Выдержит ли сердце?

00:00, 21 мая 2014г, Медицина 3538


Выдержит ли сердце? Фото №1

Поездка больных из сельской местности на обследование в краевой кардиологический диспансер иногда может не лучшим образом сказаться на здоровье.

Для блага жителей края

Кардиоцентр, оказывающий неотложную и плановую кардиологическую помощь больным, проживающим в нашем регионе, начал работать в 1988 году и сейчас является одним из крупнейших в России лечебных учреждений подобного профиля. За время реализации программы модернизации здравоохранения в Алтайском крае его материально-техническая база заметно улучшилась.

Оснащенность кардиоцентра современной медицинской техникой и квалифицированными кадрами позволяет ему функционировать как единый лечебно-диагностический комплекс и оказывать приезжающим пациентам всестороннюю и качественную медицинскую помощь. Ее доступность для населения призвана обеспечить действующая в крае врачебно-диспетчерская служба (ВДС), с использованием которой значительное число больных получает направления на амбулаторное обследование в кардиоцентр.

Но некоторые проблемы во взаимоотношениях лечебного учреждения и пациентов еще остаются.

Два пациента – два разных случая

Сердечник Иван Карпов из поселка Майск Романовского района, которому хирурги кардиодиспансера в 2008 году сделали бесплатную операцию на сердце с имплантацией кардиостимулятора и который теперь регулярно, не реже чем два раза в год, ездит туда на проверки, отзывается о врачах кардиоцентра очень хорошо. 13 марта на очередном обследовании смог в течение дня его быстро пройти, сделать бесплатно кардиограмму и эхокардиограмму и благополучно отбыть обратно.

А вот Галине Захаркиной из села Романово, тоже пенсионерке, ветерану труда, которая еще продолжает работать преподавателем детской школы искусств, приезжавшей в АККД 26 февраля на поликлиническое обследование, напротив, с этим не повезло. Ведущая прием врач-кардиолог почему-то не нашла возможности сделать в данном лечебном учреждении необходимую пациентке эхокардиографию – УЗИ сердца (это при таком-то солидном техническом оснащении кардиоцентра!) и назначила ей это обследование на 27 марта. А чтобы сделать его в тот же день, предложила поехать в частную поликлинику «Здоровье», расположенную на ул. А. Петрова, и получить там эту медуслугу за 550 рублей.

– Я ждала направления в кардиоцентр целых две недели! – с горечью говорит Галина Захаркина. – Неужели за это время нельзя было по ВДС запланировать в нем такое обследование, иначе для чего тогда эта система нужна?! Ехать мне в один конец более 200 километров, не ближний свет. Это и для здорового-то человека тяжело, а для больного и подавно. И еще с моим давлением, которое иногда зашкаливает за 190, добираться потом на переполненном общественном транспорте до этой поликлиники… Разве это не скажется отрицательно на сердце?! Как и месячное ожидание бесплатной медицинской помощи!

Мой трудовой стаж более 50 лет, все это время с моей зарплаты высчитывались на медстрахование регулярные платежи. Что, я за эти годы не заработала себе на бесплатную эхокардиограмму? Может, у врачей кардиоцентра какой-то гласный или негласный договор с этой поликлиникой, что они стараются добровольно-принудительно направлять туда людей за получением платных услуг? Как я знаю из разговоров со знакомыми, во многих больницах это сейчас вошло в норму. А ведь считается, что у нас в стране бесплатная медицина!

Надо для приезжих пациентов организовать прием в кардиоцентре так, чтобы они могли в один день все пройти, а не ехать за обследованием повторно. Как и не оставаться в Барнауле в его ожидании неизвестно сколько времени, все-таки цены там за проживание в гостиницах кусаются. Вместе с питанием, платой за проезд до краевого центра и обратно да на городских маршрутах такие расходы не по карману сельскому пенсионеру, получающему немногим больше прожиточного минимума. Хорошо, что я захватила с собой немного больше денег, а иначе бы пришлось возвращаться домой ни с чем.

Через два месяца мне снова ехать в кардиоцентр и снова надо будет проходить это обследование, а возможно, и еще какие-то. И что, опять на платной основе?

