Мы и сами запоём!

На VIII краевой ассамблее хормейстеров гости ждали чего-то небывалого. И не зря

00:00, 19 марта 2014г, Культура 3369


Мы и сами запоём! Фото №1

Фото Олег МИКУРОВ

Краевая ассамблея хормейстеров проводится раз в два года. И в этот – уже восьмой! – раз она вновь стала праздником музыки, весны, обновления. Хормейстеры и преподаватели хоровых дисциплин собрались в Барнауле на базе Алтайского государственного музыкального колледжа для того, чтобы обменяться опытом, повысить уровень профессионального мастерства, пообщаться с мастером.

Впервые на Алтай приехал удивительный гость – Сергей Екимов, дирижер, член Союза композиторов России и Союза концертных деятелей Санкт-Петербурга, художественный директор Международного фестиваля хорового искусства «Поющий мир», художественный руководитель и дирижер Женского хора музыкального колледжа им. Н.А. Римского-Корсакова.

Программа ассамблеи, которая была организована при поддержке Хорового общества Алтайского края, была весьма насыщенной. Кроме традиционных мастер-классов, репетиций, практикумов прошел открытый городской конкурс вокальных ансамблей. Гости праздника могли услышать на прошлой неделе выступление хоровой школы «Кантилена» (рук. А. Бычкова, Новосибирск), Городского академического хора Барнаула (рук. А. Тарнецкий), хора Рубцовского государственного музыкального колледжа (рук. В. Мысникова), вокального ансамбля «Сентябринки» (рук. И. Грицай, Барнаул). «Работали замечательно, с радостью, пели интересную музыку, – отметила директор музколледжа Светлана Прокофьева. – За прошедшие 14 лет и 8 ассамблей виден профессиональный рост и самого мероприятия, и его участников».

Кульминацией же ассамблеи, конечно, стал состоявшийся в день ее закрытия гала-концерт. Зал музколледжа был полон. Как обычно, пришли на праздник музыки гости целыми семьями и даже несколькими поколениями – бабушки и дедушки, папы и мамы, дети (они же внуки). И пусть не все малыши могут выдержать действо целиком, но даже и немного праздника – это тоже праздник. А открылся он произведением Сергея Екимова, посвятившего его своей дочери, – «Марфушины песенки».

Ах, как пели эти песенки взрослые солидные дамы на сцене с традиционными папками в руках, например, зажигательное «Танго мухи», элегическую «Колыбельную сурка» или разудалого «Кабанчика». Последняя рассказывала о том самом Ромео, который спешит в гости к своей любимой свинке и мечтает, как «она выглянет из хлева, заморгает, завизжит и, как будто королева, мне навстречу побежит». И если какие-то на первый взгляд абсолютно детские песенки лишь радовали душу, то над словами иных, например, «Стрекозы», можно было и задуматься по-взрослому. Во всяком случае, мысль отражалась во взоре слушателей, когда хор пел:

«А что в жизни самое главное?

Это летание плавное.

Это летание, это летание и стрекотание…»

Премьера «Марфушиных песенок» состоялась в марте 2008 года в Санкт-Петербургской филармонии в исполнении лауреата международных конкурсов Женского хора Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Н.А. Римского-Корсакова под управлением автора. Он же, Сергей Екимов, руководил в день гала-концерта ассамблеи сводным хором участников в Барнауле – и это была премьера сочинения композитора на Алтае! Оно прозвучало в сопровождении симфонического оркестра краевой филармонии, дирижировал которым дипломант всероссийского конкурса и театральной премии «Золотая Маска» Дмитрий Лузин.

– Я познакомился с замечательным симфоническим оркестром, с прекрасным маэстро. Он очень внимательно, чутко, бережно отнесся к музыке – это очень важное качество, – сказал Сергей Екимов. – Мое сочинение впервые прозвучало в оркестровой редакции. Думаю, что теперь эта версия будет звучать и в других городах России.

