

Будущее своих воспитанников учитель истории Теобальдт представляет зримо. Конечно, они через несколько лет окажутся в различных сферах жизни, но школьная подготовка им непременно пригодится. В этом году ее выпускник Максим Остапенко, одержавший победу во Всероссийской олимпиаде по истории, стал студентом Московского государственного университета. А в прошлом году Артем Саволайнен, будучи призером Всероссийской олимпиады по праву, также был зачислен без сдачи экзаменов на бюджетной основе на юридический факультет МГУ. Это – зримый итог работы преподавателя истории, обществознания и права средней школы N 10 Славгорода Оксаны Теобальдт.

Интерес учащихся к той или иной дисциплине можно, конечно, заметить и на школьных уроках. Но чтобы он перерос в исследовательскую деятельность, нужен системный подход, считает Оксана Ивановна. Таким инструментом по выявлению юных талантов является в школе научное общество учащихся. Его возглавляют она и преподаватель географии Алла Ковалева. Вроде бы разные предметы – история и география, но именно этот тандем оказался интересен их воспитанникам, добившимся больших результатов.

Недостатка в темах исследований у людей творческих не бывает. Они, что называется, «лежат под ногами». Вот только названия некоторых: «Национальность и реклама», «Плакатное искусство в годы войны», «Прогноз социально-экономического развития Славгорода на ближайшие 15 лет», «Очистим наш город от отходов», «Памятниковая культура в Славгороде»… Такая разносторонность позволяет одаренным детям под руководством инициативных педагогов участвовать и побеждать в краевых конкурсах «Будущее Алтая», «Первые шаги в науку», общероссийском социальном проекте «Я – гражданин России», «Россия. XX век», «Моя малая родина».

Вроде бы Славгороду всего-то сто лет, но, как оказалось, в его истории столько «белых пятен», неизведанного, забытого или полузабытого. Например, под патронажем заместителя главы города Петра Фица ребята готовили научно-практическую конференцию, посвященную пребыванию в Славгороде писателя и будущего государственного деятеля Казахстана Сакена Сейфуллина. Он провел в степном городке весной 1919 года всего лишь два дня, но этот сюжет теперь широко известен краеведам. Очень заинтересовал членов научного общества… саман. Буквальный перевод этого термина с тюркского языка означает «солома». На самом деле это древнейший строительный материал из глины, высушенный на открытом воздухе. Иначе говоря, необожженный кирпич, кирпич-сырец. А на языке строителей – глинобетон, глинофибробетон, глиносырцовый материал. Издревле саман использовался для возведения малоэтажных построек, стен и заборов в сухом климате. В основном в Средней Азии, на Северном Кавказе, Украине и в степном Алтае. Для производства самана использовалась, как выяснили учащиеся, глина, разведенная водой, тщательно перемешанная с резаной соломой, мякиной, стружками, навозом, известью и другими компонентами. Ребятам удалось разыскать у старожилов формы для изготовления саманных блоков, которые изготавливались одинарными или двойными в виде ящика без дна, прочно сколоченного из теса. Такие формы как экспонаты даже возили в Москву на всероссийский конкурс. Сейчас, когда остро стоит проблема строительства дешевого, экологически чистого жилья, этот опыт, возможно, пригодится молодым семьям. А если обложить такой дом кирпичом или обшить сайдингом, то ему не страшны сибирские морозы.

Славгородские школьники выявили три способа изготовления саманных строений. В том числе с использованием пластов дерна. Такие дома возводили новоселы не только сто лет назад, но и в годы войны и освоения целины. Предки Оксаны Теобальдт, прибывшие в годы столыпинских реформ в степную алтайскую деревушку Богдановка из Екатеринославской губернии, также соорудили дом из пластов дерна.

Может быть, поэтому ее воспитанники, как и она, с удовольствием занимаются и составлением родословной. Правда, нечасто уходят дальше дедов-бабушек. Но есть и те, кто знает восемь-десять поколений. Особенно немцы. Ведь предки российских алтайских немцев когда-то жили в Германии, где не было богоборчества, где не жгли церкви вместе с метрическими записями.

Спокойно относится учитель истории к тому, что ребят больше увлекает не ее предмет, а, например, информатика или математика. Поскольку Оксана Ивановна занимается с ребятами научной деятельностью, ей тоже пришлось освоить ряд компьютерных программ: надо было верстать материалы, обрабатывать фотографии, составлять таблицы, схемы. Вообще нет ничего зазорного в том, что приходится учиться по книжке «для чайников», советоваться с учащимися, с дочерью-школьницей. Ведь сегодня невозможно представить преподавателя без использования компьютера или интерактивной доски – таковы реалии. Да, есть у учительства проблемы, но они в основном разрешимы. Особенно если обожаешь свою профессию. И, будучи историком, живешь не прошлым, а будущим – без сослагательного наклонения! 

Фоторепортаж