Мнение специалистов здравоохранения

Заведующая оргметодотделом АККД Марина Андреева, кому из сотрудников диспансера я смог дозвониться, не увидела в действиях лечащего врача никаких нарушений. Местная поликлиника дает больному выписку с диагнозом болезни, объяснила она, а врач кардиоцентра затем на приеме уточняет его и решает, какие ему понадобятся обследования. Заранее знать это невозможно. Хотя АККД работает в системе ОМС и эхокардиография входит в стандарт предоставления бесплатной медицинской помощи, но ее не всегда удается оперативно сделать. Срок ожидания подобных услуг в соответствии с нормативными документами составляет до двух недель. Врач в обязательном порядке должен предложить больному пройти ее в кардиоцентре бесплатно, назначив дату обследования. Если же пациента по каким-то причинам она не устраивает, то он вправе получить такую услугу в других лечебных учреждениях в более короткие сроки.

Согласна, что больным, живущим далеко от Барнаула, сложно приезжать в кардио-центр по нескольку раз, но это уже другой вопрос. У нас на многие виды обследования большая очередь, и провести их иногороднему больному в день приема часто не предоставляется возможным.

Примерно то же самое сказала и завотделом организации медицинской помощи взрослому и детскому населению Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности Жанна Вахлова. Добавив при этом, что, вероятно, в данном случае имела место недоработка ЦРБ. Наверное, можно было бы по ВДС заранее сообщить в кардиоцентр, какие пациентке понадобятся обследования, и тогда ей не пришлось бы воспользоваться платной услугой.

Вахлова пообещала переговорить с руководством АККД, чтобы в дальнейшем для приезжающих издалека больных в кардиоцентре был бы предусмотрен меньший срок ожидания.

А что думают страховщики?

Те были категоричнее подчиненных Минздрава, по определению вынужденных защищать честь мундира.

– В соответствии с «Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи» на 2014 год все медуслуги, входящие в указанный там перечень, должны предоставляться лечебными учреждениями, работающими в системе ОМС, бесплатно, – сказал руководитель отдела по защите прав застрахованных Алтайского филиала страховой компании «РЕСО-МЕД» Олег Глебов. – Этот эпизод, конечно, похож на выкручивание рук с целью получения денег с пациента, но по каждому из них надо разбираться отдельно. Для этого человек должен обратиться к нам письменно, и мы тогда поведем предметный разговор с лечебным учреждением по защите прав нашего страхователя.

Начальник отдела с аналогичным названием ТФОМС по Алтайскому краю Валентина Богданова заявила, что замещение бесплатных медуслуг платными запрещено краевыми нормативными актами, которые специально оговаривают такие случаи.

– Я сразу же сообщила о происшедшем руководителю фонда. Мы связались с администрацией АККД и запросили информацию по этому инциденту на следующий день, – сообщила она. – По их словам, данную услугу в кардиоцентре Г.С. Захаркиной не смогли предоставить 26 февраля потому, что у них якобы в тот день не работал аппарат. Мы договорились, что вопросы обследования пациентов впредь они будут решать у себя, чтобы не направлять людей на платные услуги. В крайнем случае могут направить в ближайшие медучреждения, чтобы там им были предоставлены такие услуги бесплатно. Мы в апреле будем проверять АККД по вопросам оказания медицинской помощи и одновременно посмотрим, как обстоят дела с этим.

Для пациентов лечебных учреждений края у нас существует телефон «горячей линии» – 63-32-86, по которому каждый может позвонить в случае нарушения его прав при взаимоотношениях с медперсоналом. И мы этим людям обязательно поможем.

Слово надо держать

Остается выразить надежду на то, что в кардиоцентре все же пойдут навстречу пожеланиям больных из глубинки и смогут организовать для них оказание бесплатных медицинских услуг, в том числе необходимых обследований, в день их приезда. Ведь клятва Гиппократа, которую дает врач, вступая на врачебную стезю, обязывает его внимательно и заботливо относиться к своему пациенту и действовать исключительно в его интересах.

Василий КУРАКОВ

Фоторепортаж