Хоровому коллективу, который сейчас стоял на сцене, ровно три дня. Мы два дня репетировали, на третий прошла итоговая репетиция с оркестром…

Последние слова маэстро утонули в долгих бурных аплодисментах.

 

Очень долго не смолкали они, перемежаясь криками «Браво!» и после исполнения другого произведения гостя – «Элегической музыки». Оно посвящено памяти учителя Екимова, народного артиста России, профессора Санкт-Петербургской консерватории Юрия Фалика. Этот композитор для любого хоровика один из самых любимых, наличие его произведений в репертуаре коллектива – показатель высокого уровня. Прозвучала «Элегическая музыка» в исполнении солистки Натальи Нестеровой, хора Алтайского музколледжа (рук. Рафаэль Галямов) и симфонического оркестра филармонии.

И, конечно же, многие гости ждали небывалого. Их ожидание оправдалось – еще одно чудо случилось в тот вечер в концертном зале музколледжа. Правда, чуду трудно было уместиться на сцене, ведь сводный детский хор состоял из учащихся ДМШ и ДШИ Барнаула (всего порядка двухсот человек!). Этот проект был реализован в рамках ассамблеи впервые в крае.

Детский хор исполнил Messa Festiva Дж. Левитта – произведение, написанное в 1998 году по случаю съезда хормейстеров США. Сложнейшее творение тогда исполняли профессиональные взрослые музыканты. В Барнауле оно прозвучало в исполнении детского хора… Все, кто слышал, как ангельские голоса поют «Верую!», этого не забудут.

– Последние слова мессы «Даруй нам, Господи, мир!» так актуальны в наше время… – сказала Сима Семеновна Тарнецкая. – И на сцене было столько детей! Они справились, а ведь музыка очень сложная. Это был настоящий духовный праздник. Я думаю, возрождение нашего жанра начнется обязательно!

*   *   *

«Хочу всех поздравить и порадоваться: хоровое искусство живо, оно по-прежнему объединяет всех», – говорил о возрождении жанра и Сергей Екимов.

Практически во всех европейских странах есть хоровые общества. Сегодня хоровым пением в США увлечено около 30 миллионов человек разного возраста, большое внимание уделяют этому виду искусства в Германии, Швейцарии, Венгрии и Японии. Мир не перестает удивляться феномену Латвийского всенародного праздника песни и танца: народное движение объединяет людей из разных социальных слоёв, из городов и сел. Этот праздник ЮНЕСКО объявил национальным достоянием. Учеными доказано: занятие хоровым пением в детстве воспитывает творческих, неординарных, толерантных людей с хорошим вкусом.

Трагические события ХХ века отразились на всех явлениях культуры нашей страны. Русское хоровое общество существовало с 1878 по 1916 год, вновь было основано в 1957-м. Через тридцать лет его преобразовали в Музыкальное общество. Еще в середине 1980-х Россия была одним из лидеров в развитии хорового искусства – только самодеятельных коллективов было около 30 тысяч (это около трех миллионов человек). И вот год назад в России возродилось Всероссийское хоровое общество (ВХО), его возглавил Валерий Гергиев. И россияне уже имели возможность восхититься выступлением под руководством маэстро большого детского хора на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи. В тысяче этих голосов звучали и десять из Алтайского края.

В связи с организацией Всероссийского хорового общества многие вспоминали древнегреческое слово «ахоретос», что в переводе означает «неграмотный человек, не умеющий петь в хоре». Будем надеяться, что с организацией отделения ВХО на Алтае таких неграмотных станет меньше. И, глядишь, мы не только будем голосовать эсэмэсками за наш хор, но и сами запоем! Ведь слово «хор» означает не только «коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов (хористов, артистов хора)», но и – что, наверное, более важно! – «совместное звучание человеческих голосов».

Светлана АЛЕКСАНДРОВА

Фоторепортаж