Усть-Чарышское половодье

00:00, 05 июня 2014г, Общество 2645


Усть-Чарышское половодье Фото №1

Фото Наталья ТЕПЛЯКОВА

По Чарышу плывут дрова. Пиленые, колотые и просто так, долготьем.

«Это из поселка Усть-Чарыш. Люди готовились к будущей зиме, а здесь наводнение это топливо унесло, – рассказывает нам, перекрикивая шум моторной лодки, старший инспектор Усть-Пристанского участка ГИМС Александр Поздняков. – Хотя ведь за сутки до этого мы предупреждали людей о надвигающемся стихийном бедствии. Но наши авось да небось да извечный деревенский вопрос: на кого скотину оставить? – без веревки привязывают людей к родному месту. Но МЧС держит ситуацию на контроле. В деревни, подвергшиеся стихии паводка, ездим по нескольку раз на день… Вот с этого крыльца сельской школы мы вчера людям хлеб и минеральную воду раздавали, а сегодня уже и забора не видно. Но, говорят, паводок начинает стихать. Скорее бы…»

Поселок находится почти что на самом слиянии рек Чарыш и Обь. Паводок здесь начался в прошлую субботу. Местные жители рассказывают, что такого напора воды здесь не было с 1969 года. Да и тогда, кажется, воды было меньше. Своеобразный водомерный пост здесь – дом одной из местных старушек. Так вот тогда вода до него не дошла, а сейчас плещется на самом крыльце. Субботние замеры здешних старожилов говорят о том, что вода поднималась на 14 сантиметров в час. В то время жители перемещали все необходимые вещи, продукты питания и скот на крыши. А то, что не помещалось на тесных чердаках, стремились поднять, укрепить, установить хоть на чурбачки, но выше уровня пола. Дом семьи Кривакиных стоит на небольшой возвышенности. Но и у них вода дошла почти до самых окон. Перебрались на крышу, ждут паром, чтобы перевезти на сухое место скот. Скучившиеся на небольшом пятачке их и соседние поросята заметно нервничают, тоже ожидают помощи.

В поселке, где проживает 80 человек, всего 37 дворов. И практически все дома затоплены. Но уехало на собственных моторных лодках или воспользовавшись помощью МЧС всего тридцать жителей. Остальные – на крышах, стерегут свой скарб и, главное, скот. В столь малом населенном пункте нет коллективного хозяйства. Поэтому для тех, кто пока не заслужил пенсии, коровы, овцы, свиньи, куры – основной вид заработка. Бросать их на произвол судьбы, значит, лишаться денег, которые весьма понадобятся в ближайшем будущем. Вместе с тем здесь надеются на помощь, которая, понятно, будет оказана.

В то время, когда мы подплыли к поселку вместе с председателем Алтайского краевого Законодательного Собрания Иваном Лоором, большая часть местной общины собралась в старинном деревянном здании.

Говорят, что оно было построено в 1902 году и изначально служило церковью. А затем в советское время было переделано под клуб. Вода сюда пока не добралась, но из окон виды, сравнимые с венецианскими. Но церкви на Руси и не такие невзгоды переживали, спасая людей.

Собравшиеся люди рассказывают о своих бедах и проблемах. Кто-то заблаговременно успел вывезти коров на дальние пригорки, и сегодня приходится ежедневно за пять километров плавать на моторке – доить буренок. А кто-то не успел спасти пчел, и несколько ульев сиротливо плавают в огороде.

– Вам сегодня продукты завозили? – спрашивает жителей Иван Лоор.

– Да, вот наши припасы, – женщины указывают на упаковки продуктов и бутылки с питьевой водой. – Ведь хоть кругом и море воды, а пить ее нельзя. Обещали вскоре еще картошку подвезти – и свадьбу гулять можно!

Местные мужики говорят, самое главное, что горючего для лодочных моторов запасено в достатке. Сейчас надстраивают высокие борта для стареньких «Казанок» или делают помосты на их носах и перевозят из самых опасных мест все тех же овец и поросят.

– Ну а самый животрепещущий вопрос на сегодня есть? – спрашивает приехавший гость.

– Есть, воду убрать! Но понятно, что это не по вашей части, – улыбается какая-та бойкая на язык женщина. – Но надо уезжать.

Пользуясь небольшой паузой, спрашиваю, как ее зовут.

– Моренкова Раиса Матвеевна. Почитай всю жизнь прожила в Усть-Чарыше. Сейчас уже хозяйство не держу – куры одни да поросята. А что теперь – сидят они на крыше, да выживут ли? Чем их кормить, ведь все корма под водой?..
Да и то сказать, мне ведь 59 лет – хватит уже хозяйствовать. Буду отсюда уезжать. Не подниму я дом сама теперь. А он такой хороший, родной. Да и сын из города меня спасать приехал. Так что вот такое решение…

Выходим на крыльцо и садимся в моторки. «Что мне понравилось – здесь есть костяк небольшого сельского коллектива, который и в трудную минуту не теряет головы и способен принимать верные решения, – говорит Иван Лоор. – Ну и власть делает все возможное в этой ситуации, чтобы помочь людям.

В то время, когда мы разговаривали с жителями, к поселку пытался подойти паром. Для того чтобы местные жители смогли погрузить на него скот и скарб и перевезти все это хозяйство на высокую гриву – взгорок, расположенную неподалеку от Усть-Чарышской Пристани. Дай бог, чтобы эта задумка удалась и люди стали быстрее покидать свои затопленные водой дома.

…На крыше веранды одного из домов сидит мужчина и, попивая из кружки что-то горячее, наблюдает за действиями парома. «Чай?» – проплывая мимо спрашиваю его. «Он, – неспешно отвечает мой собеседник. – А водкой торговать во время чрезвычайной ситуации запрещено. Хотя, конечно, кто хочет, тот найдет. Но не до того сейчас. Скот и
какие-никакие вещи спасем, а вода сойдет – в деревню вернемся и снова обживаться начнем. Тогда и выпить можно».

Человек издревле селился возле рек. Без них невозможно прожить и современной цивилизации. Но вода – это, с одной стороны, благо, а с другой – стихийное бедствие. И быть всегда готовым морально и материально возможно ли? Вместе с тем в любом обществе всегда есть люди, которые хотят жить обособленно. Но и им будет оказана необходимая помощь государством, обществом, просто неравнодушными людьми, которые ведут сегодня сбор средств для пострадавших.

Р.S.
Алтайское краевое Законодательное Собрание перечислило 182 тысячи рублей в качестве благотворительного пожертвования для жителей пострадавших от наводнения районов. Накануне председатель Алтайского краевого Законодательного Собрания Иван Лоор обратился к депутатам краевого парламента, работающим на постоянной основе, с призывом перечислить однодневную заработную плату в счет помощи пострадавшим от наводнения жителям Алтайского края. На призыв спикера активно откликнулись и сотрудники аппарата краевого парламента. Сегодня сбор средств пострадавшим от наводнения
продолжается.

Фоторепортаж