«ТРУБАДУР» КАЗАХСТАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

ВИКТОР ВЛАСОВ, ПРЕЖДЕ РАБОТАВШИЙ НА АЛТАЙСКОМ МОТОРНОМ ЗАВОДЕ, ВСЕГО ЛИШЬ ГОД ИСПОЛНЯЛ ОБЯЗАННОСТИ МИНИСТРА В БРАТСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

00:00, 23 июля 2010г, Общество 3134


«ТРУБАДУР» КАЗАХСТАНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Фото №1

Начинал руководитель индустриального ведомства еще в Казахской ССР, а уходил в отставку в суверенной Республике Казахстан.

Закалка литейного цеха

По словам Владимира Захарова, бывшего генерального директора производственного объединения, а позднее акционерного общества «Алтайский моторный завод», Виктор Иванович в конце 80-х годов был его заместителем.

После окончания во второй половине 1960-х годов Алтайского политехнического института по специальности «Литейное производство» Власов почти тридцать лет работал на одном предприятии – Алтайском моторном заводе. Был не только хорошим инженером и управленцем. Владимир Захаров вспоминает несколько ярких увлечений коллеги: охотник, рыбак, собачатник, музыкант. Между прочим, играл на трубе на эстраде-раковине танцплощадки в парке у клуба завода «Трансмаш».

А одной из первых ступенек заводской карьеры Власова была должность начальника формовочного отделения чугунолитейного цеха. Потом стал заместителем начальника цеха по технической части, затем – начальником чугунолитейного цеха.

Бывая здесь, я всякий раз уходил с таким чувством, будто побывал в иной реальности: сквозь сумерки блестит огонь, маячат, словно тени, фигурки рабочих. В 2008 году оказался в этом цехе вместе с делегацией германских тракторостроителей. Они были просто в шоке от увиденного. Представьте: чопорные немцы в светлых костюмах и галстуках рядом с огнедышащим жерлом, изрыгающим дым, огонь, копоть и горячий металл. Одному из членов делегации в сполохах огня удалось что-то прочесть на шильдике – металлической бирке на одном из станков. Оказалось, что он – немецкого производства, изготовлен еще в начале XX века и попал на Алтай по репарации в конце 40-х годов.

 

«Пожарный» управляющий

В конце 80-х годов Виктор Власов стал заместителем генерального директора АМЗ по производству. А вскоре… министром промышленности в Казахстане.

1991 год. Период агонии огромной страны, рушились не только производственные связи, но государство в целом. В Казахстане, как и в России, приватизация только намечалась. Деятельность министерств была парализована, сводилась к «пожарным» попыткам помощи подведомственным предприятиям в работе с недобросовестными партнерами. Так что, скорее всего, Власов, в молодости игравший на трубе, понимал, что его самые благие потуги вылетят в трубу.

Владимир Захаров, которого я расспрашивал о бывшем коллеге, не смог вспомнить, как сложилась его судьба после отставки с министерского поста. Знает лишь, что тот скончался в конце 1990-х годов, ушла из жизни и его супруга. У них был взрослый сын.

Не берусь гадать, чем мог заниматься после отставки русский по происхождению экс-министр в суверенном Казахстане. Ему было около 50 лет от роду, что для человека, управлявшего десятками тысяч людей, – самый оптимальный возраст.

Кстати говоря, в должности генерального директора Павлодарского тракторного завода Виктор Власов сменил еще одного бывшего нашего земляка – Юрия Лузянина, который возглавлял предприятие 13 лет и осенью 1988 года сам подал в отставку. С 1952 года он работал на Алтайском тракторном заводе в Рубцовске, прошел путь от инженера до заместителя генерального директора по производству – этот путь повторил через годы и его сменщик Виктор Власов – только на АМЗ.

Об интриге, закрутившейся после ухода Лузянина, и многом другом говорится в книге известного павлодарского журналиста и писателя Юрия Поминова «Хроника смутного времени. Записки редактора». На выборы генерального директора тракторного завода в конце сентября 1988 года заявки подали около 50 человек. Среди них не только местные кадры, но и их коллеги-машиностроители из Алма-Аты, Иванова, Липецка, Ташкента, Киева, а также врач из Днепропетровска, председатель профкома из Харьковской области, юрист из Старого Оскола и плотник из Харькова… А тракторный – завод особый, градообразующий: больше 20 тысяч работающих, огромное количество партнеров.

В 1984 году на ПТЗ был установлен рекорд производительности – тракторостроители собрали 55 тысяч машин. Но уже в 1997 году выпуск тракторов снизился до 1879 штук. В условиях распада страны, рыночной конкуренции, изменения поставочных и закупочных схем завод потерял своего покупателя.

 

«Признать перспективы призрачными»

Юрий Поминов отмечает: «Завод никогда особо не отличался стабильной работой. Теперь же его лихорадит как никогда… Вот и решились на эксперимент». И, конечно же, с треском провалили его. Еще полгода предприятие было без руля и без ветрил, пока в начале 1989 года его не возглавил Виктор Власов.

В интервью «Звезде Прииртышья» новый руководитель завода говорил, что «принял предприятие в адски тяжелом положении: 95 миллионов рублей невыплаченных кредитов, 42 миллиона – недостаток оборотных средств… Один сплошной кризис…»

А дальше – хуже. Страна разваливалась. Предприятие, завязанное на сотни смежников, трясло из-за сбоев в поставках сырья и комплектующих и несоблюдения договорных обязательств. Тракторный завод вынужден был завозить китайских рабочих. Параллельно в целях экономии сокращается инженерно-технический персонал. В цехах проходили несанкционированные митинги.

В начале 1991 года гендиректор объединения тракторостроителей Виктор Власов публично отмечал: получив, как и в прошлом году, 100-процентный заказ, завод обеспечен ресурсами для его выполнения лишь на 70 процентов. Как ни крути, добрать на прямых договорах недостающие 30 процентов не удается. В то же время за госзаказ директор отвечает головой.

А уже в феврале 1991 года он как министр промышленности республики должен был искать выходы из подобных тупиков. Он был переутвержден в этой должности 28 июня 1991 года, а также 16 октября того же года в связи со сменой премьера – им стал Сергей Терещенко. Однако русских имен в составе возглавляемого им кабинета министров становилось все меньше.

Наконец в 1992 году, как свидетельствует казахстанская хроника, были ликвидированы либо переименованы многие министерства и удалены «старые кадры». Среди них – в феврале – и Виктор Власов.

Больше упоминаний о нем нет ни в одном открытом источнике.

В 1994 году тогдашний директор Павлодарского тракторного завода Виктор Вернер, возглавивший также и ОАО «Тулпар-Авто», собирался выпускать на мощностях гиганта сборку итальянского автомобиля «Панда».

А после банкротства ПТЗ в 1998 году новые собственники тракторного завода неоднократно делали заявления о попытках поставить на конвейер трактор Т-95,4, ранее разработанный заводскими конструкторами, наладить совместно с минчанами выпуск колесных тракторов «Беларусь», освоить производство не только валковой прицепной жатки «Кейс» и сеялки точного высева, но и зерноуборочного комбайна. Но российские смежники также переживали смену владельцев: прекратилась поставка трансмиссий из Омска и двигателей с Алтайского моторного завода…

23 июня 2006 года, будучи в Павлодаре, премьер-министр Республики Казахстан Даниал Ахмедов заявил, что тракторный завод реанимироваться не будет – нет смысла выпускать неконкурентоспособную продукцию. Перспективы завода признаны призрачными…

Фоторепортаж