ЧЕТЫРЕ СТИХИИ ЮРИЯ КАПУСТИНА

ХУДОЖНИК-ЮБИЛЯР НЕ УСТАЕТ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАТЬ С МАТЕРИАЛОМ И ФОРМОЙ

00:00, 13 июля 2010г, Культура 2386


ЧЕТЫРЕ СТИХИИ ЮРИЯ КАПУСТИНА Фото №1

В краевом художественном музее открылась персональная выставка известного керамиста Юрия Капустина, посвященная 75-летию мастера. Художник родился на Алтае, в Поспелихинском районе, запомнился многим местным любителям искусства своими первыми керамическими работами, но еще в 70-е годы в поисках новых возможностей для творческой самореализации уехал в Москву. Однако связей с малой родиной никогда не терял, свидетельством чему служат его персональные выставки в художественном музее, случающиеся раз в несколько десятилетий, и ежегодная летняя художественная студия для детей в Сростках.

Нынешняя экспозиция под названием "Четыре вектора в творчестве" действительно представляет четыре основных направления, в которых работает этот разносторонний художник, – керамику, эмаль, живопись и графику. Но интересна не только этим. Несмотря на почтенный возраст автора, выставка получилась не столько ретроспективной, сколько отчетной, ведь большинство работ свежие, буквально последних лет. И еще один важный момент: даже если работы называются, например, графическими, это не значит, что в них нет места технологическим экспериментам, которые так любит Юрий Николаевич. Например, в этом году в Италии публика высоко оценила его работы в технике… "кузбасслак"!

Появлению этой абсолютно оригинальной техники предшествовала забавная история: в 1989 году художнику заказали новогоднее панно для оформления пионерского лагеря в Подмосковье. Но в качестве материала ему там выдали только коробку засохшей школьной гуаши и банку пресловутого кузбасслака, которым обычно спасают от коррозии металлические трубы. Еще предложили охру, которой полы красят… В сердцах художник шмякнул кистью с маслянистым черным лаком по бумаге, а перевернув лист, с изумлением понял, что краска проступила вполне высокохудожественными разводами – серебряными и черными. Загоревшись новой идеей и изведя кучу бумаги, Юрий Николаевич добился в итоге по-настоящему волшебного и новогоднего результата.

За прошедшие годы эта нечаянно придуманная техника была усовершенствована, и сейчас в музее можно увидеть наклеенные на холст листы бумаги, на которых как бы из ничего проступают излюбленные автором скифские мотивы и этнические силуэты-призраки (например, "Шаман, победивший змея" из серии "Образы шаманов у алтайцев"). По технологии на оборотную сторону листа наносится лак, а лицевой будет как раз та, на которой он проступает. Кстати, итальянцы сочли, что колорит и фактура этих листов больше всего напоминают фреску – а уж они в этом разбираются! Работы, выполненные в таком нехудожественном, на первый взгляд, материале, искусствовед Наталья Царева назвала "подлинным чудом искусства".

Вообще, на вопрос, действительно ли вынесенные в название выставки четыре вектора в творчестве художника равнозначны, он отвечает, что желание работать в определенном материале приходит периодами, так что все представленное в экспозиции сделано исключительно по вдохновению.

В соавторстве с огнем

Впрочем, прежде чем проникнуться неброской красотой графики Капустина, зритель, скорее всего, обратит внимание на его эмали. Те же самые скифские, шорские и алтайские мотивы, столь близкие художнику, в металле сверкают яркими красками – синими, золотистыми, малиновыми и изумрудными и производят совершенно иное впечатление. Куратор выставки Оксана Сидорова рассказала, что при подготовке экспозиции сотрудники музея специально решили убрать все выгородки, чтобы в зале стало больше света, воздуха. Это и позволило прозрачной поверхности волшебных капустинских эмалей засиять подобно драгоценным камням.

– Горячая перегородчатая эмаль давно известна, но раньше с ней работали в основном ювелиры, – объясняет Оксана Сидорова. – Ее технология очень сложна: на металлический лист напаивают проволоку, а в образованные ею ячейки выкладываются порошки, которые в результате нескольких обжигов приобретают разные цвета и стекловидную консистенцию. И, поскольку в этой работе силен элемент случайности, можно сказать, что полноправным соавтором художника здесь становится огонь.

А еще Юрий Николаевич всегда уделяет особое внимание оформлению своих работ. Например, эмали, представленные на выставке, оправлены в металл, пластик и даже хрупкую керамику.

Дух шорцев в глине

Собственно же керамика присутствует в экспозиции в качестве декоративных блюд, украшенных выпуклыми изображениями лягушек и гусей. Кажущаяся простота этих милых вещиц весьма обманчива, ведь автору удается виртуозно передать шорский колорит, даже какой-то древний дух незатейливых образов. Еще одна ипостась глины – странные вазы природных форм в рыжеватых тонах (композиция "Приметы осени").

– Иностранные зрители по-разному воспринимают мои работы, – признается художник. – "Пиктограммы шорцев", например, больше понравились китайцам. Наверное, они напомнили им о чем-то своем, родном. А "кузбасслак" вот имел успех в Риме…

– Знаете, я мечтал бы передать кому-нибудь свои умения, – добавляет Юрий Капустин, – но сейчас все ленивы и никто не хочет работать. Так что вся моя надежда на детей, с которыми я каждое лето занимаюсь в Сростках. Мы там купили муфельную печь, ребятишки поначалу в очередь выстраивались, чтобы поработать за гончарным кругом, они ведь живую работу почувствовали! И сейчас я приехал в Сростки, а они уже ко мне бегут: "Юрий Николаевич, когда мы лепить будем?" – смеется художник.

Возможно, секрет молодости Юрия Капустина и правда состоит в постоянной работе с глиной, весьма энергетичным материалом, как считает искусствовед Оксана Сидорова. В отношении художника к четырем излюбленным материалам и техникам чувствуется искреннее восхищение перед их своеобразной стихией – и потому эти стихии ему покоряются.

Фоторепортаж