ЕВГЕНИЙ БОЙКО: «ЧИНОВНИКОВ В РОССИИ МАЛО!»

00:00, 11 августа 2010г, Общество 1160


ЕВГЕНИЙ БОЙКО: «ЧИНОВНИКОВ В РОССИИ МАЛО!» Фото №1

На прошлой неделе на территории Тальменского района было проведено выездное заседание ученого совета Сибирской академии государственной службы. Обозреватель «АП» Анатолий МУРАВЛЁВ встретился с Евгением БОЙКО, ректором этого новосибирского вуза. 

 Уборщица – управленец?

- Распространено мнение, что сейчас в России чиновников больше, чем было в огромном СССР – так ли это, на ваш взгляд? Немало претензий и к качеству государственного, регионального и муниципального управления.

- Могу сказать, что во всех органах управления всех уровней в СССР, включая и хозяйственные субъекты, было занято 18 миллионов человек.

- То есть в этот показатель включалось и руководство предприятий?

- Да. Статистика включала в состав управленцев не только директоров предприятий, но даже тех уборщиц, которые подметали их кабинеты, поскольку были включены в штат аппарата управления. И таких «управленцев» насчитывалось до 15 процентов.

Сейчас в России живет чуть более 140 миллионов человек. Неужели можно всерьез относиться к некоторым публикациям, утверждающим, что в стране 20 миллионов чиновников?! Оглянитесь вокруг: разве каждый седьмой житель страны, включая пенсионеров и детей, – чиновник? Нет, конечно же! Сейчас «чистых» «слуг народа» во всех уровнях управления России – примерно один миллион 400 тысяч человек.

- Неужели эта цифра включает и сотрудников многочисленных ведомств, которые появились за последние 20 лет, – МЧС, казначейства, налоговой, таможенной, антинаркотической и иных служб?

- Да. Мое убеждение, что чиновников в России мало. Потому что многие функции государства выполняются не вполне качественно в силу того, что не хватает людей для этой работы.

- И это будет до тех пор, пока не только чиновник, но и регистратор поликлиники не освоят возможности компьютера?

- Конечно. Большие перспективы имеет переход к «электронному правительству». Но если учесть, что еще 15-20 лет назад многие и не видели компьютера, это – гигантский шаг вперед.

– Коль чиновников, как вы считаете, мало, разве сложно их подготовить?

- Сложно. Потому что чиновники в своей деятельности реализуют несколько задач: к примеру, специалист по экономике занимается экономической работой. Поскольку эта деятельность осуществляется для населения или отдельных его слоев, то он должен уметь работать и с населением. А это – самая деликатная материя. Существуют, конечно, технологии, которым в том числе обучают и в нашем вузе.

Губернатор – «в теме»

- Как, на ваш взгляд, решаются проблемы подготовки государственных и муниципальных служащих для Алтайского края, в котором 60 сельских районов и более десятка городов?

- Край, насколько я знаю, находится на втором месте после Башкирии по числу муниципалитетов. В них трудится несколько тысяч муниципальных служащих. Поэтому существует большая потребность в подготовке чиновников для отделений федеральных, а также региональных, городских и сельских органов власти и управления. В связи с этим по инициативе региональных властей мы еще в начале 2000-х годов открыли в Барнауле филиал нашего вуза. В итоге заметно пополнили отряд специалистов-управленцев. Только с 2007 года по настоящее время прошли профессиональную переподготовку и повышение квалификации около трех тысяч государственных и муниципальных служащих, из них большинство – на базе Алтайского филиала Сибирской академии государственной службы. Направлено на целевую контрактную подготовку более 30 выпускников средних школ края.

Кстати говоря, губернатор Александр Карлин является одним из самых осведомленных в стране в вопросах подготовки управленческих кадров. Мы с ним познакомились еще в ту пору, когда он возглавлял управление по вопросам государственной службы в администрации президента России. И сейчас, будучи руководителем крупного сибирского региона, он держит этот вопрос на постоянном контроле. Про таких людей, как Александр Богданович, говорят: «он – в теме».

Я с интересом слежу за его деятельностью, отмечая, что в крае реализуется немало интересных проектов, инициированных губернатором. Мне кажется, что регион развивается небеспроблемно, но весьма динамично, укрепляя статус «кормильца Сибири» и обретая новые бренды, в частности туристический.

Выборы … по конкурсу

- Наверняка вам приходилось слышать, что, мол, в советский период была стройная система подготовки кадров, а теперь все развалено. Это так или нет?

- И так, и не так. Советская система держалась на массовости. Начиналось все со школы, с октябрятской «звездочки», затем была работа в пионерской, комсомольской, профсоюзной, партийной организациях. Так «вычислялись» формальные и неформальные лидеры, способные руководить. С ними занимались, их передвигали по горизонтали и вертикали, им подсказывали, помогали, учили. В том числе и в партийных школах, на базе одной из которых – Новосибирской – была создана наша академия. В этом смысле существовала система не только подготовки, но и работы с кадрами, включая резерв.

