Из Сочи – с автографом Легкова

Алтайские судьи рассказали о своём пребывании на Олимпийских играх

00:00, 12 марта 2014г, Спорт 2099


Из Сочи – с автографом Легкова Фото №1

ХХII зимняя Олимпиада стала значимым событием для алтайского спорта: впервые помимо спортсменов наш регион делегировал на главные старты четырёхлетия такой внушительный отряд судей. Более тридцати представителей спортивной фемиды из Алтайского края обслуживали соревнования по горным лыжам, биатлону и лыжным гонкам. На прошлой неделе некоторые из них поделились впечатлениями от этих грандиозных соревнований с местными журналистами.

Cергей Кизилов, вице-президент Федерации горнолыжного спорта и сноуборда Алтайского края, в Сочи работал начальником мужских горнолыжных трасс:

– Основная работа была до старта соревнований – мы готовили трассы, на которых спортсмены впоследствии выступали. В связи с погодой и субтропическим климатом эта работа была очень сложной. Снега порой выпадало до метра, он тут же таял. Приходилось даже откапывать снежные пушки, которые стояли на верхней части трассы. Самым запоминающимся и одновременно самым сложным на Олимпиаде стал один из дней, когда беспрерывно шёл дождь. Причем сверху трассы шёл снег, а уже на финише – дождь. В этот день мы готовили полотно для гигантского слалома, я 20 часов провёл на горе, промок насквозь, несмотря на всю экипировку.

Естественно, болел за алтайского сноубордиста Андрея Соболева. В прошлом году на открытом чемпионате Северной Америки, где выступали все сильнейшие участники Кубка мира, Андрей выиграл и слалом, и гигантский слалом. А затем на чемпионате мира стал лишь 16-м. И в Сочи так же. Выиграл квалификацию в гиганте с отрывом от Вика Уайлда, ставшего двукратным чемпионом. Но стал только девятым, а в слаломе выступил ещё хуже. Уайлд – постарше, психика у него, наверное, более уравновешенная. А Андрею, видимо, помешало чрезмерное желание выиграть. Готов-то он готов, но пока не получилось.

Помимо 27 алтайских судей, обслуживающих горнолыжные соревнования, с нами также были открывающие – Александр Каленкин и Марк Тетеньков. В их функции входило прохождение трассы первыми, перед соревнующимися спортсменами. Этим ребятам приходилось вставать в шесть утра и ехать из Адлера в Сочи, чтобы успеть проверить дистанцию, нарисовать след, по которому потом поедут олимпийцы.

Благодаря Олимпиаде в Сочи созданы горнолыжные трассы мирового уровня – единственные в стране. Все остальное – это ближе уже к лыжным гонкам. Я видел много трасс и на чемпионатах мира, и на Кубках мира. Но такого высокого качества, как в Сочи, не было даже на последних этапах Кубка мира.

В целом все наши специалисты получили бесценный опыт. В будущем он наверняка пригодится им в работе, а пока остается только отдыхать и готовиться к следующим соревнованиям. Кому ни позвоню сейчас, все говорят одно: «Отсыпаюсь!»

Владимир Котляров, преподаватель физвоспитания Барнаульского базового медицинского колледжа, судья международной категории, в Сочи работал одним из арбитров по биатлону:

– Олимпиада впервые прошла в субтропиках, в прибрежном кластере температура доходила до 21 градуса тепла, а в горах воздух прогревался до 8-10 градусов. В мои обязанности входил контроль огневого рубежа во время соревнований. Кроме этого нас посылали и на трассу, где приходилось возить снег, закатывать его, укрывать специальным материалом, чтобы он не таял, разбрасывать соль, выполнять другую обыденную работу. После нескольких падений спортсменов на спуске привезли маты, закрыли ими некоторые места, чтобы они не травмировались. Очень тщательно готовили и огневной рубеж, чтобы все соревновались в одинаковых условиях. Рабочий день у нас проходил с утра и до вечера. Мы добирались до биатлонного комплекса на электропоезде «Ласточка», в день на дорогу тратили около пяти часов.

Опасений, что тёплая погода помешает Олимпиаде, лично у меня не было. С прошлого года в горах заготовили кучи снега, установили мощнейшие снежные пушки. Правда, в один из дней погода нам всё-таки не дала вовремя провести мужской масс-старт, из-за тумана гонку несколько раз переносили.

Российские биатлонисты на мажорной ноте закончили Олимпиаду, выиграв мужскую эстафету. Весь тренерский и судейский состав сразу приободрился, стали смотреть на всё веселее. Уже сидели в самолёте, когда узнали, что наши парни завоевали весь пьедестал в лыжах на дистанции 50 км. Ликованию не было предела.

На Олимпиаде я посмотрел, как в идеале проводятся соревнования. Жаль, что в Барнауле этот опыт практически не востребован. Сейчас у руководителя Союза биатлонистов Алтая Андрея Угарова и олимпийского чемпиона Сергея Тарасова есть задумки по установке в Сухом Логе нового стандартного стрельбища с тридцатью огневыми рубежами. Но как это будет реализовано – пока не знаю.

Елена Шалина, мастер спорта международного класса, на Олимпиаде работала в секретариате соревнований по лыжным гонкам:

– В мои обязанности входили функции оперативной передачи информации к тренерам, капитанам команд, участникам соревнований. Но приложила руку и к строительству лыжной трассы. У биатлонистов комплекс – стационарный, а у нас стадион ставили буквально в голом поле. После Паралимпиады его разберут и по назначению он использоваться не будет.

Я была среди первых лыжных судей, которые прибыли в Сочи 26 января. Сначала все были в шоке. Приходилось пешком ходить до стадиона, на дорогу тратили больше часа. Потом стали ходить специальные автобусы – «Шаттлы», но судей они не имели права возить, только спортсменов. Мы всячески уговаривали волонтёров, чтобы они разрешали нам ездить. Сначала было тяжело, но сейчас остались только хорошие воспоминания.

Погода была на загляденье. Солнце, жарко. Все удивлялись, как в горах вообще такое возможно. Снег, правда, подтапливало, сыпали соль. Но благодаря волонтёрам всё прошло хорошо.

Что касается нашей лыжницы Ольги Кузюковой, то изначально ни у кого и не было иллюзий, что она покажет какие-то заоблачные результаты. Оля выступила в свою силу, на что была готова, то и показала. Разговаривала с ней после эстафеты, она была сильно расстроена. Думаю, для неё это хороший жизненный урок. Она – сильная спортсменка, всем ещё покажет, на что способна.

Были и забавные истории. Единственный лыжник из Доминики в одной из гонок еле дошёл до финиша, все его очень долго ждали. Потом ему стало плохо, пока оказывали медицинскую помощь, кто-то, видимо, случайно, забрал его лыжи. Так он ходил к нам каждый день, спрашивал, не нашлись ли они. В конце он не выдержал и накануне старта пятидесятикилометровой гонки пришел в штаб с полицией. Тогда уже не выдержала президент Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе, сказала: «Подарите уже ему лыжи!»

А ещё я привезла с Олимпиады футболку с автографами всех российских лыжников для воспитанников барнаульской коррекционной школы-интерната № 4. На ней Легков с Вылегжаниным написали ребятам благодарность за поддержку.

Фоторепортаж