Испытание водой

00:00, 04 июля 2014г, Общество 1685


Испытание водой Фото №1

 В Барнауле на базе центра детского (юношеского) технического творчества Ленинского района прошли очередные краевые спортивно-технические соревнования по судомоделизму. Организатором выступил краевой центр информационно-технической работы, а участвовали команды в возрасте до 18 лет из Барнаула, Новоалтайска, Тальменского и Красногорского районов.

 В первый день прошел теоретический зачет, участники ответили на вопросы по истории техники, кораблестроения и т.д. Ну а основные соревнования проходили на озере в селе Лебяжьем: сначала – стендовый осмотр моделей кораблей и катеров, а потом непосредственно оценка их ходовых качеств, испытание водной стихией.

– Тут уже состязались радио-
управляемые модели фигурного курса, потом неуправляемые яхты, катамараны и радиоуправляемые яхты. Сегодня участвуют все радиоуправляемые: модели-копии кораблей и судов, а также скоростные модели фигурного курса, – говорит директор Красногорского дома детского творчества Николай Бекетов, который привез на краевые соревнования команду из семи человек с пятнадцатью классами моделей.

В это время на деревянном помосте на берегу озера подростки расставляют модели-копии для стендового осмотра. Техническая комиссия будет оценивать точность изготовления. «Они не просто должны быть похожи на некие корабли, они и строятся по чертежам реально существующих судов-прототипов в масштабе 1:75, 1:100 и так далее», – подчеркивает педагог.

И пока жюри приступает к оценке внешнего вида моделей, мы с переменным успехом пытаемся вникнуть в их мудреную классификацию. Выясняем у Николая Бекетова, что неуправляемые модели должны пройти дистанцию на скорость и на каждой стоит электрический двигатель, передающий вращение на ходовые винты. Точность хода зависит от настройки моделистом рулей, балансировки судна и других смутно понятных вещей. А вот модели с дистанционным управлением должны пройти сложную треугольную дистанцию, аккуратно преодолев несколько ворот в предписанном порядке, и причалить к берегу задним ходом. Пока беседуем с педагогом, с озера доносится запах гари: у кого-то проблемы с аккумулятором.

На стенде члены жюри задают участникам каверзные вопросы: «Что это у тебя? Кнехты? А какого типа? А это? Нет, это радиопеленгатор – минус три очка!»

Участник Михаил Балакин из ДЮЦ Железнодорожного района Барнаула представил на соревнования копию эсминца, выполненную в масштабе 1:200.

– Это был пластмассовый набор, – объясняет юноша. – Я выписал его из Санкт-Петербурга, собрал модель, покрасил, модифицировал под себя ходовую часть и выступаю с ней уже третий раз. После каждого выступления приходится ее смазывать, чтобы не ржавела, рули подправлять, подкрашивать, если она на что-нибудь налетит и поцарапается…

– Не боязно отпускать ее в плавание?

– Вода непредсказуема! Я как-то был на всероссийских соревнованиях, там вот такие волны, они просто захлестнули модель! Да еще и глубина чуть ли не 20 метров.

– Кажется, судьи были суровы во время стендового осмотра.

– Просто, когда я сам строю модель по чертежам, я точно знаю, как называются все детали, а тут был готовый набор, да еще детальки такие крошечные, что иногда непонятно, что это такое.

Среди участников замечаем единственную девушку – 15-летнюю Наталью Андронову. В ДЮЦ Железнодорожного района она занимается первый год (увлеклась, насмотревшись на таких же увлеченных друзей). Накануне она заняла второе место со своей подводной лодкой, а теперь пришла поболеть за команду. «Запускать радиоуправляемые модели, конечно, здорово, но изготавливать не менее интересно, – говорит Наталья. – Нужно хорошо ладить с математикой, чтобы правильно вычислить размеры деталей в масштабе. Ошибешься на какой-то миллиметр, а разница огромная!»

Наконец зрители дождались ходовых испытаний. Запускают модели, кстати, вдвоем: ее автор стоит на берегу с пультом в руках, а на воду аккуратно опускает помощник. Так, Отто Шмидт помогает Ивану Сентябову с его немецким пожарным катером (масштаб – 1:50) и знает о нем, пожалуй, не меньше изготовителя: спроектирован и построен в Дюссельдорфе, а модель целиком сделана своими руками. Тут проволока, тут жесть, палуба из пластика, а корпус из стеклоткани. Вообще, подопечные Николая Бекетова уже опытные участники соревнований разного уровня.

– Я этот катер три года делал, но пока еще не хватает многих деталей, – говорит Иван. – На соревнованиях главное, чтобы была рубка. В кружке занимаюсь уже четвертый год, и это моя вторая модель, а первой была подводная лодка, но ее тестирование еще впереди.

В отличие от ребят, всецело поглощенных своим занятием, их наставники настроены не столь оптимистически.

– Сегодня у нас поддерживают физические виды спорта, и это замечательно: стадионы, хоккейные площадки. Техническим видам такого внимания не уделяется, а дело это не менее важное и весьма дорогостоящее, – говорит Николай Бекетов. – Например, модель, которая сейчас пошла, стоит порядка 30 тысяч рублей, расходы ложатся на плечи родителей и руководителей кружков. Но сначала дети, конечно, делают более простые, здесь затраты не так велики – клей, краска, какие-то материалы.

– Мы работаем на местном бюджете по остаточному принципу, – добавляет Сергей Чужиков, директор ЦД(Ю)ТТ Ленинского района. – Заработная плата педагогов допобразования в среднем ниже, чем в обычных школах, и далеко не каждый мужчина согласится на такую работу. Вот и получается, что «молодым педагогам» сегодня под 50 лет… Зато сейчас действует краевая программа, поддерживающая наших учеников: они на льготных условиях поступают в технический университет на бюджетные места. Зачастую в школе дети с техническим складом ума далеко не отличники, но их способности могут и должны послужить развитию страны. Главное, что после кружков технического творчества они целеустремленны, многие находят себя в науке. Во всяком случае, все наши выпускники куда более успешны в жизни, чем их преподаватели! (Улыбается.)

– Интерес к техническому творчеству у детей сегодня по-прежнему велик, неправда, что он угасает, – уверен Сергей Таныгин, педагог ДЮЦ Железнодорожного района. – Другое дело, что для педагога эта работа становится практически хобби, а не основным источником дохода.

Фоторепортаж