Те люди, которые пришли к власти в России в начале 1990-х годов, недооценивали необходимость такой работы. Им казалось, что управленцы появятся как бы сами собой. Однако этого не произошло. И первым осознал необходимость использования прежнего опыта для серьезной подготовки управленческих кадров Анатолий Чубайс, в тот период – руководитель Администрации президента страны. Реализовать задумку ему не удалось, тем не менее это было стимулом осмысления кадровой политики и государственной службы. Но практически приступили к реализации задуманного всего лишь несколько лет назад. Причем и сейчас, на мой взгляд, нет точного понимания того, что конкретно надо делать. Ведь в рыночных условиях, в отличие от плановой системы, кадрами сильно-то не покомандуешь. Появилась конкуренция у государственного и индивидуального секторов – нередко у частника для высококвалифицированных специалистов условия предпочтительней.

По сути дела, еще не подступались к передвижению кадров по горизонтали, да и по вертикали. В итоге многие чиновники явно «пересидели», закрывая путь к карьерному продвижению молодых, хорошо подготовленных людей.

Возникают коллизии из-за того, что многие руководители муниципалитетов избираются населением. Подчас к управлению городом или районом приходят люди, не имеющие никаких управленческих навыков и необходимого жизненного опыта. У нас пока только начинает реализовываться классическая модель государственной и муниципальной службы – занятие должностей по конкурсу. Это когда управленца – сити-менеджера – нанимают из числа нескольких претендентов. Такая практика широко распространена во Франции, Германии, США и других странах. В России сити-менеджеры возглавляют около 13 процентов муниципальных образований. Знаю, что есть такие примеры и в Алтайском крае.

Взято из жизни

- Словом, темы для обсуждения на выездном заседании ученого совета
СибАГС на территории Алтая даже и выдумывать не надо…

- Верно. В крае мы не впервые проводим выездные заседания ученого и наблюдательного советов. Задачи нынешнего мероприятия - подвести итоги того, что было сделано за год, определиться, как будем работать в наступающем учебном году. Также, учитывая динамичный характер того, что происходит в России, мы обсуждаем такие проблемы, которые будут актуальны через несколько лет.

- Например?

- Скоро все бюджетные учреждения будут переходить на среднесрочное планирование на три года. Их обяжут сформулировать миссию учреждения, определить цели и задачи с привязкой к материальным и финансовым ресурсам.

Мы над подобной проблемой начали работать еще 18 лет назад. Тогда никто еще слово «миссия» в этом смысле не употреблял. Хотя мы-то знали опыт американских университетов: люди, поступающие на работу в вуз, подписывают специальный документ, в котором подчеркивается, что они будут своей деятельностью способствовать реализации миссии университета – той, которая сформулирована в этом самом документе.

На выездном ученом совете вплотную обсуждаем переход на стандарты третьего поколения.

- Речь идет о переходе от подготовки по специальности к выпуску бакалавров и магистров?

- По большому счету задумана революция: переход от передачи педагогами знаний к формированию компетенций. То есть способности обучающихся людей совершать какие-то практические действия.

Впрочем, для нашей высшей школы это не очень-то и ново. Потому что в советской педагогической практике существовал метод, условно называемый ЗУН – знания, умения, навыки. Но в реализации этот процесс достаточно сложен.

- Почему?

- Потому что надо четко структурировать весь учебный материал: это студент должен знать назубок, это должен понимать, это должен уметь делать…

Также следует учитывать и то, что в условиях рыночной экономики никто специально рабочие места не создает. Большинство выпускников само ищет применение своим силам. Поэтому, конечно, когда выпускник имеет основательную подготовку уровня бакалавра, у него шире и возможности выбора.

Пока мы выпускаем специалистов государственного и муниципального управления, юриспруденции, налогов и налогообложения, финансов и кредита, связей с общественностью. Затем будут сформированы две группы: экономика и управление, а также гуманитарные науки.

Всего в нашем вузе сейчас обучается около 10 тысяч человек, из них около полутора тысяч – очно, в их числе – 700 – бюджетники. Остальные студенты – люди зрелые, как правило, работающие, обучающиеся по вечерней или заочной форме. Как правило, получают второе высшее образование либо высшее образование на базе среднего профессионального, а также осваивают профессиональную подготовку или повышают квалификацию.

СибАГС является одним из лидеров в Сибири, да, пожалуй, и в стране, по внедрению дистанционного обучения. Это связано в том числе и с большими пространствами, и контингентом студентов, которые могут обучаться за собственные или бюджетные средства. Дистанционно - это с меньшими затратами. Такой формой обучения сейчас охвачено в Сибири около трех с половиной тысяч человек.

Это все – темы для обсуждения на выездном заседании ученого совета. А еще нам очень нравится алтайская природа и его люди.

Фоторепортаж