Увлечённые техникой

00:00, 24 мая 2014г, Общество 2129


Увлечённые техникой Фото №1

Краевой центр информационно-технической работы (КЦИТР) стал лауреатом конкурса «100 лучших школ России».

Независимые эксперты Всероссийского образовательного форума «Школа будущего» в Санкт-Петербурге высоко оценили результаты программы «Будущее Алтая», которую уже два десятилетия реализует КЦИТР, и вручили центру диплом «Лидер в разработке и внедрении методов развития интеллектуальных способностей детей». На состоявшемся в рамках форума «круглом столе» отметили, что в России другой такой системы подготовки одаренных детей, какая создана на базе КЦИТР, просто не существует.

Заместитель начальника центра Тамара Кузюра вспоминает, как в начале 90-х московская программа «Шаг в будущее» разослала по регионам призыв поддержать техническое творчество детей. Оно тогда резко утратило популярность среди школьников, и в результате талантливая молодежь перестала поступать в технические вузы. Так что изначально эта всероссийская программа имела узкую направленность, но сейчас включает множество направлений подготовки – от астрономии и экономики до психологии, литературы и этнографии.

Главное – совершить открытие

Особенность программы «Будущее Алтая» в том, что методисты КЦИТР обучают не только детей, но и педагогов и к этой работе привлекают ведущих преподавателей алтайских вузов, что ежегодно приносит впечатляющие победы на престижных всероссийских конкурсах научно-исследовательских работ.

– Исследований становится больше, их качество – выше, – радуется заведующая научно-методическим отделом центра Алла Вопилова. – Еще года три назад, например, было очень мало работ по истории и этнографии, а в прошлом году появились любопытные исследования хорошего уровня, в которых ребята смогли собрать обширный материал. В среднем число участников нашей программы – как учителей, так и школьников – ежегодно увеличивается процентов на десять.

Верных адептов программы вербуют, в частности, на методических выездах в образовательные округа края: пока профессора алтайских вузов работают с учителями, методисты центра занимаются с детьми – дают рекомендации по развитию темы и дальнейшему усовершенствованию работы. По замыслу организаторов ребенок обязательно должен совершить пусть и небольшое, но открытие. А движущей силой программы в конечном счете становятся амбиции педагогов: перед ними выступают чужие ученики, успешно поучаствовавшие в федеральных научно-исследовательских конкурсах, и глаза у учителей загораются.

Разрушая вредные мифы

Информационно-методический отдел КЦИТР реализует также программы «Рационализация и изобретательство», «Ступени педагогического мастерства» и «Техническое творчество – сельским школьникам».

Последняя, по словам заведующей отделом Валентины Барановой, существует с 1997 года. За эти годы педагоги
допобразования посетили практически все сельские районы. В таких поездках они проводят семинары для педагогов и мастер-классы для детей, которые к тому же позволяют отследить, какие направления им сейчас особенно интересны.

– Прошлой осенью мы съездили в Родинский район, один ребенок там буквально загорелся авиамоделизмом. А мы смогли найти педагога, который готов вести это направление, – рассказывает Валентина Баранова. – И уже через месяц нам позвонили и сообщили о создании кружка. А в Первомайском районе этой весной мы рассказывали о нашем новом направлении – 3D-моделировании, ребят оно очень заинтересовало. В итоге 14-летний Саша Суханов из Логовской средней школы захотел поучаствовать в нашем конкурсе изобретателей «Универсал» и буквально за две недели сам, без руководителя, подготовит проект. Сейчас он стал там организатором технического творчества.

– Значит, это миф, что современным подросткам такое не интересно?

– Конечно! Мы же видим, в какой восторг их приводят наши выставки технического творчества. Просто нужны педагоги, готовые с ними работать. Мы можем оказать им любую методическую поддержку. Зимой, например, на базе аграрного университета провели курсы по 3D-моделированию для педагогов, и некоторые учителя уже готовы в следующем учебном году набрать группы школьников. 3D-моделирование вообще перспективно, поскольку детям интересно все, что связано с информационными технологиями. Аграрный университет помогает нам в этом, поскольку видит в талантливых школьниках своих будущих студентов. Например, краевой конкурс юных техников, конструкторов и изобретателей прошел весной на базе этого вуза. В нем участвовали ребята из школ и профессиональных училищ.

От планеров до «радиолис»

Как еще поддержать талантливых и неравнодушных педагогов? Можно издавать для них сборники и информационно-методические бюллетени. Этим занимается редакционно-издательский отдел КЦИТР, и такая практика тоже уникальна для российских регионов. Его издания знакомят с новыми педагогическими идеями и успехами детей со всего края, позволяют учителям обмениваться опытом. Распространяются сборники бесплатно, поступают во все комитеты по образованию края и центры технического творчества. Самое первое издание, выпущенное еще в 2000 году, посвящено радиотехнике, потом были «Юный судомоделист» и «Юный дизайнер». Каждый год выходят четыре номера бюллетеня, два номера, посвященных программе «Будущее Алтая», и пара сборников по отдельным направлениям технического творчества.

Кроме того, центр организует множество выставок и спортивно-технических соревнований. Так, с 26 по 30 мая в Бийске состоятся краевые соревнования по авиамоделизму.

– Бийское небо украсят модели воздушных змеев, планеров, резиномоторные и радиоуправляемые модели, и зрелище это совершенно неописуемое, – говорит методист Елена Герасимова. – А с 16 по 20 июня в Барнауле пройдут краевые соревнования уже по судомоделизму.

Кроме того, детей приглашают на охоту на «радиолис» (нечто среднее между радиоспортом и спортивным ориентированием) и разнообразные конкурсы по техническому творчеству и декоративно-прикладному искусству: «Моя первая модель», «Техника вокруг нас». Самой многочисленной и эффектной традиционно получается выставка «Чудо-дерево».

Центр выступает не только организатором и методическим консультантом: здесь работают восемнадцать клубных творческих объединений для детей и подростков. Направления все те же: исследования, радиотехника, декоративно-прикладное искусство и многое другое.

Фоторепортаж